Знаменитый передвижник, один из крупнейших, «лучших и капитальнейших» /В. В. Стасов/ живописцев своей эпохи, Владимир Маковский вошел в историю отечественного искусства как неподражаемый мастер бытового жанра, чьи полотна выразительно раскрывают самый дух эпохи. «В области бытовой живописи В. Е. Маковскому нет равных. Он непревзойденный мастер короткого, яркого рассказа, мастер картины-новеллы».
Обладая большой музыкальной одаренностью, Маковский много времени и сил уделял занятиям музыкой. Помимо игры на скрипке, художник общался со многими известнейшими музыкантами своего времени (прежде всего, это П. И. Чайковский и С. И. Танеев), хорошо знал их творчество. Музыка буквально пронизывает многие из полотен мастера, рождая в сознании зрителя разнообразные по эмоциональной окраске мелодии – то воодушевляющие, мажорные («Друзья-приятели», «Музыкальный вечер», «Любители соловьев», «Скрипач», «Музыканты на ярмарке в Малороссии»), то – проникновенно-лиричные («Объяснение», «Слушают граммофон», «Поздравление с ангелом», «В четыре руки»).
Эта картина Владимира Маковского «В четыре руки» - одна из многих работ художника, на которых застыла музыка. Старая пара за клавикордами. Дама чувствует себя уверенно, а супруг, возможно, подслеповат, боится сбиться и получить суровый упрек от благоверной. В обоих случаях персонажи картин не смешны, а трогательны. Маковский по-доброму улыбается, глядя на них.
Но нередко и минорные – взволнованные, мятежные, отчаянные, тоскливые, мрачные «Торбанист (Бобыль)», «Шарманщик», «Гитарист», «Бродячий скрипач».
Удивительной психологической достоверностью и правдоподобностью бытовых деталей отличаются образы музыкантов, созданные Маковским. Таков ранний «Портрет Е. И. Маковского с гитарой» (1856, Приморская государственная картинная галерея), на котором изображен Егор Иванович Маковский (1800-1886), отец братьев Маковских, художник-любитель и коллекционер, видный общественный деятель, а также искусный музыкант (ученик известного московского гитариста И. В. Богданова), сумевший привить детям беззаветную любовь к искусству. Мать Маковского, Любовь Корнилиевна (урожденная Моленгауер), была дочерью фабриканта музыкальных инструментов и сама обладала приятным сопрано, с успехом исполняя в семейном кругу романсы А. Л. Гурилева и других композиторов доглинкинской эпохи.
По воспоминаниям Я. Д. Минченкова, Любовь Корнилиевна «… не была настоящей артисткой, но участвовала в концертах и пела на своих домашних вечерах, и так пела, что приводила в восторг слушателей, а знаменитого трагика Мочалова заставляла иногда даже плакать». Со временем Л. К. Маковская достигла в вокальном искусстве подлинного профессионализма. В неопубликованных воспоминаниях В. Е. Маковского отмечено, что его мать «….в последнее время была известная преподавательница пения и имела массу частных уроков. При основании Московской консерватории была приглашена Н. Г. Рубинштейном учительницей пения».
Артистическая атмосфера, наполнявшая дом Маковских – один из признанных культурных центров Москвы середины XIX века – привлекала к нему писателей и драматургов /А. Н. Островский/, актеров /В. В. Самойлов, В. А. Каратыгин/, художников /К. П. и А. П. Брюлловы, В. А. Тропинин, И. П. Витали, Н. А. Рамазанов, С. К. Зарянко/, знатоков и собирателей живописи
/П. М. Третьяков/, музыкантов /А. Е. Варламов/. Неудивительно, что любовь к музыке передалась в той или иной степени каждому из братьев Маковских – Владимиру, Константину, Николаю.


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев