)
Искусство каждой эпохи в своем самопознании, выяснении истинных ценностей, центральных художественных идей, перспектив, неизбежно приходит к необходимости осмыслить взаимоотношения с искусством прошлого, и искусство реставрации яркое тому подтверждение. Многовековая история Костромы отмечена замечательными памятниками культуры, творениями рук знаменитых и безвестных мастеров, украсивших и прославивших нашу землю. И есть потребность в сохранении и сбережении этих памятников для последующих поколений, этому не простому ремеслу посвятил свою жизнь Гимн Борисович Губочкин.
( Ил. 1. Фото на фоне иконы) можно вставить изображения Ипатия
Фигура Гимна Борисовича Губочкина в истории сохранения костромских памятников монументального искусства ХVII века и иконописи ХVI в. выделяется особо. Ему и Александру Малафееву одним из немногих костромских художников-реставраторов посчастливилось в далеком 1960 году начинать свою деятельность под руководством знаменитого исследователя древнерусского искусства, впоследствии доктора искусствоведения, лауреата Государственной премии Веры Григорьевны Брюсовой, которая в это время возглавляла работы по восстановлению Троицкого собора Ипатьевского монастыря. Вот как сам Гимн Борисович вспоминает это время: «Никакими реставраторами тогда мы не были, числились помощниками и ничего не умели. Брюсова посадила нас на расчистку резьбы иконостаса Троицкого собора. Это сейчас он сверкает позолотой, а тогда представлял собой сплошное голубиное гнездо. Вот мы и чистили голубиный помет… Делали грязную работу и учились под руководством настоящих зубров реставрации: Луки Петровича Калиниченко, химика Ольги Федоровны Плющ».
(Ил.1 иконостас, из Масляницина)
Возвращаясь к предыстории рассказа о творчестве Гимна Борисовича Губочкина нужно начинать с истоков. В 1951 году, после окончания семилетки по совету родителей Гимн Губочкин намеревался поступать в индустриальный техникум, но под влиянием своего однокашника Володи Грохотова, поступавшего в Костромское художественное училище отдал документы в училище и выдержав, конкурс был принят. Преподавателями Гимна Губочкина в училище были М.С.Колесов, К.И.Ильин, А.В.Саврасов окончившие в свое время столичные художественные вузы. Костромское художественное училище, и после смерти своего основателя Н.П.Шлеина давало фундаментальную подготовку начинающим художникам. Большой курс предметов как теоретических, так и практических способствовали формированию художников с широким кругозором, способным понимать значение искусства, ценить прекрасное, быть верным выбранному делу.
( Ил. 2. дом Шлеина, и портрет)
Дипломная работа и занятия на старших курсах проходили под руководством М.С.Колесова, одного из ведущих живописцев и педагогов Костромы. Многогранный художник, жанрист, великолепный рисовальщик М.С.Колесов заложил хороший профессиональный фундамент у будущего реставратора, практические умения и навыки.
Возвращение Губочкина в Кострому после службы в армии1959 году совпало с организацией в городе годом раньше реставрационной мастерской, где главным архитектором была Калерия Густавовна Тороп, сыгравшая колоссальную роль в сохранении памятников архитектуры ХIХ века в Костроме. Именно ей мы обязаны сегодняшним обликом города, уцелевшим архитектурным шедеврам П.И.Фурсова, С.А.Воротилова, Н.И.Метлина, В.П. Стасова. Умелый организатор и эрудированный специалист, она привлекла к реставрационным работам способных выпускников Костромского художественного училища- Александра Малафеева и Александра Федорова, а те в свою очередь порекомендовали своего однокурсника – Гимна Борисовича Губочкина для работы в мастерской.
( Ил. 3 Внешний вид Ипатия)
Гимн Борисович приступил к работе в мастерской, когда было принято решение о выделении больших средств на реставрацию фресковой живописи, деревянного иконостаса и икон Троицкого собора Ипатьевского монастыря. По просьбе Областного управления культуры в Кострому были приглашены ведущие специалисты Киевской научно – реставрационной мастерской: Лука Петрович Калиниченко – руководитель по реставрации монументальной живописи и Ольга Федоровна Плющь – химик, кандидат технических наук, старший научный сотрудник мастерской. Лука Петрович Калиниченко был первым наставником Губочкина в тонком и сложном реставрационном деле. О нем он вспоминал с большой теплотой и признательностью: «Лука Петрович, неторопливый в движениях, имел высокий рост. Его массивная голова с редкой седой порослью на затылке, крепко сидела на могучих плечах и была прикрыта кепкой оливкого цвета. Одет скромно, но элегантно. Говорил он медленно, спокойным тихим бархатным голосом с заметным украинским акцентом. Делая весьма строгие замечания по нашим ошибкам и упущениям в работе, его глаза хотя и были строги, но из-за нависших бровей просвечивали доброта и душевное тепло. Его могучая фигура напоминала монумент, ровно как и его удивительные мысли. Мы ему верили и учились ответственности, собранности и значимости нашего дела.»
Тонкости технологии материалов, техники реставрационных работ Г.Б.Губочкин во многом научился у О.Ф.Плющь, об этом он рассказывал сам: «…С приездом Л.П.Калиниченко и О.Ф.Плющь в деятельности бригады все изменилось коренным образом. Почувствовалась вся серьезность доверенной работы, все происходящее, а будущее не вырисовывалось. Да и что тут удивительного, всего два месяца работы, а это очень мало. Ольга Федоровна Плющь – сутуловатая, сухая, средних лет с короткой стрижкой седеющих волос, подобной тем, какие носили женщины в тридцатые годы. Открытая, доброжелательная, желтое лицо с крупными ассиметричными чертами. В разговоре происходило смешение русских и украинских слов. Несколько резкая и категоричная в действиях. Одета чисто, не броско, но по походному».
(ил.4. Внутр. вид. Троицкого собора)
По настоянию Л.П.Калиниченко было принято решение дальнейшие работы по реставрации памятника вести на строгой научной основе и комплексно. Для этого Л.П.Калиниченко распорядился убрать в соборе леса – времянки и поставить новые с поярусным перекрытием на разделительных горизонтальных полосах – разгранках, расчленяющих живопись. Провести и установить на лесах электрическое освещение. Было предусмотрено все для удобства работы художникам – реставраторам на данное время. Собор находился в аварийном состоянии, выбитые стекла, сломанные крыши. Сырость была настолько большой, что по стенам сбегали ручейки воды и сползали зеленые наслоения плесени. И, исходя из всех этих условий, была разработана система проветривания здания, рекомендовалось провести и установить в соборе центральное отопление и кондиционер. В дальнейшем все эти меры очень помогли в работе, увеличив срок работы до круглосуточного, предохраняя стенопись, иконы и резьбу от дальнейшего разрушения.
После этих важных операций можно было переходить непосредственно к стенописи, обследовать ее, поставить точный, обьективный анализ «болезни» фресок. Изучить состояние штукатурного основания, его прочность и состав. Определить палитру применяемых красителей и связующих. Провести обмеры здания, для вычерчивания разверток с последующей зарисовкой в них сложных композиций в масштабе 1: 20. Трое, молодых костромских реставраторов, приступили к вычерчиванию картограмм – черновиков. В.Г.Брюсовой было предложено сделать техническое описание стенописи. Осенью 1960 года костромской реставрационной мастерской было принято решение отправить молодых реставраторов А.М. Малафеева, В. Федорова, Г.Б.Губочкина на стажировку в Киев для повышения квалификации и приобретении необходимых знаний в области реставрации монументальной живописи сроком на 4 месяца.
(Ил. 5. Троицкий собор стены)
Киевская стажировка, по словам Гимна Борисовича, стала подлинной академией для начинающих реставраторов, она дала возможность не толь расширить свои знания в области изучения памятников древнерусской архитектуры, живописи, но и под руководством опытных специалистов, таких как Е.С. Мамохат, А. Антоненко, проникнуть в тайны фресковой живописи.
Одной из главных составляющих в процессе обучения в Киеве было то, что учащиеся в обязательном порядке должны были изготавливать копии с участков стенной живописи, отведенных для реставрации, чтобы освоить технику письма древних мастеров монументалистов.
( Ил. 6. Фреска из музея Изо)
Этот способ проникновения в творческую лабораторию древних мастеров, сохранился у костромичей на всю их творческую жизнь. Подтверждением чего служит великолепная копия А.М.Малафеева, Е.В.Ильвеса, Г.Б.Губочкина, посвященная знаменитому костромскому изографу ХVII века Гурию Никитину, украсившую стену Костромского Государственного Обьединенного музея – заповедника на пр.Мира, 5,нынешнего Романовского музея.
Из Киева Гимн Борисович привез копии фресок Софийского собора и мозаик, которые сегодня бережно хранятся в реставрационной мастерской, являясь ценными образцами для молодых реставраторов.
После киевских стажировок первым самостоятельной работой костромской бригады реставраторов стала восстановление стенописи ХVII века в часовне Федоровской Богоматери на Некрасовском озере. Обьект был очень ответственным, поскольку являлся памятником доблести и мужества костромичей, а фрески носили мемориальный характер. Озеро у современного села Некрасова дважды было свидетелем победы костромичей над врагом. В 1272 году у его берегов были разбиты татары войском князя Василия Ярославича. В ХVII веке у этого озера нашли свою погибель польские интервенты, выбитые народным ополчением из стен Ипатьевского монастыря. В начале ХVIII века здесь была сооружена небольшая шатровая часовня. Фресковый цикл был успешно восстановлен, к сожалению, часовня на Некрасовском озере сегодня находится в запустении, ее никто не охраняет, фрески за 60 лет практически погибли.(Ил.27,28)
Одной из самостоятельных работ Гимна Борисовича Губочкина в это время было копирование икон из церкви Преображенья села Спас – Вежи, уникального памятника древнерусской деревянной архитектуры ХVI века, постройка датируется 1713 годом. Эта работа была необходима в связи с переносом памятника в музей деревянного зодчества на территорию Ипатьевского монастыря. Прискорбно осознавать, что и этому уникальному памятнику будет уготовлена печальная судьба, в 2016 году он сгорит полностью.
(Ил.7 «Жены мироносицы» ХVI в. Д.,темпера 66,5х53)
Реставрация больших архитектурных памятников и фресковых циклов дело коллективное, оно не под силу одному человеку, как и в древности, здесь работают бригадой, слаженой и дружной, такие отношения складывались между А.М. Малафеевым, Г.Б. Губочкиным, и Е. В. Ильвесом.
Троицкий собор Ипатьевского монастыря – не единственный памятник, над реставрацией которых работала эта группа. Они раскрывали живопись в церкви Воскресения на Дебре, церкви в лермонтовских Тарханах, церкви Николы в Бережках (Щелыково)(Ил.29) И везде использовался тот опыт, знания, приобретенные при реставрации фресок Гурия Никитина «со товарищи» Троицкого собора Ипатьевского монастыря. Сам Гимн Борисович однажды в интервью одного костромского издания высказался о своей позиции в ремесле реставратора:«..Первое правило художника - реставратора – перенестись в прошлое, но не привносить себя в него. Есть живопись древнего изографа, а меня там быть не должно. Дорисовывать ничего нельзя, можно только слегка тонировать осыпавшиеся куски живописи, выявлять старинную гамму цветов».
В последующие 1970 -80 годы Гимн Борисович занимался реставрацией станковой живописи, приобщая к этому своего сына. За годы работы им реставрировано множество икон, среди которых можно выделить два шедевра поистине мирового уровня: икону «Святитель Василий Великий» II пол. ХV века, и «Иоанн Богослов на Патмосе» 1559 г. а также: «Богоматерь Тихвинская» сер. ХVI века; Комплекс миней. конец ХVI века (сентябрь, ноябрь, февраль, март, май, июль); «Рождество Богородицы» конец ХVI века; «Троица Ветхозаветная с князем Всеволодом и княгиней Ольгой не полях» конец ХVI века; «Спас нерукотворный» конец ХVI века»; Мастер Устин ? «Архангел Гавриил» 1592 г.(Ил. 8 Св. Вас., 9. Апок. 10,11)
Об иконе «Иоанн Богослов на острове Патмос» можно написать тома, настолько уникален этот памятник. Огромного, размера икона (186 х161 см), включает в себя 68 клейм, снабжена надписью внизу: Писан сей святого откровения Иоанн Богослову образ при державе царя великого Иоанна Васильевича всея России самодержца при Макарии Митрополите Московский в лето от рождества Христова 1559. ( По Н.В.Покровскому) По преданию эта икона была привезена в Кострому в середине ХVI века, как бы в назидание боярскому бунту, который был жестоко подавлен царем. Икона, несомненно, создавалась московскими мастерами Оружейной палаты, по уровню мастерства и глубины идейного содержания. Со времени своего появления в Костроме она принадлежала Богоявленскому собору, позже была перенесена в Успенский собор Костромского Кремля, потом обратно в Собор, а после пожара 1978 года была передана Костромскому музею изобразительных искусств. В реставрационную мастерскую икона поступила 7 марта 1984 года. Непременным условием тогдашнего директора музея В.Я.Игнатьева было то, чтобы реставрацию этого уникального памятника станковой живописи ХVI века провел Гимн Борисович Губочкин.
Сам он писал об этом так: «Признаюсь, для меня это было большой радостью и в то же время, ложилась огромная ответственность. Раньше мне не приходилось реставрировать такие изюмины Русского творчества. Правда в конце 60-х годов по просьбе А. Кильдышева я раскрыл четыре клейма и часть позолоченного поля. Но эффекта, на который мы надеялись, не произошло. И в таком виде икона ждала еще пятнадцать лет».
Работа над иконой шла очень трудно, после ряда поновлений и перезолачивания живопись претерпела изменения. В процессе реставрации возникла еще одна сложность, огромное количество надписей, поясняющее каждое клеймо, и чтобы не повредить их требовалось виртуозное мастерство и огромный опыт. Работа продвигалась очень медленно, миллиметр за миллиметром реставратор удалял потемневшую олифу и позднейшие записи, добираясь до авторского слоя. Но такого труда стоило это уникальное произведение. В нем нашло воплощение поэтика евангельских сюжетов, историзм и огромная вера в будущее, не говоря уже о выразительной художественной пластике неизвестных мастеров.
Своим мастерством и отношением к делу Гимн Борисович Губочкин щедро делился с молодыми, задумывал открыть школу реставрации при Костромской епархии, но не случилось. Свою любовь к искусству, работе, творчеству он передал сыну- Алексею Гимновичу Губочкину. А на вопрос есть ли у него свои профессиональные секреты реставратора - отвечал: «Пожалуй, здесь нет ни какой тайны. Золото и тексты не восстанавливай. То, что не раскрывается, и не пытайся раскрыть, не применяй силу, когда кто – нибудь, после нас придумают новый состав – и раскроют икону. Не применяй неизвестных реактивов. Автосмывкой темперу не растворяют, она разрушает грунт и изменяет колорит.. Тщание древних мастеров и состояло в том, чтобы не навредить. Заповедь реставратора, как и врача: не навреди».
Проводя ретроспекцию творчества Гима Борисовича Губочкина, необходимо остановиться на определенных этапах его работы по восстановлению стенописи, как в костромских храмах, так и за пределами города. Список одних наименований памятников, на реставрационных лесах которых пришлось трудиться Г.Б.Губочкину на протяжении многих лет, займет несколько страниц. Конечно «лебединой песней» всего его творческого пути, была работа по восстановлению росписей Троицкого собора Ипатьевского монастыря в 70- десятых годах ХХ века. (ил.Ил.30,31)
В 1969-1970 годах совместно с бригадой реставраторов Е.В.Ильвисом, Е.И.Маревым, А.М.Малафеевым, искусствоведами А.В.Кильдышевым, Е.В.Кудряшовым и резчиками во главе с Н.Г.Шаровым была проделана колоссальная работа по восстановлению великолепного памятника городской храмовой архитектуры ХVII века – церкви «Воскресения на Дебре» где опять реставраторы встретились с творчеством выдающегося костромского мастера – Гурия Никитина, который на протяжении тридцати лет был главой костромской школы живописи, руководил сильной артелью талантливых иконописцев. (Ил.16) Уже никто не возразит, что имя Гурия Никитина стоит в одном ряду с такими всемирно известными художниками как Андрей Рублев и Дионисий. Можно только присоединиться к словам доктора искусствоведения, лауреата Государственной премии РСФСР – В.Г.Брюсовой, самым авторитетным исследователем творчества мастера: « …Поразило величие образов этого гения. Впечатление от проникновенности произведений этого мастера так велико, что отнюдь не будет преувеличением сказать: творчество Гурия Никитина можно сравнить с мощным фонтаном, вырвавшимся из глубины народного духа и блещущим драгоценными самоцветами невиданной красоты, отражающими прекрасные свойства человеческой души. Это был последний великий художник Древней Руси».
В 80-х годах Г.Б.Губочкин принимал участие в восстановлении росписей церкви в Селище «Св. Александра и Антонины» ХVIII века; храма ХIХ века «Алексея, человека Божия» на Катушечной улице в Костроме ( Ил.9.10.11,12,13), церкви «Спаса» 1766 года в Рядах в центре города,(Ил. 15) «Спасо-Преображенской» церкви ХVI века за Волгой.
В 1985 году принимал непосредственное участие в раскрытии икон церкви ХIХ века села Поддубное под Костромой, работал в храме ХIХ века поселка Саметь.
Обращаясь к творчеству старых мастеров, имея дело с шедеврами прошлого, Г.Б.Губочкин многому учился у них. Достаточно вспомнить его высказывания, записанные в 1987 году известнейшим искусствоведом, реставратором древнерусской живописи и по существу открывателем многих шедевров русской изобразительной культуры – Савелием Ямщиковым: «Архитектура моего древнего и милого города на Волге многообразна и выразительна. Отреставрированные памятники сверкают белизной стен, узорчатая орнаментальная отделка, всегда разная неповторимая, не могут оставить человека равнодушным. Это действительно музыка в камне. И продолжается звучание торжественной музыки в интерьере соборов, где мне с коллегами посчастливилось заниматься реставрацией фресок».
90- е годы были самые плодотворные в творческой биографии костромского реставратора. Они связаны с восстановлением фрескового цикла нерехотских храмов «Святой Варвары», и церкви «Преображения» в той же Нерехте. Его усилиями и при непосредственном участии восстанавливались в 2000 – е. годы церковь «Благовещания» ХIХ века в деревне Протасово, Нерехотского района, а так же «Воскресенский собор» ХVII века» и «Покровский храм» ХIХ века в селе Сусаннино. (Ил.24)
Особую роль в творчестве Г.Б.Губочкина сыграла работа по восстановлению монументальных живописных памятников города Нерехты в 1990 –х. годах ХХ века. Город, где сохранились многочисленные архитектурные памятники древнерусского зодчества, давно привлекала к себе внимание реставраторов. Но не их подлинной красотой и значимостью, а их плачевным состоянием. Еще в 1979 году московский архитектор – реставратор С.В.Демидов, будучи в городе, озадачился бросающимся в глаза диссонансом между почти разрушенными церковными зданиями и довольно хорошо сохранившимися росписями в этих церквях. Им была предпринята попытка через Областное управление культуры г. Костромы прислать заявку в Москву с просьбой включить памятники Нерехты в план разработки документации по памятникам, с последующей реставрацией.
Одним из самых ярких памятников русского барокко в Костромской области являлся церковный комплекс церкви Воскресения (Варвары Великомученицы), возведенной в 1770-1787 годах по проекту знаменито костромского архитектора Степана Андреевича Воротилова (1741-1792). Каменная церковь имела два этажа: нижний во имя мученицы Варвары, и верхний во имя одного из великих праздников христианства – Воскресения.(Ил.14) В конце ХVIII века к северному фасаду церкви было пристроено крыльцо с трех маршевой лестницей, ведущей на второй этаж. В 1795 году верхний храм был расписан.
В середине ХIХ века, во время ремонта церкви, на месте частично разобранного северного крыльца, была сделана пристройка. Интерьер украшен живописью по новой штукатурке ((Ил.14,15,16,17,18,19,20,21,22) , а в верхнем храме установили резной иконостас, выполненный костромскими мастерами Андреем Денисовым и Петром Михайловым, дьяком костромской церкви Иоанна Богослова. Территория комплекса была обнесена металлической оградой с воротами. Советский период трагически сказался на бытовании памятника. Были уничтожены глава храма и два верхних яруса колокольни, уничтожена ограда с воротами. Сама церковь стала жильем для горожан. Внутри, интерьеры церкви были обезображены многочисленными перегородками, окна были заложены кирпичами. В 1987 году началась комплексная реставрация памятника, продолжавшаяся почти 10 лет, по проекту московского реставратора С.В. Демидова была воссоздана ограда.
Первоначально работы в церкви. Св. Варвары с 1990 по 1995 год велись группой москвичей под руководством Л.П.Русиной – руководителя работ Межобластного НРХУ.
О проведении и консервации реставрации стенописи имеется «Заключение комиссии Министерства культуры РСФСР по определению методической направленности и контролю за реставрационными работами по живописи в памятниках архитектуры г. Нерехты Костромской области» В этом заключении комиссией отмечены все аспекты реставрации стенописи на 17 сентября 1990 года. В дальнейшем группа реставраторов под руководством Л.П.Русиной от продолжения работ отказалась. В октябре 1991 года Г.Б.Губочкину предложили продолжить работу по реставрации стенописи в интерьере памятника. Но к сожалению, по сохранившимся сведениям, Г.Б.Губочкин, не нашел документального подтверждения предыдущих реставрационных работ, проводимых москвичами. Не было у костромских реставраторов описи до реставрационного состояния памятника, что усложнило работы по восстановлению стенописи церкви. В связи с этим, 10 сентября 1991 года, комиссия в составе: директора НПЦ по охране памятников истории и культуры Костромской области – В.Б. Корозина, сотрудника НПЦ по охране памятников –И.Ю.Кондратьевой, художника-реставратора высшей категории –Г.Б. Губочкина, мастера КСНРУ – Т.А.Разливаловой, главного архитектора проекта НИПМ «Союзреставрация» - С.В.Демидова , начальника нерехотского реставрационного участка Ю.М.Татауровского - произвела осмотр интерьера церкви и зафиксировала его состояние на день заключения акта. На основе данного обстоятельства Г.Б.Губочкин предложил свою методику по восстановлению клеевой живописи настенной росписи церкви. По его предложению работа должна была осуществляться в несколько этапов. Первоначально в интерьере памятника проводилось визуальное обследование живописи, состояние штукатурного основания. Параллельно с этим выполняются натуральные обмеры интерьера, вычеркиваются архитектурные развертки (картограммы) в масштабе 1:20, с нанесением на них условными обозначениями всех выявленных дефектов. Одновременно с этим выполняется фотофиксация стенописи до реставрации. Параллельно работали химики по исследованию состава штукатурного основания росписей и красочного слоя. Г.Б. Губочкин представил комиссии подробный план своей работы состоящей из пяти последующих этапов: 1. Укрепление красочного слоя живописи, 2. Бортовое укрепление штукатурного основания, 3. Раскрытие живописи от многослойных побелок, шпаклевок и масляных записей, 4. Восполнение штукатурного основания, 5. Тонировки и восполнение живописи.
Завершающей стадией восстановления храма должно было быть возведение иконостаса кон. ХVIII – нач. ХIХ вв. перевезенного из Троицкой церкви с. Красное – Сумароковых Нерехотского района. Над восстановлением иконостаса работала бригада резчиков Костромской СНРПМ под руководством В.М.Патрунина.
Сложность восстановления памятника заключалась еще и в том, что церковь расписывалась в разные периоды своего бытования различными техниками: в 90 –х. годах ХVIII века – клеевосковой живописью, в 70-80 –х. годах ХIХ века в состав клеевой живописи входили другие компоненты, эти росписи украшали четверик, в росписях четвериковой рамы применялась - гризайль, в другой живописной технике и манере были исполнены в конце ХIХ – нач. ХХ века, алтарные композиции.
Настенная клеевая живопись, сохранившаяся в верхнем этаже, относилась к сер. ХIХ века и исполнена в академической манере. В конце ХIХ века она была поновлена маслом с кардинальным изменением орнаментики и частичной заменой сюжетных композиций. В ходе реставрационных работ 1990 – 1996 года под руководством Г.Б.Губочкина был раскрыт образ Св. Варвары в окружении ангелов в своде верхней трапезной, а так-же небольшие фрагменты живописи и орнаментики сер. ХIХ века в основном обьеме Воскресенского храма. Особенностью этих сюжетов является полихромное решение орнаментов.(Ил.21,22)
Образ Св. Варвары,(Ил.15,16,17) великомученицы помещенный на своде трапезной, - единственный не подвергшийся поновлениям крупный фрагмент клеевой росписи, по которому можно судить о качестве живописи ХIХ века. Художник отказался от помещения фигуры святой в традиционное клеймо. Ее образ воссоздан на облачном фоне в окружении многочисленных ангелов и херувимов. Гризайльная манера написания ангелов и херувимов делает их изображения легким, прозрачным, как – будто тающим в облаках. Образ Св.Варвары наоборот выделен ярким контрастным сочетанием красного и синего цветов. Эта манера, несомненно, принадлежит художнику академической школы исполнения. Работа по реставрации этого эпизода представляла для Г.Б.Губочкина особую сложность, так как в нижней части изображения, был утерен большой кусок штукатурки вместе с авторской живописью. (Ил.15)
На западной стене восьмерика выполнена центральная композиция храма – «Воскресение Христово». В простенках между окнами восьмерика располагаются сюжеты, связанные с явлением Христа Марии Магдалине и ученикам, после своего Воскресения. На четырех тромпах изображены Евангелисты: Марк, Лука, Иоанн, Матфей.(Ил.20)
На боковых стенах четверика сюжеты: «Несение креста» и «Положение во гроб». В нижнем ярусе росписи сохранилась композиция на евангельскую тему «Чудо со статиром».
Все клейма имеют крупный формат и заключены в орнаментальные рамы. Мотивы декора этих рам различены по своей стилистике это рокайльные картуши, трельяжная сетка, лиственно – валютные элементы. По наличию разных мотивов в орнаментах можно датировать поновления, которые были осуществлены в ХIХ веке, например ленточное плетение усложненного рисунка, характерное для 90-х. годов ХIХ века. Откосы окон расписаны под мрамор, сама живопись клейм выполнена в позднеакадемической манере. Колорит живописи приглушенный, серовато - коричневый с вкраплениями белого, розового, желтого и синего цветов. Эта задача по сохранению памятника блестяще была решена костромскими реставраторами. Обьем работы был настолько велик, что к реставрации памятника возвращались и в последующие 1993,1994 годы.
Другим памятником храмового зодчества Нерехты, над реставрацией которого трудился Г.Б.Губочкин была церковь «Преображения», созданная в последней четверти ХVIII века по проекту С.А.Воротилова. Двухэтажная каменная церковь – яркий образец позднего барокко имеет верхний, холодный храм, освященный в честь Преображения, и нижний теплый, где находилось два престола – Успенье Богоматери и Ильи Пророка. Настенная живопись в верхнем храме была частично отреставрирована в 1990 – нач. 2000 годов.
В верхнем (Преображенском) храме свод и стены окрашены в голубой цвет. Здесь сохранилась настенная живопись, исполненная маслом, в стиле позднего классицизма и относящаяся к 40 – м. годам ХIХ века. Росписи храма выполнены в академической манере. В алтарной части храма расположены два сюжета: «Моление о чаше» и «Жертвоприношение Иакова». В трапезной части храма выделяется многофигурная композиция «Привезение образа Богоматери Владимирской из Ярославля в Нерехту по реке» и на южной части трапезной «Покайся, ибо приблизилось царствие небесное». Сюжетные композиции обрамлены в написанные маслом багетные рамы. Роспись этого нерехотского храма, рачительно отличается от росписей церкви «Богоявления» (Николая Чудотворца) 1 пол. ХVIII века, которая была расписана в 1767-1769 –х. годах артелью ярославских художников во главе с Афанасием и Иваном Шустовыми. Где яркие краски сплошь покрывают стены и своды храма, делая его интерьер торжественным и праздничным. Многочисленные евангельские сюжеты разделены между собой продольными тонкими линиями, сюжеты расположены в виде нескончаемых ленточных фризов.(Ил.23)
Другим не менее значительным памятником храмового комплекса, сохранившимся на территории Нерехотского района, где работал Г.Б.Губочкин, является церковь «Благовещения» посл. четв. ХVIII века, в селе Протасово. Храм, характерный для допетровского зодчества, в котором присутствует обьемная композиция и наружный декор в стиле барокко. В храме сохранилась настенная живопись нач. ХХ века, в которой причудливым образом переплелись позднеакадемическая стилистика и модерн.
В алтарной части храма изображен Христос – Эммануил в окружении херувимов на фоне яркого голубого неба со звездами. В основном обьеме храма, предназначенном для паствы, на своде развернута композиция «Троица Новозаветная с собором всех святых». Особенностью росписей этого памятника является эклектическая орнаментика рам в сюжетных клеймах, которая была характерна и для середины ХIХ века и для нач. ХХ века, обогащеная позолотой. Заслугой костромских реставраторов в восстановлении настенных росписей этого памятника, является глубокое знание стилистики русского искусства, бережное отношение к авторской живописи.( Ил.25,26,27,28)
С тем же тщанием и любовью выполнял Г.Б.Губочкин сложные восстановительные работы в церквях, часовнях и храмах Судиславля, Щелыкова и других значимых для костромской культуры местах. (Ил.29)
В зимнее время, когда замирает работа по реставрации монументальной живописи в храмах, поскольку большинство из них не имеют отопления, мастер отдается восстановлению древней станковой живописи. Десятки икон укрепил и раскрыл Гим Борисович от позднейших ремесленных поновлений и записей. И это не только музейные экспонаты, но и иконы их иконостасов действующих храмов. Сам мастер откровенно высказывался по этому поводу: «В станковых произведениях средневековья меня поражает притягательная легкость мазка, уверенность рисунка, четкость композиций, добросовестность всего, что творит рука мастера. Будто все на одном дыхании исполнено, а какой труд за этим кроется».
Реставратор – профессия редкая, творческая. Она подчас осложняется крупным масштабом работы, большими сроками, зависимостью от команд руководства, подчас не совсем компетентного, групповой поддержкой команды профессионалов. Но, тем не менее, оглядываясь на творчество Гима Борисовича Губочкина, осознаешь масштаб этой личности, его самоотверженность, глубокое проникновение в творческий процесс предыдущих художников, осознание их задач и преданность своему делу. Еще, будучи молодым, только начинающим художником – реставратором, он глубоко осознал смысл мудрых слов начертанных на стенах Троицкого собора Ипатьевского монастыря художниками предыдущих поколений своим потомкам: «Всем же изографное воображение в духовное наслаждение во вечные времена века». Благодаря таким подвижникам своего дела каким был Гимн Борисович Губочкин сохранились наши костромские памятники, ставшие гордостью Отечественной культуры.


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев