Мария Белкина, корреспондент Совинформбюро, и Михаил Матусовский. Германия, апрель 1945 года
Он показался мне очень симпатичным и милым... Приехал всего на 4 дня... Роман завязался сразу. С фронта Миша прислал мне свою фотографию со стихами:
Среди тишины московской ночи
И вокзальной сутолоки дня
Не забудьте, я прошу вас очень,
Вспоминайте изредка меня.
Жил на этом белом свете
Полюбивший сразу и навек
Очень добрый, очень неуклюжий,
В сущности, хороший человек.
В этих стихах — вся его характеристика... Миша без конца звонил мне с фронта. Командующий в итоге сказал: «Этот майор, который работает в газете „За Родину!“, всё время звонит своей любимой. Пусть она уже приезжает на фронт, и они освободят телефон».
Творческий период
После войны, в 1948 году, поэт издал сборник «Слушая Москву», отдавая дань уважения городу, в кото¬ром прошла его молодость.
Рассказывая о своих детских и отроческих годах, Матусовский тепло вспоминал своих учителей. Особенно тепло он отзывался о своей учитель¬нице литературы Марии Семеновне, у которой он писал и стихи, и прозу. Позже свою благодарность поэт выра¬зит в стихотворении «Школьный вальс», музыку к кото¬рому написал И. Дунаевский, знаменитый советский ком¬позитор. Песню на эти стихи исполнила М. Пахоменко.
Популярность пришла к поэту после появления «Подмосковных вечеров» и «Школьного вальса» в 60-х годах. Песни Матусовского отличает особая доверительная интонация. Обращаясь к своему собеседнику, он создает элегическое или ирони¬ческое настроение. Его лирические песни сюжетны и об¬разны одновременно.
Матусовский всегда придерживался принципа, по ко¬торому мелодия звучала внутри стихотворных строк. Он не только стремился сделать значимым отдельное слово, но даже хотел выразить смысл через знаки препинания: «Песня требует хрестоматийной простоты, акварельности красок, соразмерности всех частей, органичности пе-рехода запева в припев, полной естественности и непос-редственности».
Игровой характер произведений, четко выраженная мелодичность вызвали интерес к произведениям поэта со стороны кинематографистов. Он написал тексты песен к кинофильмам «Верные друзья», «Испытание верности», «Неподдающиеся».
Над песнями к картинам «Фронт без флангов», «Ти¬шина», «Щит и меч» Матусовский работал вместе с В. Баснером. Песни «На безымянной высоте» и «С чего начинается Родина» стали отражением судьбы целого по¬коления. Поэт также работал с В. Соловьевым-Седым, Т. Хренниковым. С последним Матусовский написал песни для картины «Верные друзья» («Лодочка», «Что так сер¬дце растревожило», «Шуточная песня»).
Поэт также создал сценарии хроникально-докумен¬тальных фильмов «Рабиндранат Тагор» (1961) и «Мело¬дии Дунаевского» (1964). «Подмосковные вечера» стали визитной карточкой картины «В дни Спартакиады», му¬зыку к песне написал Соловьев-Седой.
Матусовский писал песни к самым разным фильмам: комедийным, драматическим, многосерийным и коротко¬метражным, художественным и документальным. Он со¬здавал произведения для разных исполнителей. Особен¬но он выделял работу с Леонидом Утесовым и Марком Бернесом, сумевшими прекрасно воплотить его лиричес¬кую тональность. Лучшие произведения Матусовского отличает особая искренность.
Семейная жизнь
Михаил Львович был однолюбом и прекрасным семьянином. Вот что вспоминает о совместной жизни Михаилом Львовичем вдова Евгения Матусовская:
— Когда Михаил Львович вернулся с фронта, мы опять поселились в той же коммунальной квартире. Комната, перегороженная шкафом. По одну сторону — папа и мама, по другую — Миша, я и наша маленькая дочка Леночка, которая потом умерла. Матусовский писал свои стихи, держа тетрадку на коленях, так как у нас не было письменного стола. Однажды к нам в гости пришли Алигер, Долматовский, Симонов со своей первой женой Женей Ласкиной. Есть было нечего, мы жевали сухой чёрный хлеб и запивали его сырцом — неочищенной водкой. Несмотря на столь скудное угощение, всё равно было очень весело.
Затем нам дали жильё на Беговой улице. Как-то приготовила целую выварку фасолевого супа, который Михаил Львович обожал. Я подумала: «Ну, дня три будем питаться». И ушла в гости. Через некоторое время туда позвонил Миша и сказал жалобным голосом: «Женечка, а тебе очень нужен был этот суп?» — «Да». — «Я его нечаянно съел».
Михаил Львович писал стихи везде — на улице, в антрактах в театре и цирке. Кстати, цирк он ОБОЖАЛ! Одним из наших друзей был директор Большого театра. Он сказал: «Мишенька, пока я на посту, смотри спектакли». А Михаил Львович ответил: «Если бы ты был директором цирка, я бы к тебе ходил каждый день».
Матусовский был как дитя — очень непрактичный, не умел за себя постоять. И в то же время принципиальный: мог, рискуя, защитить другого человека. Его принцип: «Не прислоняться!». То есть ни у кого из тех, кто занимает высокие посты, не проси помощи — он никогда ни перед кем не пресмыкался...
В 1936-м Михаил и ещё один студент, Ян Сашин, написали для институтского вечера самодеятельности «Сиреневый туман». Прошло много лет. Однажды наша дочка Ира, которая училась в медицинском институте, пришла домой и говорит: «У нас весь курс поёт очень симпатичную песню». И напела. Михаил Львович воскликнул: «Боже мой! Это же моя песня! Я совершенно забыл, что мы с Яном её сочинили». Матусовскому очень трудно было восстановить авторство. Маргарита Алигер и все бывшие однокурсники Матусовского вспоминали, как Михаил её писал... Справедливость была восстановлена.
Михаил часто приходил нагруженный книжками. Мог потратить все наши деньги только на литературу. Причём всё, что покупал, обязательно прочитывал. Он был совершенно потрясающий отец и девочек наших приучил к книгам. Младшая дочь не очень любила читать. Поэтому Михаил Львович начинал чтение вслух и бросал... на самом интересном месте. Таким образом, он заставлял её дочитать книжку самой.
Когда мы потеряли старшую дочь, он сразу сник, так как просто не был готов к таким ударам судьбы. Незаслуженным ударам... Елена была крупнейшим специалистом по американской живописи. Но... Рак лёгких. Она была девочкой, зачатой на фронте. У неё было очень слабое здоровье. Её не смогли спасти. Михаил Львович и Леночка похоронены рядом...
Факты о Матусовском
1) Друг Михаила Львовича, Эльдар Рязанов, говорил: «Даже если бы Матусовский написал текст только одной песни „Подмосковные вечера“, то ему еще при жизни можно было памятник ставить». К сожалению, не поставили и после смерти...
2) Михаил Матусовский никогда не стеснялся того, что он из провинции. Наоборот, даже гордился тем, что луганчанин и земляк великого Владимира Даля, создателя «Толкового словаря живого великорусского языка»:
Сидят теперь четыре института
Над словарем одним.
А Даль все так же нужен почему-то,
А Даль незаменим.
3) В студенческие годы Михаил Матусовский по просьбе слушателей одного из московских вузов написал к выпускному вечеру песню «Сиреневый туман». Автором музыки был его однокурсник по литинституту Ян Сашин. Спустя почти 50 лет эта песня прозвучала в исполнении Владимира Маркина в программе «Песня года». Певец, не зная настоящих авторов, считал, что этот городской романс — современное народное творчество. А услышал он песню от своих родителей, кстати, выпускников именно того вуза, для которого написал это произведение Матусовский.
4) Михаил Львович очень любил маму. Поговаривают, что однажды Матусовский зарекся приезжать в родной город из-за того, что еврейское кладбище, на котором похоронили Эсфирь Михайловну, было фактически превращено в городскую свалку. Тогда Матусовский написал гневное письмо в местный обком партии с требованием привести кладбище в надлежащий вид и не глумиться над могилами. Отказать знаменитому поэту власти не могли, но и наводить порядок тоже не собирались. Поэтому нашли иной выход. Обкомовцы предложили... перезахоронить тело матери Михаила Львовича на новом кладбище. Что и было сделано — уважаемый человек как бы доволен и убирать мусор не надо. К сожалению, в столь ужасающем состоянии это кладбище находится и по сей день.
5) Звездный час настал для Михаила Матусовского в 1957 году, когда прозвучала песня «Подмосковные вечера», написанная вместе с композитором Василием Соловьевым-Седым для документального фильма «Ко дню Спартакиады». Любопытно, что приемная комиссия едва не «зарубила» эту песню, услышав в ней... буржуазные мотивы. К счастью, чиновники все же проявили снисходительность: мол, песня — однодневка, да и написана лишь для документального фильма о спорте. Им тогда и в голову не приходило, что это произведение станет своеобразной музыкальной визитной карточкой Советского Союза, затмив своей популярностью за рубежом даже легендарный романс «Очи черные».
6) Когда Матусовскому предложили написать песню для телефильма «Дни Турбиных», снятому по роману Михаила Булгакова, появился «белогвардейский» романс «Белой акации гроздья душистые». Но мало кто знал, что запах акации ассоциировался у поэта с родным Луганском, с юностью, с чем-то светлым и, увы, невозвратимым.
7) Особую роль в жизни Михаила Матусовского сыграла его супруга Евгения Акимовна. Она посвятила мужу всю жизнь, даже в годы войны умудрилась быть с ним рядом. Супруги вместе делали газету Северо-западного фронта «За Родину!». А когда Евгения Акимовна мне рассказывала о своем муже, казалось, речь идет о паре, которая только вчера расписалась, а не прожила бок о бок не один десяток лет...
8) В 1945 году, когда у Матусовских родилась дочь Лена, врачи поставили неутешительный диагноз — врожденный порок сердца. Несмотря на недуг, девочка росла очень талантливой, писала стихи, а позже стала известным специалистом в области живописи. Ездила даже в Америку на стажировку. К сожалению, в 32-летнем возрасте Лена внезапно умерла от рака легких. Её ребенка Гошу Евгения Акимовна и Михаил Львович усыновили.
9) Матусовский тяжело перенес утрату дочери. В последнее время он жил под Москвой в Красной Пахре, где поэта часто навещали друзья и соседи по даче: Константин Симонов, Эльдар Рязанов, Людмила Зыкина...
Михаил Матусовский умер в Москве 16 июля 1990 года.
Нет комментариев