ВРЕМЯ ИСПЫТАНИЙ.
Книга вторая.
Глава восьмая.Отец.
Сергею,казалось,что он родился в машине и всё его детство прошло на колёсах.Он не помнит,сколько тогда было ему лет,видимо,слишком мало,иначе бы он помнил бы больше,и даже то,когда он впервые очутился в машине.Помнится ему из раннего детства только одна картина,как они с отцом,в его студебеккере,возили огромные глыбы льда с реки Вороньей в доменный цех для охлаждения доменных печей.И как он в жутком страхе прятался от заводской охраны,почти,в отцовских ногах.На самом дне его кабины,боясь,как бы при въезде в заводские ворота,его не высадила из машины.Куда он потом один пойдёт? Отец же не может бросить свой автомобиль!Ведь он на работе,а без неё ему никак нельзя.Это он уже понимал хорошо.
Помнятся ему ещё похороны знаменитого Крутояровского Почётного металлурга страны,бывшего мастера газового хозяйства комбината,кавалера орденов Ленина,Трудового Красного Знамени,«Знак Почёта» и пяти медалей Андрея Павловича Дьякова.И ему,почему-то,было тогда до ужаса страшно.И,особенно,когда взвыли медные трубы в похоронном марше.И с тех пор Сергей не любил похоронных процессий.Он тогда старался ничего не видеть,не слышать,забиться на дне кабины в самый угол.А вот теперь предстоит тяжёлая болезнь отца и его похороны.Он старался не думать о том,отгонял назойливые мысли,а они не уходили.
Семья Гончаровых была,конечно,большая,многодетная,но без дедов и бабок.Так,как их родители,с раннего детства,были сиротами.И потому,похороны так потрясли Сергея,он желал одного,чтобы люди жили вечно,в ом числе и его родители.Так он считал до сегодняшнего дня.
Потому,что в их семье не было ни бабушек,ни дедушек,Сергей частенько оказывался в кабине отцовской машины,в том числе и на этих похоронах.Детей было хоровод,а у мамы домашних забот,хлопот было полон рот,сверх головы,кроме четверых детей в семье были ещё два кабанчика да куры.И обо всём этом хозяйстве надо было позаботится. А в самом раннем детстве Сергея была ещё у них и коза.Она-то, однажды,так сильно напугала Сергея,когда он взбирался по лестнице на свой второй этаж в их старом доме.где сейчас его коммунальная квартира.Был тогда такой же сентябрьским вечер,в подъезде темно и вдруг она заблеяла на чердаке? Сергею было тогда лет пять-шесть и он так сильно испугался,что долго не мог потом произнести букву «к». Он её проглатывал.Но не заикался. Но это потом прошло.Да,и как было ем не испугаться,коли из за перил лестницы,ведущей на чердак,в темноте показалась блеющая голова с белой бородой и рогами? И сейчас-то тот ужас ему памятен.
Детский сад он невзлюбил с первых же дней своих пребывания в нём.Собственно, говоря,вначале,ему,как и всем детям,очень хотелось в детский сад.Вот,потому-то он,долго и настойчиво,просил своих родителей «записать» его в детский сад.Но,видимо,была большая очередь.И вот,в первый же день его пребывания в детском саду,в «тихий час»,при отсутствии в спальне воспитателя,все ребята вдруг повскакали со своих кроватей и,как воробьи, расселись по подоконникам.Разглядывая,видимо,что-то за окном интересное.Вслед за ними взобрался на подоконник и Сергей,пытаясь понять,что же они там увидели на улице? Но там ничего интересного он не увидел. И даже не догадывался,что этого-то нельзя делать. Да,и опасно взбираться на подоконник!
А тут все детишки,как по сигналу,заметив возвращение воспитателя, посыпались,как горох с подоконника и оказались в своих кроватях.А Сергей преспокойно остался сидеть на подоконнике,не понимая,что же случилось,что за переполох? И за такое непонимание Сергей сразу же получил наказание – простоял весь остаток дня в углу спальной комнаты.И это его стояние в углу ему не очень-то понравилось!
В результате жалоб воспитателей на Сергея и упорного его нежелания посещать этот детский сад был он бит нещадно отцовским ремнём.Да,так,что сесть было нельзя!И теперь каждое утро в их квартире начиналось с плача и крика Сергея,с отцовского ремня,с синяков его и кровоподтёков.Но всё окончилось тем, менее,что Сергей, вообще,перестал ходить,в какой-либо,детский сад.Вот,с тех пор,Сергей частенько стал проводить время в кабине отцовского грузовика.
Машина отца,где бы он ни работал,будь то «Победа» или Газ-69,автобус ЛиАЗ или же полуприцеп ЗИЛ-130,всегда,если это требовалось,стояла под окнами их квартиры. Проблем с транспортом в их семье никогда не было.Вот сейчас,шагая к своей квартире,Сергей сожалел о том,что отец,в своё время,отец не приучил их,своих детей,к шофёрскому делу. Без него,без колёс,им будет жить намного сложнее.Однажды,он выручил и их редакцию,помог перевести бумагу,для печатания газеты,с комбината в типографию.По просьбе,конечно,Сергея.
Отец любил свою профессию,но не желал,чтобы его дети пошли по его стезе.Он хотел,чтобы его дети выучились и все были с образованием.О личном семейном автомобиле,в то время им мечтать не приходилось.Семён Савельевич,при всех её плюсах,считал довольно тяжёлой и не очень престижной.Хотя,имел первый водительский класс и вся его жизнь была связана с моторами.Семён Савельевич неплохо трудился на всех видах автомобильного транспорта,имел множество всяческих грамот и наград.Он свою профессию потом считал тяжёлой,что в дороге всякое случается,особенно,на дальних рейсах и с большим грузом,когда не исключены поломки,вокруг грязь,жара или холод,неустроенность и неприкаянность в пути,бессонница,что,в конце-то концов,и привело его к раннему уходу из жизни.Так думал Сергей,вспоминая отца и последний с ним разговор.Как он там сейчас один в больнице? Какие его мысли сейчас тревожат?
Вспомнилось сейчас Сергею,как однажды,оставшись один в "Победе",он выжал сцепление и машина тихо покатилась под уклон.Отец не поставил машину на ручной тормоз.Каким-то чудом, Семён Савельевич,догнал машину и остановил её.Но Сергея он не наказал,строго-настрого сказал ничего в машине не трогать без него.Позже,когда они подрастали,он давал им руль на просёлочных дорогах,где мало машин и людей.Но,всё равно,боялся,того:как бы дети его ни пошли его дорогой.Может,потому и не стал покупать тогда "Москвич-401"? Хотя,и гараж Сергей с Олегом начали строить.И только Олег,находясь даже в армии,не переставал мечтать о личном своём автомобиле.И Сергей сейчас думал о том,что это хорошо,когда в их семье,хоть у кого-то,колёса будут.И очень желал помочь ему в его приобретении.
Как ему сейчас служится? И он решил,как-нибудь,если отец будет ещё крепок,обязательно его навестить.И самому тоже научиться водить машину. Персональных водителей отец,почему-то,не очень уважал.Хотя, и доводилось самому возить начальников.Эту должность он считал,чуть ли,ни лакейской,а водителей подневольными слугами.Вот потому-то,проезжая,всякий раз,с кем-то из своих детей,мимо тульского механического института,говорил им:«Вот,где нужно учиться,ребята,вот куда поступать!».
По первой своей профессии,отец окончил ФЗУ тульского оружейного завода ещё до войны,он был токарем.Потому-то он только эту профессию считал очень достойной и уважаемой.
Сергея же,до сих пор удивляло в нём сочетание безграничной любви к ним,своим детям,и его ярость при их наказании,когда он терял контроль над собой.И из всех своих сыновей он,почему-то,особенно сильно и жестоко наказывал Сергея.Дочь он никогда не трогал.И не потому,что был Сергей,каким-то страшно озорным,или дерзким хулиганом и прочая,а совсем наоборот,был он тихим и послушным ребёнком,выполнявшим всё с полуслова,с желанием делающим все домашние дела и поручения.Но,однако был с упрямым и гордым характером.Так,что переломить его было трудно.И отцу тоже.Просто выпало,видимо,такое время на его биографию и семьи,на его детства,когда сотрясали семью внутренние катаклизмы.
Время было тогда,действительно,послевоенным,трудным.Родился Сергей в самой середине августа сорок шестого года,ровно через девять месяцев после возвращения его отца с войны.А,точнее,прибыл Семён Савельевич в Крутой Яр на костылях прямо с поезда,из города Лодзь,что в Польше.Где после ранения в Берлине лечился в госпитале.И не сразу Семён Савельевич вписался в мирную жизнь.Потому-то нервы его и сдавали.
В первый свой класс Крутояровской средней школы Сергей пошёл в памятный ему навсегда год смерти Сталина.То есть,в том самом пятьдесят третьем году.Этот год отпечатался в его памяти тем,как в их небольшой коммунальной квартире,где они с Людмилой и Светой сейчас живут,находился в тот момент лишь Сергей с мамой,Тамарой Васильевной.И вдруг раздался из чёрной "тарелки" радио тревожные позывные важного сообщения:голос диктора Левитана сообщил о том,что умер Сталин.Как сейчас,он видит Сергей застывшую в тревожном и горестном молчании маму.Не отрывая глаз она ещё долго смотрит на чёрную "тарелку". А из неё слышится траурная музыка,наполняя квартиру. Во всей фигуре мамы была тревога и горе.Молча и стоя она слушала траурную музыку,звучащую по радио.
В вестибюле же школы,где начались школьные годы Сергея,висела большая картина с изображением Сталина на на фоне полей и сельскохозяйственных уборочных машин.И каждый раз она напоминала ему ту,страшно траурную и тяжёлую,минуту в их доме,а также горестное и испуганное лицо мамы.Учиться Сергею очень хотелось,он любил читать,но за малейшую его ошибку,или же кляксу в тетради,его нещадно всегда наказывал отец.Так,что боязнь, этих его наказаний,гасила в нём всякое желание учиться,не давала,должным образом,отдаваться занятиям.Отец же,не понимая этого,подавлял в нём,тем самым,уверенность в себе.В начальных же классах у Сергея даже появился панический страх перед учителями и школой.И это было очень плохо.
Учителя же,постоянно,порой,по совсем пустячным поводам,жаловались него родителям.В первую очередь отцу,говоря ему о том,что Сергей,хоть и очень способный к учёбе,смышлёный и обладает прекрасной памятью,но очень упрям и ленится,особенно,в приготовлении домашних заданий. Таким образом,думая оказать влияние на Сергея,через его родителей,учителя делали ему ещё хуже.Не зная о том,что до какой степени боялся Сергей отцовского ремня.Их жалобы унижали отца.Он их выслушивал со стыдом,а приходя домой наказывал сына за каждую его помарку,ошибку или невнимательность.
Хотя,конечно,они могли бы это вполне и предугадать,видя результаты его "воспитательной"работы на лице их ученика.Такие меры отцовской «педагогики» часто превращались у них в семейные ссоры,доходящие до скандала.Когда же,пытающаяся защитить сына Тамаре Васильевне,вступала в этот воспитательный процесс,то доставалась большая доля отцовского ремня ей,а не Сергею.Отец был явно не Макаренко. Наутро же он чувствовал себя очень виноватым. Не зная,как загладить свою вину. И это до следующей жалобы учителей,которые потом,всё-таки,прекратились.Что пошло на пользу не только учебному процессу,но и Сергею и всей его семье.
Но,всё равно,несмотря на этакие отцовские "воспитательные" меры,Сергей любил его.Хотя,эти "воспитательные"воздействия ему помнятся до сих пор.Любил,почти,как и маму.Хотя,он к относился ней более бережно и нежно,как к женщине-и своей маме,требующей заботы,помощи и защиты.А такое вот отцовское «воспитание» прекратилось лишь,когда Сергей несколько подрос и мог дать отцу отпор. Такое жестокое поведение отца,по отношению к нему,ребёнку,Сергей мог объяснить сейчас лишь фронтом,войной,которая,естественно,не могла пройти бесследно для его психики.Семён Савельевич же был,конечно,великим тружеником,постоянно в работе,к чему и приучил сыновей.За что они были все ему благодарны.За это они его и любили.Однако,тяжёлый труд,порой,без отдыха и выходных,естественно,сказывалось не только на его физическом,но и психологическом здоровье.И они,с возрастом,это понимали.
Недавно,Сергей прочёл, в его документах и военном балете,о его фронтовом пути,наградах и воинских подвигах,что не только возвысить отца в глазах сына.но и добавило любви к нему.Это ещё раз подтвердило его догадку о расшатанных нервах и психики Семёна Савельевича.о и это прошло.С годами Семён Савельевич совершенно изменился,стал терпимей,совершенно иным. Чувствуя свою вину перед своими детьми,он старался её искупить более внимательным и сердечным отношением к ним.И их сегодняшние семейные неудачи тоже считал своей виной,не сумевшим,что-то важное,им подсказать.
Но,что же было написано в тех его документах? Там были копии его наградных листов. В представлении на награждение орденом Отечественной войны второй степени говорилось:
«…В боях с немецкими оккупантами 3.7.44.в районе Володьки тов.Гончаров проявил смелость и отвагу.Его орудие уничтожило один танк противника «Тигр»,три пулемётных гнезда,десять автомашин и свыше двух взводов пехоты.Когда же его орудие было подбито противником,тов.Гончаров продолжал вести огонь по противнику до тех пор,пока его орудие,третьим снарядом,было подожжено.Спасая горевшую машину,тов.Гончаров получил тяжёлые ожоги,только после того,когда машина была потушена,он был направлен в госпиталь.Делу Ленина-Сталина и социалистической Родине – предан».
На награждение орденом Красной Звезды в копии на награждение говорилось:
«…В боях с немецкими захватчиками с 10.4.45.по 21.4.45,на подступах к г.Берлину,тов.Гончаров проявил доблесть,мужество, и отвагу 21.4.45 командуя самоходным орудием в неравном ожесточённом бою,маневрируя на поле боя,его орудие уничтожило:танк Т-3,1 или 2 пулемётных точки и до 10 солдат и офицеров противника.В этих боях тов.Гончаров тяжело был ранен и отправлен в госпиталь.Своей работой способствовал выполнению боевых задач и быстрейшему разгрому немецко-фашистских войск в Германии» .
После войны Семён Савельевич также самоотверженно трудился,уже на грузовом студебеккере в гараже Крутоярского металлургического комбината.Колеся по всей Тульской области, и за её пределами,он обеспечивал предприятие всем необходимым.За что и был награждён медалью «За восстановление промышленности Центра и Юга».
В более позднем возрасте,после окончания Сергеем школы,его отношения с отцом стали очень близкими.Так как,были они заняты одним общим большим семейным делом– строительством их собственного дома,"родового гнезда".
А.Бочаров.
2020.


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев