А как же «Всеобуч»?
Я долго не мог понять, почему Костьев так радуется Лениногорскому опыту. Мне думалось: «Чушь какая-то, профанация, а не уроки. Ну как, не имеющие представления о шахматах учителя рассказывают о них». Для тех, кто не знаком с Лениногорским опытом https://ruchess.ru/news/report/shakhmatnyy_vseobuch_v_leninogorske/ .
Пытаясь разобраться в проблеме, сделал вывод, что и многие УМК, рассчитанные на учителя начальной школы, не выдерживают никакой критики. Они ни чем не лучше Лениногорской схемы. Учитель в состоянии выучить все уроки, может их пересказывать и очень толково это сделает, на порядок лучше, чем любой опытный шахматист, но он не сможет вести уроки третьего и четвёртого года обучения шахматам, и даже второго сомнительно, если не наберет соответствующей шахматной квалификации. Лозунг «Учи и учись» хорош, но не действенен. По сути, учитель должен усваивать материал быстрее, чем самый увлеченный из его учеников.
Ему (учителю) что, больше заняться нечем, как овладевать шахматами на спортивном уровне?
Как только ребенок задаст сложный вопрос о позиции, где шахматной квалификации учителя недостаточно, чтобы мгновенно, оценив предложение ребенка, дать квалифицированный ответ, успешные занятия закончатся.
А как же быть с всеобщим шахматным образованием? Вести только там, где есть шахматный педагог? А как же ВСЕОБУЧ?
Вот тут и наступило мое прозрение, как я понимаю идеи Костьева. Если учителя-шахматиста с рейтингом не ниже 1500 нет, то первичную ориентацию в мире шахмат может дать учитель начальной школы. Он, вплетая информацию в свой предмет, знакомит учеников с шахматами, правилами, приемами. Просто увлекает идеей. Педагог не пытается выдать себя за специалиста и не должен вступать в полемику о той или иной позиции на доске. Он только пропагандирует красивую, умную игру, призывая детей пройти курс лекций в электронном виде. В помощь процессу, организованному учителем, конечно, нужен электронный учебный материал, аналогичный Шахматной планете, Ли-чесс, Чесс-кинг и т.п., только не такой сухой и формальный, как сегодня. Это должна быть забава с конфетками, ягодами, призами, это должно быть весело, как в Динозавриках, что учат шахматам.
Чтобы направить детей «на путь истинный», у учителя должен быть большой набор маленьких отсылок к шахматам, на каждый шахматный урок, во всех его общеобразовательных уроках. И конечно, учитель не должен этого придумывать, нужен готовый конспект. Например, на 5-й неделе дети проходят ладью, значит, у учителя в «шпаргалке» есть двадцать маленьких вставок, в его текущие уроки, чтобы по делу произнести слово Ладья, и зародить в детской голове интерес, открыть учебный шахматный сайт, посмотреть видео-урок, выполнить учебные упражнения и задачи. Отдать шахматам по 1 минуте общеобразовательного урока. Для текущего урока это безболезненно, особенно если «в кассу», вставка должна быть уместной, а для шахмат, это 10 - 20 минут в неделю! И интерес заложен.
Дети любят игру, любят состязания, где один, там и другой, они потянутся на сайт. При этом учитель должен получать обратную связь. Кто, сколько раз и с каким успехом заходил на сайт. Похвалить детей получивших прогресс. Отметить успех на специальном стенде. Если нет профессионального учителя-шахматиста, то его функцию может исполнить электронный учебник.
Создать «шпаргалку» на каждый урок, в помощь учителю начальных классов, могут только опытные практикующие педагоги начального шахматного образования в содружестве с опытными методистами и специалистами в психологии образования. Для создания такой библиотеки организована группа «Всеобуч, методика». Первичной целью группы является создание «Методической копилки всеобуча», где поурочно разложены наработанные учителями практические приемы и находки, помогающие верно донести включенный в УМК урок, разработанный профессионалами.
Вход в группу через заполнение формы https://forms.gle/x38wZHmYzA5U9Kuq7 . Приглашайте друзей. Всех кто радеет за развитие «Шахматного всеобуча».
Как только закончится наполнение «методической копилки» в предварительном ее варианте, откроется второй раздел «Уроки по Лениногорской схеме». Уверен, наполнить первичными предложениями сможем быстро. Проверить действенность найденных примеров – один год работы. На следующий год вся страна может садиться за шахматные уроки. Все описанное не отменяет подготовку педагогов с шахматным образованием, но радикально может повлиять на продвижение шахмат в школу. Курсы переподготовки, повышения квалификации и семинары для совершенствования навыков учителя, тоже останутся в силе.
Будет ли от таких уроков толк?
Я не провидец, и не великий специалист. Но, дети очень восприимчивы, и легко увлекаются новыми идеями, особенно игрой.
У этих уроков должно появиться логичное продолжение, практическое применение полученных знаний. Дети непременно должны ежегодно, не менее 2-х раз, участвовать в соревнованиях по шахматам. Один раз личное первенство по быстрым шахматам. Участвуют все, как в лыжном кроссе, или конкурсе чтецов. Второй раз командное первенство, по аналогии с «Белой ладьей», только участвуют все ученики класса, разбиваясь на команды в 4 человека. Дети должны видеть применение полученных знаний, тогда и с мотивацией все будет хорошо. Кроме этих двух обязательных турниров можно предложить еще массу интересных и полезных мероприятий: турниры семейных пар, конкурс «Самая шахматная семья», фестивали, викторины, первенство по классическим шахматам, школа на школу на 32-х досках… Мы придумаем, как заинтересовать детей, если будет поддержка государства.
Кто же это будет делать? А вот тут, если нет своих специалистов, вполне можно использовать привлекаемых по договорам самозанятых пенсионеров, или отпускников–родителей. Опытных любителей с уровнем рейтинга 1500 и выше. Конечно с оплатой этого труда. Учителем такой шахматист не пойдет, ставки низкие, да и образования педагогического нет, а вот провести разовое мероприятие, с радостью, особенно, если судейский семинар прошел и усвоил. Кстати, это порядка 40 000 рабочих мест! А после турнира дети и родители будут уговаривать энтузиаста возглавить кружок, и это мой посыл к государственным служащим. Цена вопроса, по сравнению с результатом, мизерная. Ведь ученые доказали, дети, занимающиеся шахматами, на 15 – 30% лучше усваивают все уроки, не только точные науки. 50% шахматистов становятся весьма сильными специалистами. Продолжительность жизни шахматистов на 7 – 15 % больше, чем у людей, не играющих в шахматы.
Есть небольшое НО!
У школы должно быть право тратить такие средства на внештатных исполнителей. Кем будет выделяться финансирование значения не имеет, оно должно быть. Школа не имеет право тратить деньги на соревнования, это не образовательный процесс, значит будет нецелевое расходование средств.
Должны быть помещения в школе, клубе или ЖЭКе…, обеспеченные инвентарем для проведения мероприятий. Ну и, конечно, преемственность: кружки, секции, спорт-школы. Тогда будет и «всеобуч», и массовый детский спорт.
Если нет педагога-шахматиста, это не приговор «шахматному всеобучу».
Ключом, возможно, является Лениногорская схема.
А как вы думаете?
Нет комментариев