Профильные эксперты пояснили как технически организована блокировка звонков через мессенджеры Telegram и WhatsApp
Директор по инфраструктуре облачного провайдера «EdgeЦентр» Алексей Учакин сообщил, что для ограничения голосовых звонков в мессенджерах используются технические средства противодействия угрозам (ТСПУ, предназначены для фильтрации трафика и блокировки запрещённых ресурсов с помощью технологии DPI — глубокой фильтрации трафика по содержимому пакетов). ТСПУ по требованию законодательства ставится на сетях операторов связи и провайдеров. Голосовой трафик может быть отделен от остального, так как он имеет определённые паттерны и использует конкретные протоколы, например, SIP (протокол установления сеанса). «Заблокировав определённые пакеты по известным сигнатурам, мы можем выключить конкретную функцию в мессенджере. В целом в условиях установки ТСПУ у всех операторов заблокировать трафик какого‑либо приложения не составляет большого труда. Да, местами не очень аккуратно, но цель будет достигнута», — сообщил эксперт.
Определение и блокировка звонков через мессенджеры в сетях российских операторов происходит в первую очередь с использованием инфраструктуры ТСПУ, выполняющей требования Роскомнадзора, добавила директор по развитию и эксплуатации услуг связи IT‑интегратора «Телеком биржа» Анастасия Биджелова. Без ТСПУ, по её словам, оператор не смог бы эффективно выполнять эти законодательные требования. Звонки в приложениях вроде WhatsApp или Telegram работают через WiFi или мобильный интернет, а не через обычную телефонную сеть. «Голос преобразуется в цифровой сигнал, который передаётся через интернет в виде пакетов данных на серверы приложения. Затем сервер маршрутизирует их и передаёт вашему собеседнику. Операторы связи или регуляторы, например Роскомнадзор, могут определять такие звонки, анализируя интернет‑трафик. Они видят, что связь идёт с известными серверами именно этих мессенджеров. Чтобы заблокировать такие звонки, они прерывают связь устройства с этими серверами, в результате чего звонок не может начаться или обрывается», — рассказала Биджелова.
У операторов широкополосного доступа в интернет стоят специальные устройства для фильтра трафика (DPI), объяснил партнёр Exectica Capital Алексей Замесов. В них используется так называемый глубокий анализ пакета. Технически «поведение» WhatsApp или Telegram понятно по специфическим сигнатурам, и в сети оператора связи можно определить, что тот или иной трафик — это голосовой вызов. По словам Замесова, специальное оборудование на сетях операторов связи видит, что соединение из точки А в точку Б похоже на звонок. И это соединение можно прервать или ограничить. В итоге звонка не то чтобы нет вообще, он просто плохого качества».
13 августа 2025 года Роскомнадзор официально объявил о блокировке звонков через мессенджеры Telegram и WhatsApp. В ведомстве говорят, что приняли решение из‑за «многочисленных обращений граждан», звонки восстановят в случае, если мессенджеры выполнят требования законодательства. По информации Минцифры, действия Роскомнадзора по ограничению голосовых вызовов в иностранных мессенджерах сможет положительно повлиять на снижение количества мошеннических вызовов. Находящимся за рубежом или планирующим поездку за границу российским туристам рекомендуется с запасом пополнить счёт телефона, чтобы оставаться на связи, сообщили в Ассоциации туроператоров России (АТОР). В АТОР напомнили, что альтернативы WhatsApp и Telegram для голосовых вызовов через интернет есть.
По материалам Хабр
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1