Вход Господень в Иерусалим. Неделя ваий (цветоносная, Вербное воскресенье) Двунадесятый переходящий праздник. Совершается в Неделю 6-ю Великого поста, то есть в последнее воскресенье перед Пасхой. «На утрени этого праздника раздаётся освященная верба в память евангельского события (Мф. 21, 8). Существует в некоторых местах нелепое обыкновение – хлестать после богослужения друг друга освященною вербою с разными шутками–прибаутками… Таким образом священное «знамение победы» обращается в потеху!.. Поистине дикий обычай, недостойный христиан, поэтому с искоренением его нужно бороться всеми мерами» (От святой купели и до Неба. – М., с. 103–104). «Одежды душевные изменим. Приидите, возлюбленные,
О духе тщеславия Авва Нисферой (Нистерой) однажды прохаживался по пустыне с одним братом. Увидев дракона, они побежали. Брат спросил его: и ты, отец, боишься? Старец отвечал ему: нет, сын! я не боюсь, но польза требовала, чтобы я бежал; иначе мне не убежать бы от духа тщеславия (ср.: Достопамятные сказания. – М., с. 173). Надо «учиться по возможности делать добро, с любовью к добру; …недостатки ближних надо терпеть, потому что и видящий сии недостатки имеет свои недостатки и пользуется долготерпением Божиим; … в предприятиях и делах надобно желать одобрения от Бога и совести и не слишком заботиться о человеческом одобрении». «Если хочешь сделать добро и искушаешься помыслом тщеславия и если
Помним ли мы о благодеяниях Божиих? Евангельская история о том, как Господь Иисус Христос исцелил десять прокаженных, но лишь один из них возвратился к Нему, чтобы возблагодарить Бога (см. Лк. 17, 11–19), служит напоминанием о человеческой неблагодарности. Всегда ли, получив то, о чем просили в молитве, мы воздаем славу Богу? Всегда ли мы помним о других благодеяниях Божиих, Его заботе о нас и Божественной любви? Какая безмерно великая честь человечеству, – говорит праведный Иоанн Кронштадтский, – «что оно может отверзать уста свои перед Богом, вступать с Ним в беседу, просить Его о своих нуждах, благодарить за благодеяния, славословить Его за неизреченную велелепоту Его и быть уверенным,
Что облегчает перенесение скорбей? «Не должны мы поддаваться унынию, ропоту за болезни свои и за скорби, ибо установлен Богом закон, более твёрдый, чем небо и земля, – закон, что многими скорбями подобает внити в Царствие Божие. А мы в настоящее время пришли в такой период жизни человечества, когда спасаются исключительно только безропотным терпением скорбей, с верой в Бога и надеждой на Его милосердие. Другими путями сейчас не умеет спасаться никто. Остался для нашего времени только один единственный путь: терпение скорбей. Преп. Исаак Сирин пишет: «Паче всякой молитвы и жертвы драгоценны пред Богом скорби за Него и ради Его». А всякая скорбь, которую мы принимаем без ропота, с мыслью благ
Равноапостольные Кирилл и Мефодий Святые Мефодий (815–885) и Кирилл, до принятия схимы носивший имя Константин (827–869), – родные братья из благочестивой семьи, жившей в греческом городе Солуни (Македония). Старший брат Мефодий, оставив должность воеводы, ушел в монастырь на гору Олимп, где занимался изучением священных книг. Константин получил блестящее образование, постиг многие науки и языки, за что получил прозвище «Философ» (мудрый); в сане иерея был назначен хранителем патриаршей библиотеки. Впоследствии удалился в монастырь, где подвизался его брат Мефодий, и занялся изучением славянского языка. По поручению императора Константин вместе с Мефодием и учениками в 863 г. составил слав
О РАЗДЕЛЕНИИ ЗАПОВЕДЕЙ НА ДВЕ СКРИЖАЛИ ЧТО ОЗНАЧАЕТ РАЗДЕЛЕНИЕ ЗАПОВЕДЕЙ НА ДВЕ СКРИЖАЛИ? Десять заповедей были разделены на две скрижали. Это значит, что в них заключаются два вида любви, т.е. любовь к Богу и любовь к ближнему, и поэтому предписываются два рода обязанностей. На вопрос: «кая (какая) заповедь больши есть в Законе?» – Господом Иисусом Христом дан ответ: «Возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею мыслию твоею. Сия есть первая и большая заповедь. Вторая же подобна ей: возлюбиши искренняго (ближнего) твоего, яко сам себе. В сию обою заповедию (на этих двух заповедях) весь Закон и пророцы висят» (утверждаются) (Мф.22, 36–40). КТО ЯВЛЯЕТСЯ НАШИ
Некоторые правила истинного поста «Пост в деятельном благочестии есть непрерывное, никогда не ослабное, но постепенное и благоразумное умерщвление самых вопиющих потребностей нашего бренного естества». «Истинный пост полагает свою печать на всё внешнее и внутреннее поведение подвижника. «Мера воздержания, – говорит преподобный Иоанн Провидец, – не ограничивается только пищею и питием, но простирается и на разговоры, и на сон, и на одежду, и на все чувства; во всём этом должна быть мера воздержания». «О тщеславии же в посте вот что говорит преподобный Исидор: «Если подвизаетесь в посте как должно – не гордитесь. Если же тщеславитесь сим, то лучше ешьте мясо, ибо не так вредно для человека ес