Таджикская женщина, будучи одарена красивой внешностью, стремилась соблюдать чувство прекрасного и в одежде. В отличие от представительниц слабого пола других народов, возможности для разнообразия гардероба, благодаря удобному расположению страны на пересечении торговых путей, у нее были еще за столетия до того, как появилось само слово «мода». Возможно, именно поэтому национальная одежда жительниц Таджикистана издревле весьма разнообразна, а фасоны платьев в большинстве его районов (в том числе исторических) могут сильно отличаться.
Таджикские женщины, в особенности молодые, любили яркие цвета в одежде и всегда старались сочетать оттенки. И надо отдать должное их вкусу — они не перебарщивали.
«Гамма излюбленных расцветок материй для одежды у таджикских женщин была чрезвычайно разнообразной, яркой, жизнерадостной, не будучи в то же время режущей глаз, хотя сочетания цветов и строились на принципе острого контраста», — писали антропологи Н. Ершов и З. Широкова по итогам исследования, проведенного полвека назад в Таджикистане.
Одежда же, представленная на иллюстрации, в большей степени использовалась деятелями искусства, которым в таджикской истории всегда отводилось особое место. Так в прежние времена могли выглядеть певицы, танцовщицы и т.д. Хотя обычно костюмы музыкантов, исполнявших тогда в основном шашмаком, отличались более богатыми цветами и материей (шились, например, золотыми нитями на темной материи).
Один из мифов сегодняшнего Таджикистана – что тюбетейка издревле была традиционной для женщин. Этот атрибут, согласно исследованиям советских антропологов, получил популярность и стал использоваться девушками практически во всех районах страны, а также соседнего Узбекистана, только в XX веке, после революции. При этом носят ее преимущественно только девушки и молодые женщины.
Самым традиционным головным убором для таджичек был платок — рўмол, қарс, соба или латта. Существовало очень много способов повязывания платка, многие из которых сегодня уже практически нигде не встретить. Конечно, во многих регионах были свои платки, традиционно используемые только в этом городе или районе.
Кулябские же девушки традиционно носили кисейные платки в виде широких длинных шарфов, закинув один из концов за голову, примерно как показано на фото. Правда, у прежних платков края были вышитыми, а назывались они латтаи нақшинӣ (расписная материя) или сарандоз.
Вместо тюбетеек под платками обычно носили мягкие шапочки из материи, которые и назывались тўппи (то же самое, что и тоқӣ — тюбетейка в переводе с таджикского). Они, видимо, и есть предки сегодняшних женских тюбетеек.
Пожилые и старые женщины носили схожий головной убор — сшитые из материи (особой формы) шапочки, которые назывались кулўтапўшак. Тюбетейки, как мы уже писали ранее, по сей день носят преимущественно только девушки и молодые женщины.
В случае с девушкой на фото поверх головного убора силсила (или обычно поверх шелкового платка) накинута паранджа из тяжелой полушелковой материи банорас местного производства, отделанная шелковой тесьмой и вышивкой. Обычно такие накидки были монотонные и темного цвета, лишь со временем их стали делать более яркими.
Так же носили накидки в Худжанде и окрестностях (сегодняшней Согдийской области). Обычно в комплекте должен быть и чашмбанд (дословно «завязывающая/закрывающая глаза») — волосяная сетка, которую женщина надевала под паранджу, закрывая лицо, перед тем как выйти с женской половины дома.
В уши продеты серьги из скрученных спиралью проволочек с подвесками, в которые раньше вставлялись рубины и изумруды.
Так обычно накидывали платок поверх тюбетеек девушки в горных районах Таджикистана, например в Ишкашиме, на западе Памира. А серебряное украшение силсила, которое состоит из соединенных колечками фигурок различной формы с подвесками по нижнему краю, обычно надевалось, наоборот, поверх платка, под которым был еще один платок, рўмол, сложенный по диагонали. Именно таков был головной убор невест в районах Куляба. Однако платки в этом случае были ярких тонов, в основном белые. То есть в данном случае на иллюстрации мы видим смешение стилей (атрибутов и обычаев ношения) разных регионов.
Большое ожерелье назывались ҳайкал или зеби сина. Оно обычно состоит из соединенных многорядными цепочками пластинок (обычно семь), инкрустированных цветными стеклянными глазками, бирюзой и украшенных накладной сканью, зернью и подвесками, где самая нижняя пластинка делалась крупнее остальных. Поверх платья на девушке аналог обшитого тесьмой тюлевого покрывала, который назывался сарандози тўр.
В качестве верхней одежды таджички носили легкие распашные халаты с узкими и короткими, до запястья, рукавами, немного прилегающие в талии и иногда без воротника. Распространены они были в основном в равнинных районах и назывались мунисак или калтача.
Особенно распространены были стеганые ватные длинные халаты, именуемые ҷома или чапон. Под них в равнинных районах иногда надевали еще и безрукавки — камзўлча, шившиеся длиной до пояса или немного ниже. На этой фотографии на голову девушки наброшена парчовая расписанная паранджа (обязательный атрибут до начала XX века), к которой обычно прилагается волосяная сетка для закрывания лица — чашмбанд.
Если платье было самым главным атрибутом костюма женщины в Таджикистане, то второй основной ее частью были глухие шаровары, которые называются, в зависимости от района страны и фасона, пойҷома, лозимӣ, эзор/изор или танбеӣ. Их до сих пор обязательно носят, если надевают национальные платья. На талии раньше они стягивались поясом из тесьмы, продетым в загнутый рубцом верхний край шаровар. Обычно они шились из той же материи, что и платье.
Современная интерпретация старинного костюма, сочетающего стили халатов, которые в прежние времена надевали таджички, исполняющие шашмаком, или молодые женщины из верхнего сословия (в данном примере стили смешаны). Одежду из богатой материи красного цвета с желтой вышивкой (золотыми нитями) могли себе позволить в основном женщины из зажиточных семей или представительницы искусства, которых часто одаряли их покровители. Стоячий воротник в прежние времена называли куртаи саростиндори гиребонаш қазоқӣ, что дословно переводится как «платье с манжетами и казахским воротником».
В старину в некоторых горных районах Таджикистана, в отличие от остальных областей, рукава платьев делались узкими у запястья, а стан платья — узким в талии и широким в подоле.
Девушка в атласном платье, в тюбетейке зардузи,
Подвела сюрьмой реснички, брови же усьмой покрыв,
Шла в эзорах из атласа, шло ей очень это всё,
И косыночка из шёлка, кавшы с нежной бахромой.
И косички с бахромою, двигались ей в след и в такт,
Было тех косичек сорок, строились как на парад.
Плавно двигалась, как Пава, так учила её Мать,
Грациозно машет ручкой, будто в танец собралась.
Ходят нежно так Таджички, будто по Небу плывут.
И глаза на землю смотрят, скромно все себя ведут.
И приложат руку к сердцу, если встретят старика,
Поздоровавшись - всё спросят, не болит ли голова?
Наш народ любезный очень, славится он добротой.
И наряды наши скромны, отличишь их простотой.
В простоте нарядов наших, есть и Шарм, и красота,
Нет нужды тягаться с Модой, пусть она догонит нас.
О красавицах Таджичках, говорит весь Мир честной.
Скромные Таджички в Мире, занимают первый строй.
Коль невестка в твоём доме, родом та из Душанбе,
Засверкает дом твой Счастьем, внуков народит тебе.
Акбар Мухаммад Саид.

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев