ИСТОРИЯ ДЕТОУБИЙСТВ ВО ЧРЕВЕ МАТЕРИ
18 ноября 1920 г. – в Советской России впервые в мире разрешены аборты по желанию женщины.
Легализация абортов, произошедшая впервые в новейшей истории в Советской России в 1920 году, воспринималась православными христианами как узаконенное убийство, вопиющее преступление против Бога и человека.
Задолго до распространения христианства, в Древнем Риме, как и во всём языческом мире, широко практиковалось убийство детей как после, так и до рождения. Римское право включало «Patria potestas» – власть отца над детьми, в том числе над их жизнью и смертью. Если семья решала, что не будет заниматься воспитанием ребёнка, то его просто выбрасывали. На окраинах большинства римских городов были специальные высоты или стены, куда относили ребёнка, чтобы оставить его умирать. В житии святителя Василия Великого упоминаются некие сагаи (sagae), действовавшие в Кесарии и соседних областях: они торговали абортивными снадобьями и делали женщинам, не желавшим вынашивать ребёнка, хирургические аборты. Детские останки продавались в Египет, где их использовали для изготовления косметики. Ремесло сагаев издавна считалось вполне законным.
Ещё будучи сама гонимой, Церковь начала противодействовать существующему положению дел: христиане подбирали брошенных детей, давали им приют и воспитание. Первый христианский император, Константин Великий, значительно ограничил Patria potestas, приравняв убийство сына собственным отцом к обыкновенному убийству. Выбрасывание новорождённых уже происходило гораздо реже, чем при власти язычников. Этот обычай, как и гладиаторские бои, был ликвидирован усилиями христианского духовенства.
Немало потрудился над этим свт. Василий Великий из Кесарии, который проповедовал о святости человеческой жизни и призвал свою паству на помощь женщинам, испытывающим нужду в связи с беременностью и рождением детей. Святой Василий развернул по всей епархии просветительскую работу: анафематствовал сагаев, организовал общественные акции протеста против египетских торговцев, наживающихся на детских останках. Вместе с несколькими диаконами после всенощной службы святитель собственноручно разрушил расположенную за городом старую кесарийскую гробницу, которая служила местом детоубийств. Такие открытые действия могли стоить ему положения, что архиепископ, безусловно, понимал.
В каноническом послании свт. Василий Великий постановил:
«Умышленно погубившая зачатый во утробе плод подлежит осуждению смертоубийства. Тонкого различения плода образовавшегося или ещё необразованного – у нас нет. Ибо здесь полагается взыскание не только за имевшее родиться, но и за то, что навредила самой себе, поскольку жёны, от таковых покушений, весьма часто умирают. К этому присоединяется и погубление плода, как другое убийство, от дерзающих на это умышленно. Впрочем, подобает не до кончины простирать покаяние их, но принимать их в общение, по исполнении десяти лет; врачевание же измерять не временем, но образом покаяния».
Архиепископ Василий Кесарийский в полной мере использовал политическое влияние своей семьи и собственный дар убеждения для криминализации детоубийства. Это принесло свои плоды. В 374 году император Валентиниан издал указ:
«Все родители обязаны растить зачатых ими детей, те же, кто убивают или выбрасывают их, подлежат наказанию по закону».
Впервые в истории человечества убийства детей были объявлены вне закона. Было загнано в подполье и затем исчезло ремесло сагаев и им подобных. Практика оставления, выбрасывания новорождённых была полностью искоренена.
В России в XVII веке за искусственное прерывание беременности мерой наказания была смертная казнь. Соборное уложение, принятое в России при царе Алексее Михайловиче в 1649 году, предписывало
«беззаконных жен, и кто по ея велению детей ея погубит, казнити смертию».
Рассматривая этот документ, специалисты подчёркивают, что русское право того времени не проводит разграничение между убийством уже рождённого ребенка и абортом. В 1715 году Пётр I своим указом немного смягчил наказание.
По положению о наказаниях 1845 года аборт приравнивался к умышленному детоубийству. Вина за это преступление возлагалась как на людей, осуществлявших изгнание плода, так и на самих женщин. Аборт карался каторжными работами от 4 до 10 лет для врача и ссылкой в Сибирь или пребыванием в исправительном учреждении от 4 до 6 лет для самой женщины.
В предреволюционные годы российское законодательство также запрещало аборты, но к нарушителям закона применялись довольно мягкие меры наказания – мать, прибегнувшая к умерщвлению плода, заключалась в исправительный дом сроком до трёх лет, врач – до 6 лет. Аборты были разрешены лишь по строго жизненным показаниям, однако, либерально настроенные врачи считали этого недостаточным и выступали за отмену наказаний для женщин, его совершивших, и врачей. До 1917 года вопрос оставался дискуссионным, и вполне возможно, что под напором "общественности" наказание за аборты свели бы к минимуму, естественно не разрешая его. Но новая советская власть в расчёт принимала лишь собственное мнение, тем более не могла считаться с христианским учением, которое наравне с самодержавием называла пережитком прошлого.
18 ноября 1920 года в одностороннем порядке без предварительного общественного обсуждения был принят декрет, легализующий аборты. Основной причиной, по которой аборт выводился из тени, по словам разработчиков закона, было подпольное абортирование, приводившее к смерти женщин.Узаконивание абортов большевиками нельзя объяснить с точки зрения экономической выгоды, да и материальными соображениями вообще. Речь шла о создании принципиально нового общества, ради чего должен был быть разрушен сложившийся институт семьи, который рассматривался как тормоз на пути прогресса. Этой задаче была подчинена и проводимая большевиками политика «раскрепощения женщины».
В советский период, находясь в условиях несвободы, Русская Православная Церковь свидетельствовала о своём отношении к аборту как к вопиющему преступлению против божественных и человеческих законов. Один из примеров такого свидетельствования можно найти в обвинительном заключении по делу священника Алексия Никонова (1930 г.), который был впоследствии канонизирован Церковью в числе новомучеников. Согласно этому обвинению, «Никонов старался наставлять верующих и такими моментами:
“Аборты делать большой грех. Советская власть позволяет убивать детей, чего никогда не было, это делают только безбожники-большевики. Гражданские брак и похороны – это временная стихия, придёт время, буря стихнет, православная вера будет на своей высоте”».
В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви, документе, принятом Архиерейским собором в 2000 году и выражающем официальную позицию Московского Патриархата, подтверждено отношение к аборту как к греху детоубийства. К совершившим аборт снисхождение при допущении их до евхаристического общения допускается только в том случае, если продолжение вынашивания ребёнка представляло непосредственную угрозу для жизни беременной.
Наиболее емко православное отношение к легальности аборта выражено в словах прп. Паисия Святогорца:
«Если евангельскую заповедь нарушает один человек, то ответственность падает на него одного. Однако если что-то противоречащее заповедям Евангелия становится государственным законом, то гнев Божий приходит на весь народ – для того чтобы его воспитать».
По материалам статьи «Борьба христиан за право детей в материнской утробе на жизнь (исторический очерк)».
Авторы Глеб Лихоткин, Григорий Иванов
Комментарии 58
Лично у меня первый звоночек был о личности Марии, когда она прощалась с Мелиховым, дорогим для Антона Павловича местом. Почти процитирую - "Хотелось взгрустнуть, но получилась кислота".
Пока Вы меня не переубедили, что Мария Павловна была только там, где был её интерес. Она несомненно сделала многое, но всё что я нашел, было связано лично с ней и её обеспечением на старости лет.
То что она не заботилась о могиле брата - это мне очевидно. Но это можно объяснить, что этим всецело заведовала Ольга Книппер. Но может быть Мария Павловна стала инициатором, спонсором и ангелом=хранителем Мелиховского музея? Это было бы попадание в точку против моего мнения. Я эту тему тоже не изучал и если у Вас есть такие данные, то озвучьте, было бы интересно.
Одинокому-везде пустыня, не зря на кольце надпись имелась.. А так..помошницы, да и то не всегда расторопные...
По поводу приезда в Москву. Она туда периодически ездила, так как подчинение Ялтинского музея было Москве. Пожить там было у кого, так как Книппер её пережила.
Все Чеховы были талантливы..... Возможно, как и талантливы все в мире, только каждый в своём поприще. В этом смысле и Мария была талантлива, но пожалуй на среднем уровне. Если сравнивать её с уникальным даром Антона Павловича, то ... давайте не будем...ЕщёТатьяна, только прошу не переходить на эмоции и домыслы. Я тему желания возродить музея в Мелихово от Марии пока нигде не встречал. Это вкладывается в моё мнение, так как я знаю факты, которые подтверждают, что когда в Мелихове активное участие принимали Антон, Михаил и отец, то летая от гостей на кухню, от кухни до гостей, на стройку, в конюшню...Мария наслаждалась тем, как ею восхищаются. Но позже, когда в усадьбе стало скучно и хлопотно, она к ней охладела, если не сказать хуже. Кстати, также она охладела и к Ялте, когда в их дом пошли вместо известных людей больные туберкулёзом.
По поводу приезда в Москву. Она туда периодически ездила, так как подчинение Ялтинского музея было Москве. Пожить там было у кого, так как Книппер её пережила.
Все Чеховы были талантливы..... Возможно, как и талантливы все в мире, только каждый в своём поприще. В этом смысле и Мария была талантлива, но пожалуй на среднем уровне. Если сравнивать её с уникальным даром Антона Павловича, то ... давайте не будем.
Это конечно тоже домыслы.
Я бы Марии Павловне поставил памятник как директору музея. Но признаков любви к Чехову как к близкому человеку, я всё равно не вижу.
Я озвучил факты. Их можно перепроверить, подтвердить или опровергнуть. Но для этого нужны не эмоции, а тоже факты.
А какой ужас - постановка "В овраге"? А приезжайте село Угрюмово, где даже летом лежит грязь. Зайдите в стены фабрики, пройдитесь по ступенькам, по которым ходил Антон Павлович в 1892 году, когда лечил рабочих от холеры.. Посмотрите на холодную речушку с чистой водичкой и вспомните, что при Антоне Павловиче вода была грязной жижей. Но ведь Антон Павлович не написал, почему в селе Уклееве были трактиры, мужики пили, а скот болел?. Всё это можно узнать только на месте. Только когда узнаешь про скотогонный тракт, который шёл ...ЕщёТеперь отвечу на вопрос "Зачем?". Зачем нужно побывать в селе Васькино? Чтобы на месте, как по нотам, увидеть трагедию "Вишнёвого сада". Увидеть как зарождалось имение и как, на глазах Антона Павловича, умирала эта усадьба. Если Вам не интересен контекст событий, то Вы никогда не сможете поставить или понять хорошо поставленный "Вишнёвый сад". Ровно поэтому я не встречал ни одной достойной постановки со времён СССР. Ни одной!!!
А какой ужас - постановка "В овраге"? А приезжайте село Угрюмово, где даже летом лежит грязь. Зайдите в стены фабрики, пройдитесь по ступенькам, по которым ходил Антон Павлович в 1892 году, когда лечил рабочих от холеры.. Посмотрите на холодную речушку с чистой водичкой и вспомните, что при Антоне Павловиче вода была грязной жижей. Но ведь Антон Павлович не написал, почему в селе Уклееве были трактиры, мужики пили, а скот болел?. Всё это можно узнать только на месте. Только когда узнаешь про скотогонный тракт, который шёл через село, когда узнаешь, что в 1850 году трактиры горели и погорельцам дали землю для строительства в овраге. Когда узнаешь, что в 1870 построили станцию Лопасня и скот повезли по Ж/Д дороге, что оставило село без работы.
Много чего есть интересного, что из "бронзового Чехова" делает его понятным человеком.
Просто, для меня Антон Павлович, если исключить его литературный гений, обычный человек, коих много, кто проживает разные стадии в своей жизни. Он для меня не бронзовый. Он простой и уже во многом понятный.
А ещё я сосед Чехова))), если учитывать территориальное соседство. Если свершиться мечта и я переселюсь в Мелихово, то стану соседом в прямом смысле.
Совсем недавно мне дали почитать книгу Михаила Чехова. Его чеховеды не жалуют, считая его человеком, который хотел погреть своё самолюбие на известности писателя.
Честно, с такой вводной и я начал знакомство с Михаилом. Но сейчас у меня другое мнение. Мелихово расцвело именно в бытность проживания там Михаила и завяло именно, когда всё на себя взяла Мария. В Ялте, если кто не в теме, именно Михаил вёл бумажную работу в музее до 1930 года. И теперь я убедился, именно Мария принизила роль Михаила.
Было смешно читать у Михаила, что старший брат Александр с 1886 года ушёл из семьи и больше в ней не появлялся. Это миф в угоду Марии, под чьим влиянием находился Михаил. На самом деле есть фотографии Александра в Мелихово и косвенные подтверждения, что Александр оставался членом семьи.
Но сейчас не про это. Есть тема интереснее. Сейчас расскажу.
1) Чехов строил флигель "Чайку" для себя, так как уже решил, что в доме работать невозможно. Строить хутор дороже, да и содержать дополнительную прислугу дорого, а Чехов тогда нуждался. Вот и остановился на среднем варианте. Возможно, он и озвучивал, что флигель для гостей, но кто в нём там хоть раз был, сразу поймёт, что он внутри для комфортного размещения одного человека, а не для орды гостей.
Кстати, флигель построили в 1894 году. В 1892 году Чехов боролся в холерой. Следовательно, хутор он планировал строить в 1893г.
2) Миф о том, что Чехов ловил рыбу из окна. Я встретил лишь одно описание как усадебном пруду выловили бреднем рыбу и пожарили на всех гостей. Чехов не просто ловил рыбу. В это время он мысленно работал и делать это в проходном дворе было сложно. То есть именно...ЕщёТак вот, Михаил пишет, что Антон выкопал пруд и около него собирался строить хутор. То есть несколько домов, чтобы там было где писать и другие постройки для обслуги. Почему это важно? А вот почему...
1) Чехов строил флигель "Чайку" для себя, так как уже решил, что в доме работать невозможно. Строить хутор дороже, да и содержать дополнительную прислугу дорого, а Чехов тогда нуждался. Вот и остановился на среднем варианте. Возможно, он и озвучивал, что флигель для гостей, но кто в нём там хоть раз был, сразу поймёт, что он внутри для комфортного размещения одного человека, а не для орды гостей.
Кстати, флигель построили в 1894 году. В 1892 году Чехов боролся в холерой. Следовательно, хутор он планировал строить в 1893г.
2) Миф о том, что Чехов ловил рыбу из окна. Я встретил лишь одно описание как усадебном пруду выловили бреднем рыбу и пожарили на всех гостей. Чехов не просто ловил рыбу. В это время он мысленно работал и делать это в проходном дворе было сложно. То есть именно дальний пруд служил ему пристанищем, когда он упоминал о ловле карасей и линей.
Будете в Мелихово, обязательно посетите это дикое, но святое место, для Антона Павловича. Я тоже обязательно туду весной сделаю экспедицию, чтобы точно установить нюансы происхождения этого пруда.
Чехов не принадлежит Крыму, Таганрогу или Москве. Он везде, он со всеми, он по всему миру, но моё личное мнение - его душа осталась здесь - в Мелихове, где он провёл самые прекрасные годы своей жизни.
Но это моё мнение, а я знаю тех, кто считает Питер городом Чехова, тех, кто ездит к Чехову в Звенигород.
Давайте общаться и так узнаем о Чехове больше, ведь любовь это не только милосердие, но и знание. Невозможно любить, не зная человека.