"О Пресвятая Госпоже Дево Богородице, покрый нас чудесным Твоим омофором, сохраняя обитель и мир от всякаго зла, якоже Тя пречудный Андрей виде во Влахернстей церкви молящуюся: и ныне нам, Госпоже, посли великую Твою милость. "
(Светилен Покрову Пресвятой Богородицы)
Более восьмисот лет праздник Покрова Пресвятой Богородицы в Русской Православной Церкви чтится с большим торжеством. Как знак Божией милости покрывает землю к этому времени золотая листва, а иногда, хоть и ненадолго, первый чистый снежок. Стоит благорастворенная тишина, и народ Божий сердцем чувствует над собой покров Царицы Небесной, понимает, что храним он на протяжении веков не своей силой и крепостью, а Господним Промышлением.
По Уставу Русской Православной Церкви праздник Покрова хоть и не входит в число двунадесятых, но является великим праздником, который отмечается с особой торжественностью. Суть праздника впервые описана в X в. в сочинении священника храма Святой Софии Никифора — «Жизнь и деяния святого отца нашего Андрея, юродивого Христа ради». Это выдающееся произведение византийской агиографии, которое содержит жизнеописание св. Андрея Цареградского, знаменитого юродивого. Агиограф Никифор пишет о себе как о современнике и друге св. Андрея юродивого и относит явление Покрова Божией Матери к V веку. «Житие Андрея Юродивого» пользовалось в Византии необычайной популярностью; до нас дошло более 100 списков. Михаил Атталиат указывает, что житие Андрея Юродивого находилось в библиотеке в одной книге с двумя книгами Царств, то есть неизвестный составитель рассматривал его наравне с библейским текстом. А в одном из византийских Евхологиев житие находилось среди канонических текстов Церкви — наряду с аскетическими правилами свт. Василия Великого и покаянными правилами свт. Иоанна Постника, скорее всего, данная классификация не случайна: в житии приводится содержание вопросоответов между учеником св. Андрея Епифанием и его учителем. Древнерусский перевод жития был сделан уже в XI–начале XII в. и сразу стал очень любим и читаем благоговейными христианами. По другим источникам, как указано в Прологе, праздник установлен императором Львом VI Философом или Премудрым (866–912).
Приведем текст повествования о Покрове:
📖 "Когда совершалось славословие в святой гробнице, находящейся во Влахернах, отправился туда и блаженный Андрей, творя то, что было у него в обычае. Был там также Епифаний и один из его отроков вместе с ним. А поскольку он обычно стоял, сколько его рвение давало сил, иногда до полуночи, иногда до утра, уже в четвёртом часу ночи видит блаженный Андрей воочию Святую Богородицу, очень величественную, появившуюся со стороны Царских Ворот с грозной свитой. Среди них были и досточтимый Предтеча, и Сын Грома, держащие Богородицу под руки с обеих сторон, и многие другие святые, облачённые в белое, шествовали пред Нею, а иные следовали за Ней с гимнословием и песнями духовными.
И вот, когда Она приблизилась к амвону, подошёл блаженный к Епифанию и говорит: “Видишь ли ты Госпожу и Владычицу мира?” Тот же ответил: “Да, отец мой духовный”. И пока они смотрели, Богородица, преклонив Свои колени, долго молилась, орошая слезами богоподобный и всечистый лик Свой. А после молитвы Она подошла к жертвеннику/престолу, прося там за стоящих вокруг людей. И вот когда Она окончила молитву, с прекрасным достоинством сняла с Себя мафорий, который носила на Своей беспорочной голове и который видом был как молния, и, взяв его Своими пречистыми руками, — а был он велик и грозен — распростёрла над всеми стоящими там людьми. И его в течение долгого времени видели дивные сии мужи распростёртым над народом и излучающим славу Божью, словно янтарь. И до тех пор, пока была там Святая Богородица, был виден и он, а после того, как Она удалилась, его больше не было видно, ибо Она, конечно, взяла его с собой, а благодать оставила находящимся там. Епифаний увидел это через посредничество богоносного отца: ведь сам он, имея дерзновение видеть всё это, передал ему свое созерцание как посредник. Опекая его во всем, он наделял его великолепной славой".
Итак, праздник Покрова повествует о видении блаженному Андрею и его ученику, благочестивому юноше из знатной византийской фамилии, св. Епифанию во время богослужения в Константинопольском Влахернском храме. Константин Великий посвятил Константинополь Пресвятой Богородице, поэтому там возводилось немало богородичных храмов. Влахернская церковь была заложена императрицей Пульхерией неподалёку от залива Золотой Рог в V в., а во второй половине храм был VI в. перестроен. Во Влахернском храме служило 12 священников и 18 диаконов. Во Влахернский храм византийцы поместили драгоценную святыню — Ризу Пресвятой Богородицы. Здесь хранилась чудотворная икона Божией Матери, написанная апостолом Лукой. По пятницам ей читался акафист, тогда покрывало, которым была завешена икона поднималось само собой и также само опускалось в субботу вечером. Подобный образ, постоянно закрытый покрывалом, находится в Киккском монастыре на Кипре, и даже маститые иерархи не дерзают поднимать завесу. По преданию император Алексей Комнин повелел закрыть лик Божией Матери, чтобы не беспокоить Её лишний раз.
Жители Константинополя не раз обращались к заступничеству Пресвятой Девы, например, в 860 г., когда византийская столица подверглась набегам древнерусских князей Аскольда и Дира. Тогда Патриарх Фотий опустил в воды Босфора Ризу Пресвятой Богородицы, которую взял из Влахернского храма. Именно тогда славянские князья, поражённые небесным знамением приняли Православие, крестившись с именами Николай и Илия. Именно во Влахернском храме блаженный Андрей, который скорее всего был славянин по происхождению, увидел в четвёртом часу ночи во время Всенощного бдения, шествующую Божию Матерь в сопровождении многих святых, воспевавших гимны и духовные песнопения. Агрипнии — бденные службы в течение всей ночи — тогда проводились еженедельно. Пречистая Дева была окружена пророками, апостолами, и Ангелами. С обеих сторон Её держали под руки Иоанн Предтеча и Иоанн Богослов Матерь Божия молилась обо всём мире и распростерла над христианами, стоящими в церкви, Свой омофор.
Сам образ св. Андрея предельно важен: прп. Неофит Затворник писал о том, что он, играя, вменил ни во что козни-игры мира сего.
О подробностях события, составившего праздник Покрова и о собеседнике Андрея Юродивого Епифании писал и святитель Феофан Затворник:
❝В изумлении встанем мысленно пред дивным образом Покрова Пресвятой Богородицы, простёртого на всю Россию, в коем Она с ликом прославленных наших князей и княгинь, бояр и боярынь, святителей и иереев, преподобных и мучеников и Христа ради юродивых — непрестанно молит о нас Господа избавить нас об бед и скорбей, не вводить во искушение сердца нашего и утвердить нас в делании святых Его заповедей❞ .
❝Сей Покров уже простёрт над нами. Не отклоним его, и он пребудет на нас. Нежная мать бережно упрятывает дитя своё, — и ему тепло и покойно, пока не разбросает оно покровов своих. Так и с нами. Бережно хранит нас Заступница наша. Не будем сами порываться из-под Покровов Ея нашею небрежностию и своенравием, — и навсегда пребудут на нас Её заступление и милость❞ .
Праздник Покрова перестал отмечаться у греков и перешёл на русскую землю. Он был известен только по русским месяцесловам, а в византийской традиции исчез. В 1434 году Влахернский храм в Константинополе был уничтожен страшным пожаром, возникшим в результате охоты мальчишек на голубей. Почти весь период существования Османской империи святое место было заброшено. Лишь в 1867 г. греки вновь отстроили на прежнем месте церковь заново, и с тех пор там возобновились богослужения.
На русской земле праздник Покрова Божией Матери был установлен в середине XII в. св. князем Андреем Боголюбским, а в 1158 г. близ Боголюбова был построен известный памятник древнерусского зодчества —храм Покрова на Нерли.
Святитель Димитрий Ростовский в «Слове на Покров Пресвятой Богородицы» пишет:
❝Преблагая Защитница наша поспешает к нам на помощь в самое тяжкое время, при наступлении для нас гибели, и защищает нас от блеска обольстительной, недолго сияющей мирской суеты, от голосов житейской гордости и тщеславия, от громов внезапного нападения врагов, от бури страстей и от града свыше угрожающей нам казни за грехи. Ибо, когда все эти бедствия теснят нас, тотчас, подобно великому знамению, является скорая роду христианскому Помощница, охраняя и покрывая нас невидимым предстательством.
Таковое знамение дал Господь боящимся Его, eже убежати от лица лука (Пс. 59: 6); ибо в сем мире мы поставлены как бы целью для стреляния. Стрелы летят на нас со всех сторон: одни от оружия врагов видимых, поспешно напрягающих лук свой и похваляющихся пред нами в своей гордости; другие из лука врагов невидимых, чтобы мы со скорбию сознались, что не можем выносить бесовских стрел; иные от нашей плоти, противоборствующей духу; иные от лука праведного гнева Божия и грозы наказания. <…> Дабы мы не были смертельно уязвлены всеми этими стрелами и могли избежать опасности, дано нам знамение, покров Пречистой и Преблагословенной Девы. Покрываемые, как щитом, Ее покровом, мы остаемся невредимыми от стрел. Ибо наша Защитница имеет тысячу щитов для нашей охраны, как о сем говорит Ей Дух Святой: яко столп давидов выя твоя: тысяща щитов висит на нем, вся стрелы сильных (Песн. 4: 4)❞.
Не раз спасала Пресвятая Богородица наше Отечество от напастей. Верим, что и ныне не истощились Ее милости к нам, грешным. А в благодарность за Ее бесчисленные благодеяния постараемся любовью покрыть немощи наших близких и дальних.
❝ ❝ Радуйся, нерукотворенный омофор, аки облак, над всем миром распростершая; радуйся, превечнаго Архиерея, Сына Своего, знамение на руце Своей держащая. Радуйся, новую милость и новую благодать сим в Церкви Православной являющая. Радуйся, тайных среди мира рабов Божиих тайное вразумление; радуйся, и мене, обнаженнаго добрых дел, не оставляющая Своим покровом и благодатию. Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором❞ ❞ .
(7-й икос акафиста Покрову Пресвятой Богородицы)
___
По материалам сайтов andreevsky-monastery.ru , obitel-minsk.ru

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1