Одним из подобных, как тогда говорили, многосерийных телефильмов стал вышедший на экраны 18 августа 1979 года 4-серийный «Цыган» Одесской киностудии.
В начале 60-х годов известный в то время советский писатель-фронтовик Анатолий Калинин написал роман «Цыган», который очень тепло был встречен и читателями, и критиками.
Через несколько лет на Киевской киностудии Довженко известным советским режиссёром и актером Евгением Матвеем была снята ныне практически забытая первая его экранизация. В прокатном сезоне 1967 года она собрала немыслимые ныне 55,6 миллионов зрителей (3-е место после «Кавказской пленницы» и «Свадьбы в Малиновке»).
Однако автор романа фильмом, несмотря на его рекордные сборы, остался недоволен. Он был уверен, что нужно делать новую экранизацию, главную женскую роль в которой должна сыграть полтавчанка Клара Лучко. Калинину очень понравилось, как она сыграла в спектакле, поставленном по другому его произведению.
Писатель дал актрисе прочитать «Цыгана». Кларе Степановне роман, а особенно главная героиня, очень понравились. В итоге - она позвонила Калинину и сказала: «Давайте скорее снимать фильм!».
Им удалось найти ещё одного единомышленника – режиссёра Одесской киностудии Александра Бланка, отметившегося до этого кинолентами "
«Цемент» (1973) и «Тимур и его команда» (1976). Калинин написал сценарий к фильму.
С главной героиней все было понятно, но ещё требовалось найти исполнителя главной мужской роли, и вот тут-то начались проблемы. Если актёр устраивал режиссёра, он не нравился Лучко, если устраивал Лучко – не нравился режиссёру. Если устраивал их обоих, категорически против выступал Калинин.
На Будулая пробовались люди самых разных национальностей: и грузины, и армяне, и узбеки. Очень серьёзно рассматривалась кандидатура худрука театра «Ромэн» Николая Алексеевича Сличенко. Актер запомнился зрителям по роли смуглого и веселого красного конника Петри из «Свадьбы в Малиновке». Однако режиссёр видел главного героя по-другому.
Тогда решили попробовать армянина Армена Джигарханяна, но он был уже занят в других проектах, и от его кандидатуры тоже пришлось отказаться. Появилась мысль вообще пригласить на главную роль Владимира Высоцкого, однако потом отбросили и эту идею.
И тут Лучко вспомнила, что совсем недавно, в 1977 году, снималась в ленте «Корень жизни» вместе с известным молдавским актером Михаем Волонтиром. Вскоре его пригласили на пробы.
В то время Михай Ермолаевич по-русски говорил очень плохо, весьма этого стеснялся, а потому на пробах свои реплики говорил по-молдавски – Лучко отвечала ему по-русски. Результат проб устроил всех.
Снимать решили в родных краях автора «Цыгана» Анатолия Калинина – в Ростовской области, на казачьем донском хуторе Пухляковский. В качестве дома главной героини Клавдии послужил настоящий казачий курень, построенный где-то за век до съемок. Обстановку для него местные жители сносили со всего хутора. Над столиком повесили старинное зеркало, которое после окончания съёмок хозяйка подарила Лучко. Оно до последних дней висело у актрисы в доме.
Волонтир подходил к своей работе очень ответственно. Цыганским языком он занимался с настоящим цыганом-полиглотом, который говорил на нескольких наречиях. Актер осваивал не только язык, но и особую походку, специфику поведения, манеру речи. Один из цыганских баронов позже в интервью сказал, что усвоить такую манеру поведения невозможно, а потому цыгане считают Волонтира не молдаванином, а своим – настоящим «ромалэ».
Еще одним украшением «Цыгана» стала роль Катьки-«аэропорт» в исполнении харьковчанки Нины Руслановой, которая по сюжету также «сохнет» по Будулаю.
По сценарию Клавдия и Катька должны были просто вступить в словесную перепалку, когда они возвращаются с Дона с корзинами, полными выстиранного белья. Актрисы, для повышения градуса драматизма, предложили Бланку превратить перепалку в драку мокрыми простынями. Во время съемок к актрисам пришел азарт – они дубасили друг друга всерьёз и так увлеклись, что забыли текст и сцену пришлось переснимать. В результате съёмки этой сцены длились шесть часов. Под конец съемок актрисы порвали друг дружке одежду.
Актрисы смеялись, дрались, снова смеялись. И тут Лучко увидела, что наблюдавшие за этой сценой местные бабы – донские казачки, которым за 40 – ревут в три ручья. Она спросила, почему, ведь это всего лишь кино. Ей ответили, что эта сцена – лучшее выражение их тяжелой послевоенной вдовьей бабьей доли.
Наконец, съёмочный период закончился, материал смонтировали. Пришло время озвучивания, и тут возникла неожиданная препона – чиновники потребовали, чтобы героя Волонтира озвучивал другой актер. Им не нравилось, что Будулай говорит по-русски с акцентом. Творческая группа понимала, что выполнить это требование – означает испортить фильм. «На дыбы» встали и Калинин, и Бланк и «тяжёлая артиллерия» проекта – Клара Лучко. Совместно им удалось отстоять голос Волонтира с его непередаваемым акцентом, и 18 августа 1979 года первая серия «Цыгана» вышла на экраны.
Сериал произвел фурор. Когда его транслировали, улицы городов пустели, и жизнь в стране замирала.
Ни создатели, ни исполнители главных ролей не ожидали такого успеха экранизации. Изначально по сценарию главный герой должен был умереть в конце четвертой серии. Однако сценаристы из-за зрительского интереса приняли решение не ставить точку в истории, и в 1986 году на экраны вышло продолжение телефильма под названием «Возвращение Будулая».
Волонтир и Лучко играли так естественно и убедительно, что зрители сразу же поженили их, потому что не поверили, что можно вот так сыграть влюбленных людей. Значит, что-то было за кадром. А за кадром была крепкая многолетняя дружба.
Пройдет много лет, и когда актеру потребуется медицинская помощь, именно Клара Лучко, выступая в ток-шоу на Первом канале, призовет зрителей скинуться и помочь актеру. Так и собрали деньги ему на операцию. У Михая Ермолаевича на пенсии был целый букет серьезных заболеваний, самые тяжелые из которых – онкология и диабет, из-за которого он практически ослеп. Но он продолжал бороться и даже на 10 лет пережил Клару Лучко. Рядом с ним постоянно была супруга Ефросинья Алексеевна, помогавшая ему во всем. Волонтира не стало в 2015 году, а Лучко – 2005 году. Ему был 81 год, ей – 79. Пока была жива актриса, она тесно общалась с семьей Волонтира. Не только зависть и соперничество встречаются в актерской среде, но и крепкая дружба.
Подготовлено по доступным в интернете материалам.


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 6
И не только содержание нравится.
Нравится очень Клара Лучко( Клавдия)!
Как она похожа на мою маму( внешне).
Всегда смотрю и любуюсь и так хочется смотреть и смотреть на эти милые черты!!!
Фильм замечательный!
Актеры прекрасны.
Жаль не снимают сейчас таких фильмов.!