"Свадьба в Малиновке", вышедшая на советские киноэкраны в 1967 году, и по сей день считается одной из лучших музыкальных комедий отечественного кино. Фильм, действие которого разворачивается во времена Гражданской войны на Украине, смотрится непринужденно и весело. Но во время работы над картиной между ее создателями разгорались порой совсем не шуточные баталии.
У "Свадьбы..." долгая история, ведь еще в 1930-е годы одноименную пьесу для театра написал на украинском языке драматург Леонид Юхвид, а на русский перевел Виктор Типот. Пьеса была поставлена в 1937 году, к 20-летию Октябрьской революции. И только спустя почти три десятилетия решено было сделать экранизацию, чем и занялась киностудия "Ленфильм".
Договор заключили, разумеется, с Юхвидом.
Как писал в заявке Леонид Аронович, кинокомедия "на примере отдельного отряда легендарной бригады Котовского показывает Красную Армию - плоть от плоти своего народа, - помогающую в боевой обстановке упрочению советской власти, приносящую людям мир и свободу, а с ними - и личное счастье" . Красноармейцы, готовые к штурму белогвардейских укреплений Перекопа, внезапно получают задание - ликвидировать банду кулаков под предводительством атамана Грициана, занявшую деревню Малиновку. По замыслу Юхвида, в сложившейся ситуации командир котовцев Назар Дума "поступает так, как поступал в аналогичных ситуациях сам Котовский или другой герой Гражданской войны - Дундич: отважно, дерзко, храбро". Разумеется, Назар Дума безукоризненно справился с боевой задачей, преодолев множество препон.
Жанр будущей картины сценарист обозначал как "героическую комедию".
Редакторы "Ленфильма" сразу обратили внимание, что в киносценарии Юхвида остался налет былой театральности. Предстояло поработать и над диалогами. К примеру, речь Попандопуло, "правой руки" кулацкого атамана, стоило очистить от "зубоскальства", "блатных" оборотов и сомнительных шуток типа "во мне просыпается полосатое, вроде гигиены" . В итоге одна половина диалогов была исключена, а другая - адаптирована в действие. Отношение сценариста к такой кардинальной редактуре выяснить не удалось: Юхвида, проживавшего в Харькове, свалил инфаркт, и он не смог приехать на худсовет.
Тем временем режиссером на съемки фильма был назначен Андрей Тутышкин. В качестве актера он снялся в "Волге-Волге" Григория Александрова и "Карнавальной ночи" Эльдара Рязанова, почти 20 лет играл в Театре им. Е. Вахтангова, имел большую режиссерскую практику в музыкальных театрах Москвы и Ленинграда. Предложение о "Свадьбе..." Тутышкин воспринял с энтузиазмом, и весной 1966 года в Москве состоялась решающая встреча режиссера, сценариста и композитора Б. Александрова. Три дня они плотно обсуждали режиссерскую разработку сценария, Тутышкин заверил Юхвида, что учтет все его пожелания.
И летом начались съемки.
Экспедиция в Полтаву запомнилась всем участникам "Свадьбы...". Местный антураж создавал особую атмосферу для работы, тем более что артисты жили не в гостинице, а на квартирах. Михаил Иванович Пуговкин, феерически сыгравший артиллериста Яшку, писал:
"Мы с женой жили в хате, а в саду было сорок яблонь. Каждый вечер под яблонями накрывали стол и чаевничали со скороспелым клубничным вареньем. Хозяйка Надежда Сергеевна приходила из магазина и приносила свежайший хлеб, у которого, когда режешь, хрустит корочка. Чаепитие с вареньем и со свежим хлебом под яблонями - это было что-то".
Кстати, танец "В ту степь", ставший украшением фильма, Пуговкин разучивал целых полтора месяца под чутким руководством балетмейстера Галины Шеховской; 25 лет назад он уже работал с ней над танцем для фильма "Дело Артамоновых". Но когда снятый минутный эпизод показали директору "Ленфильма" И.Н. Киселеву, тот сказал, как отрезал: нужно привлечь профессионального танцора из ансамбля. Тутышкин, говорят, побледнел и заявил в ответ: "Нет, я менять ничего не буду!"
Прямо в экспедицию редакторы "Ленфильма" посылали отзывы на отсмотренный материал - в основном благожелательные. В июле 1966 года Тутышкину писали: "Эпизод с марширующими и поющими бабами во главе с Яшкой вызвал, как говорится, веселое оживление в зале". Но отмечалось, что "вызывает некое опасение... чрезмерно сгущать краски в духе плакатного злодея-кулака".
Однако главные проблемы были впереди. На съемочную площадку приехал сценарист Леонид Юхвид, которого никто не ждал!
В телеграмме, а затем и письме на киностудию автор устроил разнос режиссеру и членам съемочной группы, которые "пренебрегают его знанием материала, искренним желанием быть полезным...". Не понравились Юхвиду ни выбор натуры, ни эскизы, ни костюмы героев. И особенно - вольное обращение с текстом сценария. На голове Назара Думы - какая-то шапка, а не папаха, но почему? Почему снимают монастырь без крестов?
А тут еще Тутышкин представил группе Юхвида как "автора оперетты", что вызвало дополнительное раздражение автора сценария. И когда драматург попросил режиссера уделить ему минут сорок для беседы, заявил, что "это невозможно". И обвинил амбициозного Юхвида, что тот своим приездом сорвал ему съемочный день!
Надо ли говорить, что жалоба сценариста была написана кровью!
"Ленфильм" показал закулисье советских картин на эксклюзивных фото
"Ленфильм" показал закулисье советских картин на эксклюзивных фото
В итоге "Ленфильм" потребовал от Тутышкина придерживаться утвержденного режиссерского сценария и обязал приглашать Юхвида на просмотры отснятого материала. А сценариста успокоили, написав ему, что "никто в нашем объединении не сомневается в том, что многие Ваши рекомендации и советы сослужат ему [фильму] добрую службу".
Конфликт режиссера и сценариста был не единственным. Уже на финишной прямой претензии заявили наследники В. Типота, в свое время переводившего с украинского на русский язык текст пьесы "Свадьба...". Однако эта атака была отбита на том основании, что в сценарии фильма от текста пьесы осталось только 4 (четыре!) стихотворных строфы...
"Свадьба в Малиновке" вышла на экраны страны 25 сентября 1967 года, составив серьезную конкуренцию в комедийном жанре вышедшей тогда же "Кавказской пленнице" Леонида Гайдая. Киноленту посмотрели более 74 миллионов зрителей.
Критик Г. Кремлев в "Советском экране" писал, что те, кто видел премьеру поставленного десятилетия назад спектакля, шли на сеанс "с некоторой опаской". Повторится ли творческий успех киноверсии? Однако критик признал несомненную победу картины: по его словам, оперетта создавалась "авансом, загодя, с некоторым опережением, создавалась для еще не существовавшего в ту пору широкоформатного экрана", но "задержана доставкой" и "только теперь дошла до адресата".
Примечательно, что ни режиссер А.П. Тутышкин, ни актеры, ни сам фильм, несмотря на колоссальный успех ленты у зрителя, не снискали престижных премий или наград на фестивалях. "Свадьбу в Малиновке" отметили только в Ленинграде на Всесоюзном кинофестивале 1968 года, присудив приз "За лучший комедийный ансамбль" группе артистов: Зое Федоровой, Владимиру Самойлову, Михаилу Водяному и Михаилу Пуговкину.
Леонид Юхвид, так переживавший за экранизацию своей оперетты, ушел из жизни спустя год после премьеры. Ему было всего лишь 59 лет.
И. Стрекалов, к.ист.н.


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев