Фильтр
Искренность и приторность: эссе с открытым финалом
Они полвека вымарывали формы, вытравливали стили, выхолащивали суть искусства. И всё напрасно. Они рассчитывали на легковесный, бессодержательный, пустотелый постмодерн. Мол, достаточно расписать конструкт яркими красками, и тот удержится на плаву зрительского интереса. Ничего не вышло. Механизм деконструкции, лежащий в основе философии постмодерна, саморазобрался по ходу эксперимента. Задумка пошла ко дну. Тогда они решили играть проще. Провозгласили дутые арт-сенсации высоким искусством и ждали, что те «взлетят». Что характерно: местами ожидания окупились. Но лишь на краткий миг. Хрупкость любого рода мыльных пузырей имманентна; природа искусства не терпит пустоты; начало двадцатых прошло под аккомпанемент лопающихся промедийных проектов. Живопись постмодерна оказалась годной технологии блокчейна, но не более. Заинтересованные стороны успели на ней зарабатывать, но получать от неё культурно-эстетическое удовольствие оказались способны (как говаривал классик) не только лишь все. Мало
Искренность и приторность: эссе с открытым финалом
Показать еще
  • Класс
Картины с выставки: «Свой человек Владимир Гиляровский»
От пахнущих древностью летописей — до обзорных статей из блогосферы. От рассыпающихся в руках старинных карт — до цифровых изображений в облачных сервисах. От городских пейзажей прозванного «русским Каналетто» Алексеева — до пленэрных набросков нашего безвестного современника. Несчётное число произведений изобразительного, литературного, архитектурного, музыкального искусства. При свечах и при светодиодах, пером и мышкой, кистью и баллоном. И всё — о ней. О Москве. Талантливых творцов, пытавшихся объять, постичь, описать, истолковать, изобразить, дешифровать и заархивировать образ, дух и суть великого города, десятки сотен. Тысячи мастеровитых, вдумчивых, неравнодушных художников, писателей, поэтов и публицистов однажды связали (и ещё непременно свяжут) творческий путь с судьбой русской столицы. В результате множество громких и славных имён блещут (и станут ещё блистать) на скрижалях Истории, отражая зарево грозных пожаров, всполохи праздничных салютов и отсветы алых рассветов, судьбой
Картины с выставки: «Свой человек Владимир Гиляровский»
Показать еще
  • Класс
Эссе: весенний каприз, осеннее прозрение, или концепция против идеи
Идея, что легла в основу статьи, посетила меня давно. Но облечь её в буквы вышло только сейчас. Она родилась во время весенних прогулок по модным галереям столицы и на тот момент ощущалась как сущий каприз. Как лёгкая отстранённость, вызванная «непопаданием» сложносочиненной современной живописи в моё настроение. В тот раз я всё списала на усталость... Летом, во время общения с художниками, создававшими масштабный стрит-арт-проект на берегах Волги, это «мыслечувство» вернулось ко мне с удвоенной силой. Чтобы вылилось в рефлексию. Я перечитала собственные статьи, написанные по итогам мероприятия, и осталась ими недовольна. В них было много искренности, много июльского флёра и светлых эмоций, но аналитики и трезвого взгляда на вещи в них недоставало. Поразмыслив, я всё же решила не придавать значения этим «звоночкам». Летом принято радоваться жизни, а не копаться в ресантиментах, не правда ли? «Будет осень — буду писать нудную аналитику», — решила я. И вот она — осень. И вот она — нудная
Эссе: весенний каприз, осеннее прозрение, или концепция против идеи
Показать еще
  • Класс
Контент будущего: герои, платформы и новые форматы
Второй день II Международного Симпозиума «Создавая будущее». В его рамках состоялась конференция «Контент будущего: герои, платформы и новые форматы». Было серьёзно, но очень доверительно. Официально, но при этом камерно. Было здорово, и хотелось послушать и поспрашивать ещё больше, но в итоге голова буквально разрывается от информации, и материала к размышлению хватит не на одну статью. Участвовали виднейшие деятели отечественного бизнеса, культуры, политики. Присутствовал цвет творческой интеллигенции и пишущая братия, включая лауреатов международных литературных премий. Искали героя нашего времени. Подчёркивали востребованность такой фигуры, так сказать, в реалиях, с учётом и перед лицом... Формулировали его основные признаки. Раскрывали перед иноземными гостями тайны русской души, опираясь на Достоевского и Стругацких. А главное — рассуждали о том, как приблизить его пришествие методологически и технологически. Отложу иронию (не всю, а сколь смогу) в сторонку и скажу как на духу, д
Контент будущего: герои, платформы и новые форматы
Показать еще
  • Класс
Культура и искусство будущего: влияние технологий на культурное развитие
Уникальная получилась встреча в рамках II Международного Симпозиума «Создавая будущее» 2025. Удивительный вышел разговор «Искусство и глобальные вызовы». Многомерный, многозначный, глубокий. Знаковый. Хочется написать о нём в шекспировском стиле, выделяя логическими ударениями ключевые места и нагнетая побольше эпичности. Личности акторов лекции «Искусство и глобальные вызовы» оказались интересны в заявленной к обсуждению темы. Ну в самом деле, дорогой читатель, кому из нас в новинку, несомненно, важные и острые, но уже сто раз хоженные-перехоженные темы экологии, искусственного интеллекта и блокчейн-технологий в современной живописи, скульптуре и дизайне? Вы много слышали и читали об этой проблематике. Взять хотя бы наш с Вами канал... Другое дело — оказаться свидетелями встречи четырёх замечательных художников, каждый из которых творит наособицу. Пытается отыскать, угадать, вычислить формулу искусства новой эпохи при помощи современных технологий, но делает это в одной лишь ему прису
Культура и искусство будущего: влияние технологий на культурное развитие
Показать еще
  • Класс
«Создавая будущее»: симпозиум, который меняет правила игры
Современное искусство «едет» на былых заслугах и современном нигилизме. Как цирковой артист, стоящий на спинах сразу двух лошадей, несущихся по арене. Скачущих по замкнутому кругу, три раза в день, согласно расписанию, из ниоткуда в никуда. Положа руку на сердце, этот номер чертовски затянулся. У него уже нет ни собственной значимости, ни потенциала. Никого не удивить колористическими экспериментами в духе неоимпрессионизма. Но и банан, примотанный к полотну синим скотчем, уже мало кого смешит и/или шокирует... В стремительно меняющемся современном мире современное же изобразительное искусство растеряло компетенции. В первую очередь — способность отображать и осмысливать действительность. Оно больше не театр. Живопись — цирк с уставшими конями. Пока мир разъезжается на части и дробится на блоки, массовая культура сидит на шпагате промеж постмодерном и метамодерном. Делая вид, что так оно и было задумано. Однако, вечно держаться на спинах бегущих по кругу рабочих лошадок не выйдет. Изоб
«Создавая будущее»: симпозиум, который меняет правила игры
Показать еще
  • Класс
Почему, зачем и как: о премиум-подписке на канале Живопись
Цифровая среда изменилась. Стала простой и удобной. Комфортной, дискретной, легкоусвояемой. Породила культуру малых форматов и бесконечного «серфинга». Нынче океан информации плещется в каждом цифровом устройстве. Виртуальный океан глубиной по колено... Минимальное погружение — максимальное удовольствие. Следование алгоритмам — гарантия успеха. Для всех сразу — ни для кого в частности. Ничего личного — значит, ничего лишнего. Безопасно, выгодно, эффективно. Такова данность нашего времени. Так решила история. Или общество. Или судьба. Зовите это как хотите... А я так не хочу! Не собираюсь без остатка интегрироваться в поток алгоритмов, становясь очередным контент-киборгом. Не буду разменивать лучшие идеи на популярные теги. Мой Бог — не из машины, мой путь — не там, где прошли и ещё пройдут сотни тысяч авторов, торя слякотный мейнстрим. Я не хочу быть удобной. И не собираюсь быть эффективной, как тот менеджер из расхожего стереотипа. Я была и буду «душной» копательницей узких тем и стал
Почему, зачем и как: о премиум-подписке на канале Живопись
Показать еще
  • Класс
Выставка авангарда открылась в Приморской галерее
Времена меняются, солнце снова встаёт на востоке, авангард опять актуален. Картина мира пишется заново у нас на глазах, и мастерам авангарда, век назад радикально менявшим мир живописи, снова доверено быть камертонами эры перемен. Проводниками культурных открытий и ликвидаторами культурного шока. Иллюстраторами конфуцианских тайн великой книги перемен, если угодно. Итак. В рамках проведения Х Восточного экономического форума (ВЭФ) в прекрасном городе Владивостоке открылась уникальная художественная выставка. Имя ей: «Авангард. Рожденные временем»... Знаете, дорогой читатель, что меня меньше всего устраивает в этой официальной формулировке? Выражение: «В рамках». Ибо выставка работ русских авангардистов, развернувшаяся в Приморской картинной галерее, — это точно не о рамках, не о границах и не о единообразных форматах. Эта экспозиция — открытый диалог и скрытый вызов «в одном флаконе». Она — про связь времён, но и про ложность всяческих аналогий. Более полусотни работ за авторством трёх
Выставка авангарда открылась в Приморской галерее
Показать еще
  • Класс
Эссе: где кончается искусство и начинается перчатка
А что, если живопись на самом деле никогда не занималась проблемой эстетики? Но лишь полагала, что занимается ею? Что, если тона и линии, веками наносимые художниками на холсты, не просто искажены чередой «фильтров» авторской субъективности, а изначально имеют опосредованное отношение к реальности? Что Вы скажете, дорогой читатель, если я возьмусь утверждать: попытки художников новой школы подменить эстетику реализма неким «чистым», антиформальным заявлением раз за разом проваливаются не потому, что культурно и социально чужды широкому зрителю (вовсе нет), а потому что неверно работают с коллективным бессознательным началом? Картина современного мира искусства обычно видится противостоянием двух творческих лагерей. Художники традиционного толка понимают форму и цвет как самодостаточные генераторы эстетики. И предлагают аудитории роль молчаливого наблюдателя. Мастера «новой школы» действуют от обратного, провоцируя зрителя на соавторство и диалог. В частности, на самостоятельную интерпр
Эссе: где кончается искусство и начинается перчатка
Показать еще
  • Класс
Две картины, два настроения: день рождения Исаака Левитана
Обе картины Левитана, до которых дотянулись загребущие руки Sotheby's («Лето» и «Заросший пруд»), аукционный дом сбыл по совершенно одинаковой цене. Выручив по 908750 фунтов стерлингов за каждую. Вот ведь ирония жизни: такие разные полотна — и такой нелогично схожий финал... Нынче они заточены в чьей-то частной коллекции, и увидеть их «вживую» можно даже не мечтать. Не удивимся, если анонимный обладатель разместил их рядышком. Вряд ли понимая, насколько это странно и даже неуместно... У этих картин, даром что писанных одной и той же рукой, разные души. Несхожая музыка настроений и смыслов. «Заросший пруд» — посвящение наставнику. Эхо произведения Поленова, созданного на том же берегу и в том же приподнято-лиричном настроении годами ранее. Картина — созерцание, преисполнение, безмятежность. «Лето» — стихия бегущих облаков, кланяющихся трав, шепчущей листвы. Стихия вольного ветра! В то лето Левитан был влюблён и счастлив, его кисть — смела и деятельна, а созданный ею воздух так и дрожал
Две картины, два настроения: день рождения Исаака Левитана
Показать еще
  • Класс
Показать ещё