«МНЕ НА ПЛЕЧИ КИДАЕТСЯ ВЕК-ВОЛКОДАВ»
Культурное окно в Европу
До ХХ века русскую культуру в Европе знали крайне слабо. Сказывалась с одной стороны закрытость русского общества и осторожность в общении с иностранцами, с другой, сама Европа не воспринимала всерьёз какие-либо культурные веяния из «варварской» Империи, где до середины XIX людьми торговали наравне со скотом, презирали «современные ценности» и европейский путь развития. Россия несла на себе груз «чёрной легенды» и представлялась европейцам огромной, глухой, патриархальной азиатской деспотией на задворках «цивилизованного мира», агрессивной и не способной создавать прекрасное.
С удивлением узнавали, что оказываются здесь есть свои поэты и прозаики – имена Пушкина, Толстого, Тургенева, Чехова, Горького просачивались в Старый Свет. Но всё остальное было terra inсognita для среднего европейца.
Настоящим открытием, перевернувшим представление Европы о России, стали «Русские сезоны» – многолетние театральные гастроли, организованные на континенте и за океаном выдающимся антрепренёром и импресарио Сергеем Дягилевым.
Именно он в 1906 году бросил в Старый Свет пробный камень — организовал на Осеннем салоне в Париже оформленную художником Леоном Бакстом выставку «Два века русского искусства и скульптуры», занявшую 12 залов во дворце Гран-Пале. На ней были представлены восходящие «звёзды» отечественной живописи Игорь Грабарь, Валентин Серов, Александр Бенуа, Илья Репин, Константин Сомов, Мстислав Добужинский, Николай Рерих и др., а также выставлена коллекция древнерусских икон.
Салон стал настоящим откровением для чванливых европейцев, понявших, что в «варварской стране» оказывается умеют держать в руках кисть.
В мае 1907 года там же на сцене Гранд-опера были организованы «Исторические русские концерты», где прозвучала музыка Михаила Глинки, Петра Чайковского, Николая Римского-Корсакова, Модеста Мусоргского, Александра Бородина и др. Играл пианист Сергей Рахманинов, арии из «Бориса Годунова» исполнял бас Фёдор Шаляпин. Чтобы добиться максимальной аутентичности по костюмам художник Иван Билибин объездил всю Архангельскую губернию, а Бакст обошёл петербургские барахолки. Александр Бенуа писал: «Особенно же Сергей пристрастился к расшитым золотом и блестками головным платкам, из которых надумал делать отложные воротники боярских кафтанов и шуб».
Наконец, добило европейцев открытие в 1908 году ставших знаменитыми «Русских сезонов», познакомив приунывших французов с отечественным балетом — во французскую столицу привезли балеты «Павильон Армиды», «Половецкие пляски», «Пир», «Клеопатру» и «Сильфид», имевших эффект разорвавшейся бомбы.
Дело в том, что к началу ХХ века такого жанра, как классический балет в Европе уже не существовало. Старый Свет скатился к оперетте и канкану, балансируя на грани приличий. Кордебалет же считался обычным приложением к опере, либо дивертисментом, заполняющим паузы между вокальными выступлениями даже без приглушенного света.
Дягилев же привёз в Париж настоящее современное искусство — оригинальные костюмы, богатые декорации, продуманная постановка, симфоническая музыка, которая раньше не использовалась в балетах или которая была написана по заказу.
В «сезонах» блистали великие Анна Павлова, Вацлав Нижинский, Серж Лифарь, Михаил Фокин, Тамара Карсавина. В лондонских гастролях даже принимала участие идол царского двора балерина Матильда Кшесинская.
Французы, уверенные, что балет — чисто французское изобретение, признали, что существует такое мировое явление, как русский балет. Более того, попавшие в группу Дягилева иностранцы начали брать себе русские псевдонимы. К примеру, англичане Патрик Хили-Кей и Хильда Маннингс стали «Антоном Долиным» и «Лидией Соколовой».
При этом блистательный антрепренёр Дягилев был никудышним бизнесменом. При бешеном успехе своих «Русских сезонов» он так и не научился на них зарабатывать. Серж Лифать как-то написал: «Он тратил миллионы и миллионы на своих артистов и практически ничего на себя. У него было 2 костюма, один серый и один синий, пиджак для приемов, полный вечерний комплект, летнее пальто и тяжелое зимнее пальто, изъеденное молью. Вот то, что он называл своим багажом, богатством, заработанным за жизнь, и умер он бедняком».
Зато Дягилев намного опередил своё время в плане пиара шоу-бизнеса. Именно он придумал наружную рекламу, когда завешивался ею весь город. Не стеснялся водить «звёзд» по салонам, приёмам и раутам, «сливал» прессе подробности их личной жизни, добиваясь лишней шумихи, как двигателю рекламы. Для Дягилева именно скандал стал основой хорошей кассы.
«МЫСЛЬ ИЗРЕЧЁННАЯ - ЕСТЬ ЛОЖЬ»
Рубеж веков — расцвет такого движения в культурной жизни, как символизм. Русский символизм вырос на формуле великого поэта Фёдора Тютчева «мысль изречённая — есть ложь». Живописцы, литераторы, композиторы старались передать чувства и эмоции посредством символов и аллегорий, создав целое модернистское течение в искусстве.
Поэт Константин Бальмонт объяснял особенности русского символизма: «Природа создаёт недоделанных уродцев — чародеи совершенствуют Природу и дают жизни красивый лик». Этот «лик», абсорбируя мировое культурное наследие, впитывал в себя Античность, эпохи Возрождения и Просвещения, немецкий романтизм, древнерусское искусство.
В литературе русского символизма царили Валерий Брюсов, перешедшие из лагеря мистического декаданса Фёдор Сологуб, Дмитрий Мережковский и Зинаида Гиппиус, Николай Минский, Александр Блок, Андрей Белый, Максимилиан Волошин. Своеобразным «манифестом» символизма можно назвать цикл «Стихи о Прекрасной Даме» Блока, воспевающие красоту и идеал.
В музыке взошла звезда Александра Скрябина, впервые включивший в партитуру своей симфонической поэмы «Прометей» партию цветомузыки «Luce». Бальмонт писал: «Это было видение поющих падающих лун. Музыкальных звездностей, арабесок, иероглифов и камней, изваянных из звука. Движение огня. Порывы Солнца… сочетание света именно с музыкой Скрябина неизбежно, ибо вся его музыка световая…».
Сперва играли лунным светом феи.
Мужской диез и женское — бемоль -
Изображали поцелуи и боль.
Журчали справа малые затеи.
Прорвались слева звуки-чародеи.
Запела Воля вскликом слитных воль.
И светлый Эльф, созвучностей король,
Ваял из звуков тонкие камеи.
Завихрил лики в токе звуковом.
Они светились золотом и сталью,
Сменяли радость крайнею печалью.
И шли толпы. И был певучим гром.
И человеку Бог был двойником.
Так Скрябина я видел за роялью.
Ещё одним блистательным композитором-символистом был Игорь Стравинский, долго сотрудничавший с «Русскими сезонами» Дягилева и написавшей для них балеты «Петрушка», «Жар-птица», «Весна священная», полные символического смысла.
Среди живописцев русского символизма преобладали состоящие в обществе «Мир искусства» художники Бакст, Серов, Бенуа, Билибин, Добужинский, Сомов, а также новая поросль — Исаак Левитан, Михаил Нестеров, Аполлинарий Васнецов, Филипп Малявин, Артемий Обер, Виктор Борисов-Мусатов, Михаил Врубель, художественные общества «Алая роза» и «Голубая роза».
СЕРЕБРЯНЫЕ СТРУНЫ
Русский символизм наряду с акмеизмом, футуризмом, имажинизмом, стал составной частью родившегося на рубеже веков Серебряного века русской литературы. Особенно ярко это проявилось в поэзии, где на этих «измах» выросла целая россыпь талантов — основатель «Цеха поэтов» Николай Гумилёв, Анна Ахматова, Константин Бальмонт, Владимир Маяковский, Осип Мандельшам, Велимир Хлебников, Игорь Северянин, Владислав Ходасевич, Георгий Иванов и др.
«Некоторые черты новейшей поэзии уже определились, особенно в противоположении предыдущему периоду, - писал поэт Сергей Городецкий. - Между многочисленными книгами этой новой поэзии было несколько интересных; среди немалого количества кружков выделился «Цех поэтов». Газетные критики уже в самом названии этом подметили противопоставление прямых поэтических задач - оракульским, жреческим и иным. Но не заметила критика, что эта скромность, прежде всего, обусловлена тем, что Цех <...>, принимая на себя культуру стиха, вместе с тем принял все бремя, всю тяжесть неисполненных задач предыдущего поколения поэтов. Непреклонно отвергая все, что наросло на поэзии от методологических увлечений, Цех полностью признал высоко поставленный именно символистами идеал поэта».
После синкретизма символизма поэты уходили от стремлений к идеальному. Они создавали культ реального, где герои переставали быть мифологическими, а боролись за перемены в существующей жизни. Акмеизм в русской литературе Серебряного века выражался некой обреченностью и грустью. Ему характерны такие черты, как камерность тематики, безэмоциональность интонаций и психологические акценты на главных героях. Главная цель акмеистов сводилась к тому, чтобы вернуть образу былую конкретность и брать оковы выдуманной зашифрованности.
Александр Блок писал о своём поэтическом поколении:
«Рожденные в года глухие
Пути не помнят своего.
Мы - дети страшных лет России—
Забыть не в силах ничего…»
В русском театре Серебряного века царили великие Константин Станиславский, Владимир Немирович-Данченко, Вера Комиссаржевская, Всеволод Мейерхольд, Евгений Вахтангов и др.
Открытие в Москве Художественного театра обозначило новую эпоху в театральном искусстве — реализма, чётких художественных образов. «Мы протестовали и против старой манеры игры… и против ложного пафоса, декламации, и против актёрского наигрыша, и против дурных условностей постановки, декораций, и против премьерства, которое портило ансамбль, и против всего строя спектаклей, и против ничтожного репертуара тогдашних театров», - вспоминал Станиславский.
Здесь ставились пьесы Алексея Константиновича Толстого, Максима Горького, Антона Чехова, Леонида Андреева. В 1905 году Станиставский основал Студию на Поварской, где разрабатывал новые принципы театральной постановки, декораций, актёрской игры.
Театр стал предтечей и появления в России нового вида искусства — отечественного кинематографа, который в первом десятилетии ХХ века только становился на ноги, опираясь на прокат иностранных лент. Спустя десятилетие новый глава государства объявит его уже «важнейшим из искусств».
#Россиямодернизация #Серебряныйвек #культурнаяреволюция #ВеликаяОтечественная #катастрофаХХвека #супердержаваперезагрузка


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3