🗣 17 октября состоялось очередное концертное мероприятие преподавателя вокального отделения Алёны Валерьевны Кобышевой в рамках темы этого учебного года – «Жанр и жанровость в работе над репертуаром начинающих вокалистов». Концертная программа «О чём поется в музыке без слов» проиллюстрировала работу юных вокалистов над жанром вокализа. В процессе изучения данного жанра юные певцы анализировали музыкальный текст, учились воплощать в своём исполнении особенности
🎶 Концерт состоялся не только в рамках работы над методической темой, но и в рамках подготовки к техническому зачету. В течение первой четверти начинающие певцы шлифуют технику правильного звукоизвлечения, работая над одним из обязательных вокальных жанров специализированной программы обучения сольному пению. Изучение и исполнение вокализов на оценку в рамках технического зачета предусмотрено для учащихся 2-6 классов по семилетней программе обучения, 2-4 классов по пятилетней программе и 2 класса трехлетки.
❗ Преподаватель А. В. Кобышева в работе над вокализами в своем классе ставит дополнительную цель: подробный анализ нотного текста на предмет раскрытия всех элементов музыкального языка в рамках определения характера музыкального произведения, в котором отсутствует художественный образ, обычно заложенный в стихотворном тексте традиционных вокальных сочинений.
По убеждению преподавателя, работая над вокализом, нельзя упускать мысль: «вокализ – это большое техническое упражнение на развитие конкретных элементов вокальной техники, но в то же время – это завершенное музыкальное произведение, содержащее в себе определенный характер, настроение, музыкальный образ, переданный через мелодию, ритм, темп, динамические оттенки и другие элементы музыкального языка». Любая исполняемая музыка, будь то вокализ, романс, ария или песня – это произведение, в котором важно не только продемонстрировать свои вокальные навыки, но и донести до слушателя музыкальный образ, созданный при помощи избранных композитором для его написания средств музыкального языка. Нередко в вокализах прослеживаются жанровые элементы различных танцев или марша. В произведении, исполняемом нотами или на слог, можно найти признаки мечтательного вальса, озорной польки, или бравурного марша. А порой музыка вокализа намекает на черты ласковой колыбельной, жизнерадостного гимна или печальной элегии.
⏳ Учащиеся вокального отделения в ходе своего обучения сольному пению знакомятся с вокализами разных авторов, написанными еще в позапрошлом веке и созданными в наши дни.
📜 В этот вечер со сцены Большого зала прозвучали вокализы написанные русскими и зарубежными композиторами с конца XIX и до начала XXI века. Были исполнены следующие сочинения:
- Н. М. Ладухин «Вокализ № 36» (F-dur) из сборника «Вокализы»;
- Ю. Челкаускас «Вокализ» (G-dur);
- Н. Киоса «Вокализ» (F-dur);
- С. Крупа-Шушарина «Вокализ №1. Кантилена. Розы расцветают» (c-moll) и «Вокализ №8. Кантилена. Колокольчики мои» (c-moll) из сборника «Хрестоматия вокализов для детей и юношества».
В процессе работы над этими вокализами юные певцы анализировали музыкальный текст, учились воплощать в своём исполнении особенности характера музыки каждого сочинения
🔍 Так, в вокализах композиторов Н. Киоса и Ю. Челкаускас явно слышны танцевальные мотивы, кроме того, в одном произведении сильное влияние на характер музыки оказывают мелодические особенности (гармонический мажор), а в другом – ритмические (синкопы, пунктирный ритм). Эти отличительные признаки помогли начинающим вокалистам в освоении этих произведений.
В методическом пособии Н. М. Ладухина (русского теоретика и композитора XIX века) под названием «Вокализы», каждое из упражнений-вокализов позволяет осваивать конкретные элементы музыкального языка и принципы музыкальной организации в живом и выразительном контексте. «Вокализ № 36» (F-dur) из сборника «Вокализы» является отличным образцом закрепления в интонировании секвенций, движения по звукам основных трезвучий лада.
🔎 Вокализы современного композитора Светланы Крупа-Шушариной, исполненные на концерте, - особенно полезны для самого начала работы над данным жанром. Хрестоматия вокализов содержит 35 учебных образцов, сопровождаемых текстами на родном языке. Таким образом, ученик осваивает и технические задачи вокализации, и явственно представляет себе характер музыки, перекликающийся с приложенными к ней стихами. Вокализы даже имеют названия: «Колокольчики мои» и «Розы расцветают», исполненные самыми юными участниками концерта (учащиеся 2 класса по семилетней программе обучения), – находятся в первом разделе сборника, представленный вокализами для выработки кантилены (певучести).
⭐ Вокализы в своём исполнении представили слушателям юные певцы: Диана Добонина и Кристина Кузнецова (2-й класс по 7-летней программе обучения), Анастасия Зубринова и Александр Быстров (3-й класс по 7-летней программе), Валерия Морева (3-й класс по 5-летней программе).
⏳ Из вступительного слова, подготовленного А. В. Кобышевой, исполнители и слушатели узнали некоторые исторические аспекты возникновения вокализов, познакомились с их авторами, закрепили основные задачи работы над вокализами в детской музыкальной школе.
🌸 Концерт прошёл в жанре живой беседы, в которой приняли участие исполнители музыкальной программы. Юные певцы в очередной раз вспомнили и назвали средства музыкальной выразительности, при помощи которых создается музыкальный образ каждого произведения, поговорили о жанре вокализа и его значении в репертуаре певца, слушали и анализировали исполненные друг другом произведения на предмет определения характера и танцевальных элементов музыкального языка.


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев