Домашнее задание, homework, или хомавёрк, как его ласково называют ученики, нередко является камнем преткновения для обоих домов Израиля учителя и ученика.
Учась в школе, я всю эту домашнюю работу не любила, кроме той, где надо было что-то найти в интернете. Тогда отпрашивалась у родителей, чтобы пойти к подруге, которая жила этажом выше и являлась гордой обладательницей компьютера с выходом в интернет. И сидела у нее пару часов, обсуждая школьные новости за чашкой чая.
А вот выпустившись из университета и оказавшись на месте учителя, ко мне постепенно начало приходить осознание того, что такая нелюбимая нами в школе домашка - вещь все-таки полезная. И вызывающая много вопросов у начинающего:
❔ Нужно ли вообще задавать на дом по иностранному языку?
Нужно. Это не тот предмет, где послушал на уроке про гадание на кофейной гуще и все запомнил. Язык - навык, который нужно развивать и совершенствовать, и приобретается он нашими потом и кровью, хоть и под руководством учителя.
❔ А как же быть со взрослыми, которые на первом же уроке заявляют: "Я не хочу/у меня нет времени на выполнение задания"?
Терпеливо объяснить его пользу и зависимость понятий "скорость прогресса в изучении английского", "количество приложенных усилий", "количество затраченных на обучение денег". Если на неделе совсем невмоготу, задавайте на выходные побольше. Можно c задумчивым видом попробовать сказать избитую мотивашку: "Кто хочет, ищет возможности, кто не хочет, ищет оправдания", может проймет.
❔ А как же быть с совсем мелкими?
Задавать что-то интересное - раскрасить, нарисовать, обвести, чтоб весело и связано с учебой.
❔ Какая должна быть домашка?
Вот прошли вы на занятии Present Perfect. Рассказали, потренировали, а для закрепления пусть ученик сам дома поделает упражнения (из тетради или грамматики). А если видите, что все ясно и безоблачно, можно и перевод на эту тему задать.
❔ А что делать, если ученик не понял этот Present Perfect, а урок кончается?
Не задавать. На следующем дообъясните, задайте или что-то на повторение изученного, или что-то развлекательное (видео, аудио, книгу почитать).
❔ А что делать, если тему не успела объяснить, а к следующему уроку он должен ее знать по программе?
Проходить на следующем уроке, на дом только с лексикой могу новой дать ознакомиться. Грамматику новую на дом давать не надо.
❔ А что делать, если в тетради к учебнику стоят упражнения, которые очень легкие или не по теме?
Не давать их. Каждый раз, когда задаете на дом, спрашивайте себя - какие языковые цели эти задания помогут достичь? И поясняйте это взрослым. Чтобы они сами понимали, что находят или теряют.
Еще со взрослыми учениками можно обсудить, каким бы они хотели видеть свое домашнее задание, и нечасто задавать им то, что интересно делать именно этому ученику. Так прибавится к мотивации и осознанности обучения.
Что делать, если ученик не сделал домашку?
Розги уже, к сожалению, отменили, так что если невыполненное задание -случай редкий, не обращаю внимания. А вот если прецедент имеет место быть чаще раза в месяц, то:
- если работаете в государственной школе, я не буду давать вам советов - никогда там не работала, поэтому не знаю;
- если работаете в частном центре, вам посоветуют никого не ругать, просто пожурить "Shame on you!" и попросить принести на следующий урок, особо ни на что не надеясь;
-если репетиторствуете, школьников я бы все-таки советовала поругать, поставить в известность родителей и объяснить, к чему ведет невыполнение задания. Со взрослыми лучше апеллировать к их здравому смыслу и совести, про себя надеясь, что таковые присутствуют.
❔ Как проверять домашку?
Смотря что вы там задали.
- Если это тетрадь к учебнику, к которой имеются ключи - пусть ученик сам себя проверит дома и обсудите в классе все, что непонятно.
-Если это что-то еще письменное - проверяю в начале занятия, пока ученик рассказывает устное задание - пересказ, историю, описывает картинку и т. п.
- Если устного задания не было, проверяю письменное, пока ведем small talk (как дела, как провел выходные, какие новости) или пока слушаем аудирование (с теми, кто готовится к экзаменам).
❔ Как оценивать домашку?
Опять же, за школу говорить не буду. На курсах домашку, как правило, не оценивают, того же правила придерживаюсь и я. Просто разбираем ошибки, причем так, чтобы ученик сам понял, где накосячил и как этого избежать. Если ошибок много, прорабатываем тему в классе и дома еще раз.
Какие есть виды домашней работы?
Здесь я не буду останавливаться на конкретных заданиях, а сгруппирую их:
- Задания в тетради к учебнику и грамматиках, которые обычно направлены на механическую отработку материала.
- Задания, которые подготавливают ученика к новой теме и мотивируют на ее прохождение. Вы просите принести в класс фотографии или статьи, как-то связанные с презентацией нового материала.
- Дополнительные задания, связанные с самостоятельным изучением языка - чтение graded readers, прослушивание аудиоматериалов и просмотр видео вкупе с работой с новой лексикой.
- Проектная работа, которая подводит итог всей теме и является масштабным исследованием, с выводами и презентацией.
❔ Что задать на лето?
Здесь речь пойдет о школьниках, которые морщатся при упоминании "задания на лето", кто повоспитаннее - про себя, кто порасслабленней - чтоб его недовольство заметили. Хотя и взрослым на время отпуска тоже вполне можно задать:
- прочитать книгу, выписать из неё 15-20 новых слов, написать (пересказать) краткое содержание с новыми словами;
- посмотреть видео на английском, записать 15 - 20 новых слов, написать (пересказать) краткое содержание с новыми словами;
- описать самое яркое впечатление лета с использованием 10 новых слов;
- для готовящихся к экзаменам - прорешивать экзаменационные варианты, прошерстить книгу "ЕГЭ за 30 дней: Английский язык. Экспресс-репетитор".
Вот я и рассказала Вам, уважаемые коллеги, все, что думаю насчет
домашней работы. Буду признательна, если Вы поделитесь со мной своими мыслями на эту тему. С чем не согласны, что бы добавили?


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев