Тема занятия: «Слова – родственники».
Цель:
- Актуализировать и углубить знания о родственных словах, о составе слова.
- Развивать умение находить родственные слова, выделять в них корень.
Начинаем заниматься,
Мы не будем отвлекаться.
Постарайтесь все понять
Свои знания показать!
Сегодня мы отправимся с вами в гости к словам – родственникам. Вспомните, что же это за слова, почему они так называются? Прочитайте сказку «Корни»
Встретились корень растения и корень слова.
-Здравствуй! Ты кто?
-Я корень растения. Живу в земле.
- А я корень слова. Живу в словах.
- Так не бывает. Наверное, ты не настоящий корень. Не то, что я! От меня в земле берут начало ростки, из которых вырастают травы, кустарники и деревья. А из тебя может что-нибудь вырасти?
-Конечно. От меня тоже берут начало кусты. Только не растений, а кусты слов.
Услышали спор люди и говорят:
- Не спорьте , друзья, оба вы нам необходимы. Нужны нам и такие корни, от которых растения вырастают, очень нужны и такие, от которых новые слова вырастить можно.
Общую часть родственных слов давно называют корнем.
Посмотрите на слова. Как они называются? Что у них есть?
Свет, светло, светит, светлячок, светлый, светильник, рассвет…
Итак, слова, близкие по значению и имеют общую часть, называют родственными или однокоренными.
Отправляемся в гости к словам – родственникам. Они нас будут развлекать своими упражнениями. А вы должны постараться их выполнить быстро и правильно.
Гостиная №1 – нас встречает Корень. Вот какое задание он приготовил. Прочитайте. Распределите слова по группам. Как называются слова каждой группы? Почему?
Гриб, гора, грибной, лес, сад лесной, горняк, садовый, горка, грибок, лесок, грибник, , садик, горный, лесник, садовод
Подчеркните в словах каждой группы общую часть.
- Вспомнили, что в родственных словах главное корень. А какие еще части слова вы знаете?
- С помощью каких частей образуются новые однокоренные слова?
ГОСТИНАЯ №2. Приставка и Суффикс - хозяева этой гостиной. Игра «У кого цепочка длиннее»?
Образуйте и запишите как можно больше однокоренных слов, с данными корнями, добавляя приставки и суффиксы.
- ход - , - звон - . – мороз - .
ГОСТИНАЯ №3. Хозяева следующей нашей гостиной – слова-родственники. Между ними оказалось лишнее слово. Помогите его найти.Тренажер. « Найди лишнее слово»
- Ветки, веточка, ветвистые, ветер.
- Гуси, гусыня, гусеница, гусёнок, гусиный.
- Вода, водитель, водяной, водопад, водичка.
ГОСТИНАЯ №4.Следующие хозяева снова слова – родственники. Они просят нас найти из трех предложенных строчек, только строчку с родственными словами.Тренажер «Найди строчку с родственными словами»
Река, речь, речной, реченька
Сад, садик, садовый, садовник,
Море, моряк, морской, мороженое.
ГОСТИНАЯ № 5. Давайте вспомним правописание.
- безударная гласная в корне проверяемая ударением и непроверяемая ударением.
- парные звонкие и глухие согласные в корне слова.
- непроизносимые согласные в корне слова.
- Что нужно знать, чтобы правильно писать слова с этими орфограммами? (Нужно уметь подбирать проверочные слова)
П.?.сьмо, ска.?.ка, ч.?.таем, чудес.?. ный, праз.?.ник, ду.?. ки,
сер.?. це, площа.?. ка, с.?.стра, п.?. ляна.


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев