Фильтр
Пожарные автомобили основного вооружения 1941-1945 годов
Рассказ о пожарных автомобилях основного вооружения состоявших на службе Московского пожарного гарнизона во время Великой Отечественной войны. (Последняя редакция 27.10.2025.) К началу войны на службе московских пожарных находилось большое количество автомашин, которые, согласно Боевого устава пожарной охраны (БУПО) 1940 года, относились к вооружению пожарной охраны. И в зависимости от их назначения, подразделялись на основное вооружение, специальное вооружение и вспомогательное вооружение. Среди пожарных автомобилей московского гарнизона к основному вооружению, в первую очередь, относились машины использующие для тушения воду: - пожарные автонасосы; - автонасосы со съёмными механическими лестницами (другое название - съёмные автомехлестницы с насосом); - автоцистерны с насосами (другие названия - автонасосы с цистернами или автоцистерны); а также автомашины применяющие другие основные средства тушения, такие как: - углескислота в виде газа и "снега"; - пена (химическая пена, воздушно
Пожарные автомобили основного вооружения 1941-1945 годов
Показать еще
  • Класс
Первые в своём роде
Специальные ПМЗ-27 московского пожарного гарнизона. Рассказ об отличительных особенностях пожарных автоцистерн модели ПМЗ-27 служивших в Москве. Хотя по действующей с 1959 года системе обозначений их правильнее называть АЦП-30(157) модель 27. Но Прилукский завод противопожарного оборудования практически до конца выпуска этой модели указывал на заводской табличке каждой машины исключительно «ПМЗ-27», добавляя лишь буквы модификаций. Поэтому и я в своём рассказе буду придерживаться заводского обозначения. Занимаясь историей Московского пожарного гарнизона я особое внимание уделяю пожарной технике. Ведь пожарные машины это моя любимая тема на протяжении уже боле 20 лет. Так вот просматривая фотографии московской пожарной техники 1960-х годов я обратил внимание на то, что в столице очень редко встречается машины самой первой модификации ПМЗ-27, той самой, у которой ещё отсутствовал лафетный ствол на крыше кабины. Казалось бы, в начале 1960-х, после постройки МКАД, которая стала границей
Первые в своём роде
Показать еще
  • Класс
Автобус бытового обслуживания на пожаре
Много лет назад в архивах одной из пожарных частей, причём даже не московской, обнаружилась фотография казалось бы обычного автобуса ЗИС-154 в стандартной "гражданской" окраске тех лет. Правда запечатлён он был в весьма примечательном месте - во дворе московского Управления пожарной охраны на Кропоткинской улице, дом 22. А подпись под снимком прямо указывала на его принадлежность к пожарной охране: "Автобус бытового обслуживания на пожаре". Но больше никаких подробностей. Поэтому оставалось только гадать, что за "бытовое обслуживание" имелось ввиду. Я лично склонялся к версии, что создан он был для приёма пищи и обогрева личного состава на длительных пожарах в зимнее время... Но недавно, просматривая архивную подшивку номеров газеты московского УПО "Боевой сигнал" за 1953 год, обнаружил там два упоминания про этот загадочный автобус. Оказывается, его приобрели для переоборудования в передвижную душевую. Как было сказано в первой заметке: "чтобы бойцы могли после пожара помыться и чаю г
Автобус бытового обслуживания на пожаре
Показать еще
  • Класс
Московские "газовки" - от АМО-4 до "ГАЗон NEXT". Часть 2 (1993 - 2023)
90 летию газодымозащитной службы посвящается. История московских АГДЗС в фотографиях. Из-за новых правил "дзена" по максимальному размещению не более 100 фотографий в одной статье этот старый рассказ пришлось разделить на две части, да ещё удалить несколько фото. Иначе нельзя было редактировать и добавлять новую найденную информацию. Начало смотри здесь - ЧАСТЬ 1 (1933 -1992) На рубеже веков В начале 1990-х Ленинградский теохтряд выпускает несколько АГ-12 на новом шасси ПАЗ-3205, после чего передаёт техническую документацию для организации их серийного производства на Жуковский машиностроительный завод (ЖМЗ). Там машина получает название АГ-12(3205)мод.001ЖК-ТУ и серийно выпускается на ЖМЗ с 1994 по 1998 годы. Она оснащалась стационарным электрогенератором ГС-250-12/4 мощностью 12 кВт, электродымососом ДЭП-7, катушками с электрокабелями, двумя стационарными и тремя переносными прожекторами ИО-02-1500, мощностью по 1500 Вт. Стационарные прожектора устанавли
Московские "газовки" - от АМО-4 до "ГАЗон NEXT". Часть 2 (1993 - 2023)
Показать еще
  • Класс
Пожарники и Гиляровский
Небольшие изыскания на тему значения слова "пожарник". При давнишнем споре о значении слова "пожарник" многие любят цитировать Владимира Гиляровского, воспринимая сказанное им как истину в последней инстанции. Причём зачастую, цитируют не целиком, а только вторую часть его высказывания, да и то, не придавая значения тому, где и когда это было написано. Давайте и мы вспомним его "нетленку". Но при этом обратим особое внимание на некоторые детали из этой цитаты. А именно на ассоциации самого Гиляровского, на даты приведённые им и на название произведения, в котором он рассказывает о "пожарниках". — Пожарники едут! Пожарники едут! — кричит кучка ребятишек. В первый раз в жизни я услыхал это слово в конце первого года империалистической войны, когда население нашего дома, особенно надворных флигелей, увеличилось беженцами из Польши. Меня, старого москвича и, главное, старого пожарного, резануло это слово. Москва, любовавшаяся своим знаменитым пожарным обозом — сперва на красавцах лошадях
Пожарники и Гиляровский
Показать еще
  • Класс
Последние с каланчой
По просьбе товарищей выкладываю всю найденную мной информацию о пожарных депо построенных по проекту архитектора Алекса́ндра Влади́мировича Куро́вского. Последняя редакция статьи 31 августа 2025 года. С 1926 по 1929 годы в Москве было построено четыре пожарных депо спроектированных архитектором Александром Владимировичем Куро́вским. Они стали последними пожарными депо в столице, проект которых предусматривал каланчу. Все четыре здания дожили до наших дней. И до сих пор используются по прямому назначению - в них располагаются пожарно-спасательные части ГУ МЧС России по г.Москве. Казалось бы, прошло не так много времени, меньше ста лет, но как минимум три из этих четырёх ПЧ обрасли сказочными небылицами о датах их постройки и открытия. Причём неточности о годах постройки есть даже в данных БТИ. Правда, как показывает практика, для довоенных зданий это не редкость. Гораздо печальней, что утеряны исторические документы московской пожарной охраны. Баржа с архивом Управления пожарной охран
Последние с каланчой
Показать еще
  • Класс
Московские "газовки" - от АМО-4 до "ГАЗон NEXT". Часть 1 (1933 -1992)
90 летию газодымозащитной службы посвящается. История московских АГДЗС в фотографиях. В этом году пожарные отмечают сразу несколько юбилейных дат в истории службы: - 17 апреля исполняется 105 лет со дня подписания В.И. Лениным декрета "Об организации государственных мер борьбы с огнём". Эту дату отмечают как День Советской Пожарной охраны. - 1 мая исполняется 90 лет со дня первого заступления на дежурство звена ГДЗС. А ещё, в рубрике "юбилей года" журнала "Пожарное дело" (№1 2023) опубликована статья уважаемого Евгения Бобылёва "100 лет на страже столицы", повествующая о юбилее управления противопожарной обороны Москвы (УПО, в последствии Управление Пожарной охраны). Правда в статье присутствует несколько досадных неточностей. Например там сказано, что разнообразные специальные пожарные автомобили (в т.ч. и АГДЗС) появились в Москве только в начале 1950-х... Но это, мягко говоря, не совсем верно. Все перечисленные автомобили появились на вооружении московских пожарных ещё в середи
Московские "газовки" - от АМО-4 до "ГАЗон NEXT". Часть 1 (1933 -1992)
Показать еще
  • Класс
Пожарные "паровозы" многоцелевого назначения
"Паровозы" - такое прозвище закрепилось за пожарными машинами оснащёнными установками для получения температурно-активированной воды (ТАВ). Для тех, кто не в курсе что это такое, приведу пару цитат из научных трудов: "Новый термин “ТАВ” предлагается использовать для воды полученной в установке, после которой вода приобретает уникальные свойства аналогичные тем, которые в природе вода приобретает в поровых породах при высоких температурах и давлениях. (Подробнее см. Летников Ф.А. и др. Активированная вода - Новосибирск, Наука, 1976 г.). Сущность разработанного учеными Академии ГПС МЧС России совместно со специалистами ООО “Аква-ПиРо-Альянс” способа получения уникальных свойств ТАВ, заключается в том, что пресная вода вследствие её нагревания в специальном теплообменнике при определенном сочетании температуры (более 165°С) и давления (более 1,6 МПа) изменяет свои свойства. После возвращения к обычным, атмосферным условиям такая вода находится некоторое время в особом, так называемом мета
Пожарные "паровозы" многоцелевого назначения
Показать еще
  • Класс
Классическая ПНС как пережиток прошлого
Последние несколько лет (2018, 2020, 2021) по федеральным ПЧ страны, идут массовые поставки новых насосных станций ПНС-100/110 на шасси КАМАЗ-43118 производства миасских заводов "Приоритет" и "Уралпожтехника". Для многих пожарных подразделений это долгожданная техника, так как основная масса насосных станций, стоящих на вооружении ФПС МЧС, выпущена ещё в 1970-1980-е года на шасси ЗИЛ-131. Некоторые пожарные, кому ещё не поступили такие новинки, глядя на их фото восхищаются, и с нетерпением говорят: "Хотим такую же! Когда нам дадут?" Но тут возникет вопрос - а нужна ли сейчас такая машина в принципе? Ведь ПНС, в их классической форме, уже давно устарели. Так сказать пережиток прошлого. Их история в нашей стране тянется ещё с 1930-х, когда на бакинских нефтепромыслах местные пожарные умельцы установили на шасси грузовика мощный насос и автономный двигатель для его привода. В последствии было ещё несколько самоделок созданных по тому же принципу. Но окончательный, "классический" типаж с
Классическая ПНС как пережиток прошлого
Показать еще
  • Класс
Показать ещё