Как правило, у нас не возникает необходимости подавлять ее. А если такая необходимость возникает, например, в том случае, когда радость выглядит неуместно, то позже, уединившись, мы всё равно насладимся ею в полной мере.
В отличие от прочих эмоций – гнева, печали, тревоги и страха, радость трудно вызвать искусственно – в лабораторных условиях. Поэтому исследовать ее непросто. Кроме того, физиологические и социальные механизмы протекания этой эмоции не несут в себе каких-либо негативных последствий для человека и социума. Возможно, именно в этих двух факторах и кроется причина того, почему научных исследований, посвященных этой эмоции– немного. Ничего не поделаешь: психология и медицина интересуются в большей степени патологией, нежели нормой.
Поэтому пытаясь дать определение радости, исследователи испытывают затруднения и вынуждены чаще всего идти от противного, противопоставляя её тем эмоциям и чувствам, которыми она не является. Для этого действительно имеются основания, ведь радость и в самом деле может быть противопоставлена гневу, печали, тревоге и страху в том смысле, что в отличие от них, она является результатом удовлетворённого желания. В то время как гнев, печаль, тревога и страх возникают как реакция на то, что наше желание не было удовлетворено.
Как и все базовые эмоции, радость имеет градации: от светлого беспечалия до восторженного ликования, как это было в случае с А.С. Пушкиным, завершившим трагедию «Борис Годунов». Сам Пушкин в письме своему другу поэту Петру Вяземскому описывает свое состояние так: «Трагедия моя кончена; я перечел ее вслух, один, и бил в ладоши, и кричал, ай да Пушкин! ай да сукин сын!»
Но, увы! Как и всё, что доставляет нам удовольствие, радость непродолжительна. Таковы законы жизни: переживания, связанные со сбывшимися желаниями – быстротечны. И «будучи прожита полно, прочувствованная настолько глубоко, насколько это возможно, энергия этой эмоции быстро сходит на нет…», – пишет Р.В. Жуковец.
Основные физиологические и поведенческие признаки радости были описаны еще в позапрошлом, XIX веке, Карлом Ланге (одним из соавторов теории эмоций Джемса-Ланге). Так, в процессе переживания радости усиливается кровоток в мелких сосудах – капиллярах, что вызывает покраснение и повышение температуры кожи, увеличение снабжения кислородом внутренних тканей и органов и, как следствие этого, общее ускорение обмена веществ в организме. Радость, по К.Г. Ланге, способствует разрядке моторного возбуждения организма и запускает активность его двигательных центров. Именно поэтому в состоянии радости мы начинаем скакать, активно жестикулировать и хлопать в ладоши. И, конечно же, радость неизменно сопровождается весельем, улыбками и смехом.
Однако не всякая улыбка является признаком радости. На этот факт в том же, XIX веке обратил внимание французский исследователь Дюшен де Булонь, который провел границу между предписываемой этикетом улыбкой вежливости и улыбкой радости. Различие между ними состоит в том, что улыбка вежливости выражается на лице за счет сокращения больших скуловых мышц и только. Тогда как в улыбке радости наряду со скуловыми мышцами задействуются окологлазные мышцы, которые образуют морщинки в уголках глаз – так называемые «гусиные лапки». «Притворная радость, неискренний смех не могут вызвать сокращения второй из названных мышц…, – пишет де Булонь. – Мышца, расположенная вокруг глаз, не подчиняется воле; она приводится в действие только лишь истинным чувством, приятной эмоцией. Ее инертность, проявляющаяся при возникновении улыбки, позволяет разоблачить неверного друга», – заключает он.
Писатели и художники как никто другой способны передать в своем творчестве многочисленные оттенки улыбки. Так, И.Е. Репин оставил нам, согласно данным исследователей, 14 видов изображений улыбки: от тонкой и вульгарной улыбки до улыбки тонко-иронической и ехидной. А Л.Н. Толстой в своем творчестве описал аж 94 оттенка улыбки.
Методы современной аппаратной диагностики показывают, что первую, вероятнее всего, рефлекторную улыбку, человек начинает демонстрировать еще в утробе матери. Как знать? Возможно, эта улыбка является результатом переживания состояния комфорта и сигнализирует о том, что ребенок сыт, что ему тепло и уютно. Может быть, отсюда и берет свои истоки библейская история об утраченном рае?
Soft skills
Продолжается набор в группы 6-8 лет и 9 -12 лет на Коммуникативные навыки и изучение Эмоционального интеллекта
Для малышей :
Воскресенье 12.00
Четверг 17. 30
Для младших подростков 9-12 лет 14.00
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев