«Исторические заметки»
Судоходство и пристани на р. Луза
На территории трех муниципальных образований республики (Усть-Цилемский, Ижемский, Усинский районы) осуществляются внутримуниципальные пассажирские речные перевозки. А когда-то и на Лузе осуществляли пассажирские, и не только, перевозки.
Какая она наша р. Луза. Вот как она описана в современном справочнике: «Лу́за — река в Кировской области, Республике Коми и Вологодской области, правый приток реки Юг (бассейн Северной Двины). Длина реки — 574 км, площадь бассейна 18 300 км². Питание смешанное, с преобладанием снегового. Средний расход в 99 км от устья 117 м³/сек. Замерзает в конце октября — ноябре, вскрывается во 2-й половине апреля — начале мая. Крупнейшие притоки: Ула, Коржа, Шелюг (левые); Вазюг, Тылай, Сокся, Седка, Лопью, Тулом, Деб, Поруб, Лехта, Лала (правые). На Лузе расположен город Луза и посёлок Лальск. Исток Лузы в Кировской области близ границы с Республикой Коми, неподалёку от посёлка Опарино. Сначала течёт на север, потом выдерживает общее направление на запад. Русло очень извилистое, течение быстрое, в межень обнажаются перекаты.».
А справочник 1856 г. для Вологодской губернии описывает её так: «Судоходство в губернии производится: а.) По Кубинскому озеру и р. Сухоне с притоками, б.) По р. р. Южской системы, в.) По p.p. Вычегодской, г.) По Сев. Двине и д.) По р. Ваге.
На этих водных путях находятся главнейшие торговые пристани губернии:… Ношульская, Быковская и Лальская на р. Лузе;…
Река Луза представляет весьма важные затруднения для судоходства, но благоприятное соседство плодородных уездов Вятской губернии делает реку эту важнейшею в судоходном отношении, после Сев. Двины, в целой губернии. Она течет чрезвычайно извилисто; исток ее отстоит от устья, по прямой линии, не более как на 140 верст (1 верста = 1,0668 км.), со всеми же извилинами длина реки доходит до 600 верст. Из этого числа судоходна на протяжении 400 верст, начиная от Ношульской пристани. Ширина ее в этом месте не более 30 саженей (1 саж. = 2,1336 м.); в Устюгском уезде она увеличивается до 60 саж.; глубина ее изменяется от ¾ арш. до 5 аршин (1 аршин = 0,7112 м.). Быстрота течения ее весьма значительна, так что весною барки проходят от 8 до 12 верст в час. Берега ее круты, но не высоки, – от 3 до 5 саж. В иных местах они едва возвышаются над уровнем воды, и здесь река часто меняет свое русло, оставляя ряды небольших озер следами своего течения.
Ношульская пристань находится на правом берегу р. Лузы, в юго-западной части Усть-Сысольского уезда в деревне Бор. По ценности сплавляемых товаров, пристань эта есть важнейшая во всей Вологодской губернии. Сплав товаров с Ношульской пристани возможен только во время разлива, т.е. в течении 2 недель после вскрытия реки. Суда, отправляющиеся с пристани, приходят к г. Устюгу в 6 суток.
Товары, сплавляемые с Ношульской пристани, составляют произведения преимущественно Вятской, Пермской, Казанской и Симбирской губерний. Главнейшие предметы отпуска: мука, рожь, овес, льняное семя, горох, пшеница, лен, сало, рогожи, железо и спирт. Ценность отпуска представляет весьма заметные колебания.
В 1847 году торговая деятельность на пристани достигла небывалых размеров, на ценность 2,891,570 руб. Противоположный этому результат представляет 1848 год; причиною тому были бесснежная зима и раннее вскрытие реки. В 1849 г. отправлено было товаров на сумму 1,555,868 руб. 45 коп. Сплав товаров производится на судах различного размера, преимущественно барках, кои строятся на самой пристани. С 1845 по 1849 год построено: барок 403, полубарок 3, карбасов 561 (Парусно-гребное промысловое и транспортное судно среднего размера, одно из основных у поморов и распространённое у других жителей Севера и Сибири, начиная не позднее чем с XV и до середины XX века.), лодок 139, павозков 32 (Павозок. Большая лодка, служащая для перевозки через реки; иначе - перевоз, паром; отличается от парома тем, что не имеет настилки - помоста, на который устанавливают экипажи, лошадей, скот).
Судоходство всегда велось только в одном направлении — вниз по течению.
На первоначальном этапе освоения Коми АО, основную роль играли естественные пути сообщения, а именно водный транспорт. В Коми АО очень много рек, но в большинстве своем это реки небольшие, и среди них мало судоходных. Лишь в 1931 и 1932 гг. СТО СССР принял постановления об организации пароходства в Коми АО и развитии водного транспорта. Благодаря этому, начиная с 1933 по 1939 г., в Коми развернулось строительство различных судоремонтных мастерских и судоверфей.
Однако речной транспорт не справлялся с объемами перевозок, даже для северных регионов Коми АО. Много проблем создавал его сезонный характер. Все погрузочно-разгрузочные работы выполнялись вручную, в момент прибытия грузов в поселок многие работы приостанавливались и рабочую силу с других участков перебрасывали на разгрузку барж.
Развитие водного транспорта стало одним из решающих факторов в процессе освоения территории Коми АССР, сыграло и градообразующую роль для такого города как Печора, стимулировало развитие всех остальных городов и поселений в Коми АССР.
Водный транспорт за 1941-1945 гг. также получил дальнейшее развитие. В 1941 г. было начато строительство нового речного порта, судоверфи и судоремонтного завода в местечке Канин Нос (ныне речная часть г. Печоры), где река Печора пересекалась с железной дорогой. Здесь намечалась перевалка угля из вагонов на баржи. В январе 1941 г. под Сыктывкаром началось строительство Вычегодской судоремонтной верфи с расчетом производства в год 30 тысячетонных барж. С началом войны стройка приобрела оборонное значение и возводилась на базе эвакуированной из Карелии Пиндужской верфи. Вычегодская верфь одновременно строилась и выпускала продукцию, преодолевая большие трудности из-за нехватки материалов, оборудования и рабочей силы. В апреле 1943 г. Совнарком Коми АССР принял постановление о формировании строительства барж для транспортировки пиломатериалов на Волгу, были утверждены мероприятия по оказанию верфи соответствующей помощи. Первые три баржи водоизмещением по тысяче тонн каждая были изготовлены в 1942 г., а всего за годы войны со стапелей верфи сошли 12 большегрузных лесовозных и углевозных барж.
Послевоенный период (1945-1950 гг.) в развитии водного транспорта на территории Коми края характеризуется укреплением материально-технической базы, обновлением парка речных судов, его реконструкцией.
Население района старшего возраста ещё помнит то время, когда из-за отсутствия хороших дорог, особенно в весенний период, до многих населенных пунктов проще было добраться именно по реке на речном транспорте. По рассказам очевидцев последняя баржа прибыла в с. Лойма в 1982 г.
На снимке запечатлено прибытие парохода в м. Мельница в с. Объячево.
#Прилузье #ИсторическиезаметкиПрилузья