Часто музыка становится импульсом к написанию замечательных литературных произведений. Нередко бывает и наоборот: литература вдохновляет композиторов на создание симфоний, опер, балетов, мюзиклов, песен.
В нашем списке собраны музыкальные произведения, в каждом из которых музыка становится не просто звуковой иллюстрацией к сюжету, но расширяет пространство его понимания и настраивает на глубокие переживания, давая возможность прикоснуться к тому, что скрыто за словами и литературными образами.
🎵 «Ромео и Джульетта», Пётр Чайковский
Самая известная увертюра русского классика, написанная на сюжет трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта».
В ней Чайковского не интересуют детали, он не гонится за эффектами, в фокусе композиторской работы — три темы, обозначающие основной конфликт и выстраивающие драматургию всего изложения: хоральная (отсылающая к монашеству), нервозно-воинственная тема вражды и одна из красивейших мелодий в истории музыки — тема любви. Перфекционист Чайковский будет редактировать это сочинение всю свою жизнь, с удовольствием дирижировать его исполнениями за границей и до конца дней считать эту увертюру своим лучшим творением.
🎵 «Данте-соната», Ференц Лист
Романтическая порывистость, глубокая чувственность, потусторонняя, почти что дьявольская магия его таланта воплотились в сочинениях, написанных по великим произведениям Гете, Гюго, Данте. Последнему пианист посвящает удивительную сонату-фантазию, которую так и называет — «По прочтении Данте». В сонате Лист использует один-единственный мотив и на этом материале создает самые контрастные образы: и врата ада, и муки страдающих душ, и великую любовь Франчески, к которой Лист, в отличие от Данте, испытывает сочувствие, заставляя и нас проникнуться ее горем.
🎵 «Леди Макбет Мценского уезда», Дмитрий Шостакович
Это произведение – мощное высказывание-разоблачение гнетущей античеловечной среды, царившей в русском купеческом обществе. Это трагедия, которая соединяется с суровой сатирой, чей колоритный, смелый и бескомпромиссный музыкальный язык может пугать и очаровывать одновременно. Интересно, что герои оперы идут по сюжету вслед за повествованием Лескова, однако их поступки трактуются не так, как в тексте, а сами образы становятся более противоречивыми. Но главное — это безоговорочное оправдание героини, которая мучается от невозможности простить себя за преступления, совершенные ею во имя (пусть и выдуманного) счастья.
🎵 «Золушка», Сергей Прокофьев
Балет-символ, светлый, весенний, радостный, поставленный в победном 1945 году в Большом театре, он продолжил традицию балетов на сказочные сюжеты. И в этом отношении «Золушка» Шарля Перро стала для Сергея Прокофьева настоящим приключением в танцевальной вселенной: гавот, вальс, павана, паспье, бурре, мазурка, галоп — чего там только нет!
Прокофьев писал о своей Золушке: «Мне хочется видеть в героине не сказочный, полуреальный персонаж, а живое лицо с человеческими переживаниями, то есть по возможности расширить ее роль». Так сказка трансформировалась в историю про человеческое преодоление; вопреки лишениям, страхам и несправедливости — в этой музыке торжествует жизнь, любовь, вера в чудо и надежда на перемены.
🎵 «Моя прекрасная леди», Фредерик Лоу
Жанр музыкальной комедии открыл эру красочных шоу, которые пришли на смену классическим опереттам. Сюжет для этих спектаклей нередко заимствовали из классической литературы. Так было и с самой популярной комедией середины прошлого века, известной под названием «Моя прекрасная леди», в которой был использован сюжет пьесы Бернарда Шоу «Пигмалион». И снова — авторы сценария не пожалели первоисточник, сделав из монолитной трехактной комедии довольно подробное повествование со множеством сменяющихся картин.

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев