1115 лет назад, 14 октября 910 года (предположительно), произошло событие, положившее начало празднованию одного из самых популярных в России православных торжеств — Покрова Пресвятой Богородицы.
Нигде этому празднику не придают такого значения, как у нас. Ни в одной стране мира нет Покровских храмов, сопоставимых по своей культурно-исторической ценности с нашими архитектурными шедеврами вроде церкви Покрова на Нерли или Покрова на Рву, известного как собор Василия Блаженного. Матерь Божия и связанные с Ней чудеса почитаются христианами на всей планете, однако и в этом смысле Русь-Россия претендует на исключительную роль.
В давние времена в Константинополе жил раб-славянин Андрей. В своей горячей и искренней вере он принял подвиг юродства. Смиренно переносил голод, холод, унижения, насмешки, и Господь многое открывал ему, сподобил при жизни побывать в Царствии Небесном. А однажды город осадили враги. Жители в отчаянии собрались во Влахернском храме, молили о спасении. Блаженному Андрею дано было увидеть, как из Царских врат по воздуху вышла Сама Матерь Божия в сопровождении ангелов и святых, распростерла над молящимися свой головной покров, омофор, обещая защиту. И действительно, враги вскоре отступили.
Праздник Покрова Пресвятой Богородицы на Руси ввел святой благоверный князь Андрей Боголюбский.
Он был правой рукой отца, Юрия Долгорукого, главным его помощником и в мирном строительстве, и в войнах, в борьбе за престол великого князя Киевского. Андрей Юрьевич первым осознал, насколько прогнил и разложился Киев. Неоднократно советовал отцу отказаться от стольного града. И даже когда Долгорукий сел на трон, Андрей настаивал, что надо бросить столицу, вернуться в свои владения, на Суздальскую землю, обустраивать ее, развивать хозяйство.
Толчком к дальнейшему послужило чудо. Находившаяся в Вышгороде, в монастыре чудотворная икона Божией Матери, по преданию написанная святым Евангелистом Лукой, вдруг стала «выходить» из киота. Князь рассудил, что это знак: Сама Пресвятая Богородица хочет уехать. Взял икону, позвал с собой всех, кто был ему близок, и в конце 1155 года двинулся в путь. Отец удивился, рассердился, слал приказы вернуться. Но Андрей не подчинился. По дороге, в городах и селах, совершенно разоренных бесконечными междоусобицами, люди узнавали, куда идет обоз, и многие присоединялись. Отправлялись в бескрайние леса и болота — там был мир, порядок, безопасность.
Колонна умножалась, вытягивалась все длиннее. Сквозь снега, сквозь метели ехали воины, шагали крестьяне, ремесленники, монахи, священники, везли на санях свои нехитрые пожитки. А вели за собой людей Богородица и ее верный слуга князь Андрей, которому выпала великая миссия русского Моисея. Образ Пресвятой Девы везли во главе обоза, и участник событий, священник Кузьма, зафиксировал многочисленные чудеса — Она помогала в походе, спасала погибавших. Икону вскоре стали называть Владимирской, потому что Сама Матерь Божия явилась князю и повелела поместить Ее изображение во Владимире.
В 1157 году Долгорукий был отравлен киевскими боярами. Однако его сын и помощник опять поступил совершенно необычно для своей эпохи, не стал воевать, мстить за отца. Вместо этого созвал нечто похожее на Земский Собор — представителей от разных городов, и решением всей своей земли принял титул великого князя. До сих пор его носил только один государь — Киевский.
Отныне рождалась новая Русь, Владимиро-Суздальская, и благоверный Андрей стал ее устроителем. Он звал к себе из всех краев простых людей. На глазах разрастался Владимир. Возводились новые стены, ворота, монастыри, знаменитый Успенский собор. На том месте, где князю явилась Приснодева, он построил личную резиденцию, Боголюбово.
Пресвятая Богородица по-прежнему покровительствовала и помогала князю. В результате произошло великое чудо: всего за 5–7 лет область, считавшаяся глухой, захудалой, превратилась в могучую, богатую и процветающую державу.
Князь Андрей правил здесь по-новому: своей опорой сделал не бояр, не знать, а простой народ. Сформировал новую армию — полки «пешцев» (городской пехоты), конные дружины «милостников». Русские ратники выдержали экзамен 1 августа 1164 года, разгромив в жестокой битве войско царя Волжской Булгарии.Вознаменование этой победы Андрей учредил праздник Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы.Примерно тогда же повелел отмечать на Руси и Покров Пресвятой Богородицы. Неподалеку от своего Боголюбовского замка, на Нерли, построил в 1165 году первый Покровский храм, дивный и неповторимый.
Вероятно, при участии великого князя Андрея были составлены дошедшие до нас памятники духовной литературы — первая Служба на Покров Пресвятой Богородицы, «Слово похвально на Святый Покров».
На Руси Покровские храмы, монастыри и написанные искусными богомазами образы широко распространились с XII–XIII веков.
Нет комментариев