Из истории села Аркит (АхьитI)
История Дагестана – это история всех дагестанских народов, этнических групп, населенных пунктов. Вместе с тем своеобразна история того или иного народа, села. Не является исключением история села Аркит Табасаранского района.
По словам местных старожилов, село Аркит не старинное. Оно было основано около четырех веков тому назад. Археологические исследования здесь пока не велись. Основные тухумы села: Амирхнар, Хюрккар, Ябияр, Къарагьяжияр, Абдуллагьар, Микьайлар, Рухьар и др. Некоторые тухумы являются выходцами из других сел. Например, «Хюрккар» выходцы из села Хурик, Рухьар – из села РухьтI и т.д.
Недалеко от Аркита расположено разрушенное село ГунтIарин гъул. Вокруг Аркита находились развалины селений Хангер, Гумгит, Дарграрик, Мехлерих. По преданию, на месте нынешнего села в далеком прошлом жили армяне.
Селение Аркит табасараны называют АхьитI, но этимология села неизвестна. Одно из объяснений происхождения названия села, гласящее, будто оно «произошло от слов «ар – болото», «кенд – село, т.е. болотистое село», как написано в книге «Путь к созиданию» (80 лет Табасаранскому району, С. 148), действительности не соответствует.
Число дворов Аркита, по данным 1869 г., составляло 25, число жителей муж. пола – 61 чел., жен. – 59 человек.
С образованием Кайтаго-Табасаранского округа с. Аркит становится центром Аркитского сельского общества Северо-Табасаранского наибства. В это общество входили села Аркит, Мурадаликент, Рушул, Ушнюг, Фериль, Цанак. В селе Аркит к этому времени было уже 70 дворов, 214 – жителей муж. пола, и 190 – жен.
Основными отраслями экономики жителей села. Аркит были земледелие и скотоводство. Одним из решающих условий успешного возделывания хлебов было применение искусственного орошения.
Развиты были садоводство и огородничество. Большим подспорьем в экономике жителей села были домашние промыслы: изготовление различных бытовых изделий, орудий сельскохозяйственного производства. Женщины ткали ковры, паласы, сукна, мешки, носки, переметные сумки и др.
По социальному положению жители села Аркит, как и жители остальных сел магала Харалиар, были раятами, подчинявшимися бекам. «Работы же для бека, – говорится в архивном документе, – должны были отправлять раяты столько, сколько понадобилась бы беку для его полевых и вообще хозяйственных потребностей». Раяты мало чем отличались от крепостных крестьян. Земля, на которой жили раяты, считалась бекской.
Раяты были прикреплены к земле и не могли переходить из одного села в другое без разрешения бека. Покинувшие свое село, лишались всего недвижимого имущества, т.е. земельного участка и дома. Разбор всех споров раятов производили беки, которые даже казнили их. Бейбола бек – один из последних беков аркитцев. Запомнился сельчанам произвол, который он чинил в Арките. Как рассказывал К. Бедирханов, за плохо обработанную землю бек заставлял ложиться на нее и наносил до ста ударов палкой.
В числе податей раятов были и такие, как налог с женщин за вступление брак. Его размер колебался от 3 до 40 рублей.
Аркитцы отстаивали свою свободу и независимость в борьбе с иноземными завоевателями. В местности «Сенгер» состоялись сражения аркитцев против завоевателей.
Жители Аркита отправлялись на заработки в Дербент, в другие населенные пункты.
В годы гражданской войны аркитцы активно участвовали в борьбе против деникинцев – это А. Сулейман, А. Айдемиров, К. Бедирханов, Г. Гаджиев и др. Они участвовали в боях у сел. Камах, Сабнава, Джалган и др.
Аркитский Сулейман был руководителем одного из партизанских отрядов. Он пользовался большой популярностью у сельчан, а также в Табасаране.
Аркитцы – активные участники Великой Отечественной войны, а также в жизни современного этапа развития Табасарана, Дагестана и России.
В социально-экономическое развитие Табасаранского района большой вклад внес уроженец с. Аркит Гасанбек Айдемиров долгие годы поработавший на руководящих должностях района