Дикое Поле *************** Дикое Поле — так назывались эти обширные земли, раскинувшиеся на территории современных Украины и России. Сейчас они густо заселены, но еще несколько веков назад встретить там хоть какое-то поселение было почти невозможно. Люд боялся этих мест. Как все начиналось ______________________ На Диком Поле хозяйничали скифы, сарматы, печенеги, тюрки и половцы. Последние создали в этих степях свое собственное государство, которое в летописях называли Половецкой степью. В 1093-1111 годах Владимир Мономах несколько раз организовывал военные походы в эти края. Войска русичей возвращались домой «полониша скоты, и кони, и вельблуды, и челядь». В 1223 году через Дикое Поле промчались войска Чингисхана. Потом спустя 20 лет на этой земле побывал его сын Батый, включивший Дикое Поле в состав Орды. Неудивительно, что крупных поселений на границах этих земель практически не было. В местах, близких к морю, даже греческие колонисты умудрились построить полис Ольвию, которую навещал отец истории Геродот. Приграничные же районы долго оставались пустыми, поскольку для того чтобы заниматься земледелием и строить дома, необходимы спокойные соседи. А если через границы то в одном, то в другом направлении бродят войска, смысла в основании поселений нет. И вплоть до 1550 года Половецкая степь была местом битв между Великим Литовским княжеством, Золотой Ордой и Московской Русью. Муравский шлях от Перекопа до Тулы был огромной проблемой, поскольку по нему шли завоеватели в глубь Руси. После них, как писал иеродиакон Игнатий, «Не видно ни града, ни села, ни одной души!» Ордынские войска численностью в 20-80 тысяч доходили до границы Дикого Поля одним войском, а затем рассеивались небольшими отрядами, грабя и убивая всех, кто попадался на пути. В то время бытовало выражение «выбрать село», то есть убить стариков и маленьких детей и угнать в плен всех остальных. Укрепление границ _____________________ 1550 год ознаменовался переломным моментом в создавшейся ситуации - началось строительство Большой засечной полосы. Это фортификационное сооружение представляло собой ряд рвов, валов, преград из поваленных деревьев (засек), которые затрудняли путь вражеским войскам. Кроме таких препятствий были построены сторожевые башни. Засечная черта тянулась от Харькова до Заволжья. Строились новые города и поселения. Пограничных служивых нужно было кормить. Да и набирать новых людей на государеву службу намного проще из местных жителей. Поэтому переселение в эти места поощрялось властями. Например, тем, кто перебирался в пограничную зону на постоянное место жительства, разрешалось беспошлинно заниматься винокурением и соляным промыслом. Переселенцев освобождали от всех податей. Им разрешалось создавать органы местного самоуправления. Выделялся надел земли, причем безвозмездно. Поскольку самыми первыми в зоне укреплений появлялись солдаты и те, кого в срочном порядке привлекали к службе, правительство требовало от них в обязательном порядке заниматься земледелием, иначе бы пришлось платить «хлебное жалование». Так появились однодворцы — служивые, а впоследствии и их дети, поместье которых состояло из одного двора. В XVIII веке граница Русского государства отодвинулась глубже в Дикое Поле, на месте таких застав стали возникать города. В это же время однодворцы уже начали платить подворовую, а затем и подушную подать. Заселению Дикого Поля способствовали запорожские и донские казаки. Они основали Харьков, Сумы, Изюм, Чугуев, Белгород и множество других городов. Шляхтичи тоже участвовали в создании поселений, в частности, Олешни и Ахтырки. Городское управление строилось на основе военной системы и подчинялось воеводе, которого назначали из Москвы. Постепенно стали заселяться и другие территории Дикого Поля, превратившегося в Новороссию в результате русско-турецких войн XVIII века. фото интернет #кантемировскиймузей #памятнаядата #деньвистории#
    0 комментария
    1 like
    Кантемировскому районному краеведческому музею 40 лет ******************************************************************* История одного экспоната _____________________________ В собрании предметов прошлого Кантемировского районного краеведческого музея есть один очень интересный экспонат, это наконечник казачьей пики образца 1862 года. Артефакт найден на территории Кантемировского районна и передан в музей неравнодушными жителями районного поселка. Увидеть его может любой желающий, ждем вас в гости! Немного истории ____________________ Казачья пика. Одним из основных и излюбленных видов казачьего оружия на протяжении столетий, являлся пика. Из седой древности несли степные воины традицию использования ударного копья – пики в тесном конном построении. Донцы упорно держались дедовского обычая применения пики вплоть до начала ХХ столетия. Являясь страшным оружием таранного типа, пика, при виртуозном её использовании, превращалась в непобедимое оружие как для острых черкесских шашек, так и для кривых турецких ятаганов и европейских палашей. Презрительное прозвище «камыш», которое давали горцы в начале Кавказской войны донским казакам, с приходом на линию П.Я. Бакланова, сменилось уважением и суеверным ужасом, которые этот прославленный казак вызывал у отважных горцев, широко и с успехом применяя пики. Виртуозное владение пикой и шашкой, кроме своего прямого назначения, имело ещё и огромное воспитательное значение. Оно давало уверенность в собственных силах, в своем физическом превосходстве, развивало веру в свое оружие, ловкость, молодечество, находчивость, удаль. Тогда казаку хотелось решить всякое столкновение ударом холодного оружия – смять, сломить и ошеломить своего противника. Впрочем, у казаков на вооружении имелись и короткие метательные дротики – джириды, немногим более одного метра длинной, возимые в специальных джит-футлярах, своеобразных колчанах, в которых размещалось три дротика и длинный узкий кинжал. Джит-футляр приторачивался к седлу, или возился казаком за спиной на ремне. Как и шашка (сабля), казачий дротик являлся основным видом вооружения. Недаром говорилось, « казак в бою, с пикой, семерых стоит». Донские казаки любовно называли свои пики – «дончихами». Отсюда и пошли казачьи поговорки и присловья: «Пика дончиха, добра казачиха», «Донец с дончихой, не знает лиха», «Казак без пики, что икона без лика». Подобно мечу, топору и булаве, пика, у многих народов являлась символом войны, власти, и даже символизировала божество. Так у скифов, копьё, являлось символом войны. А античные римляне видели в нём воплощение Квирина, божества народного собрания, впоследствии вытесненного Юпитером – громовержцем, атрибутом которого, так же являлось копьё. В кельтской мифологии говориться о волшебном «красном» копье. Некоторые казачьи авторы утверждают, что казаки, в 16 – 17 веках в боевых действиях пики (дротики), не применяли. И что они были введены в казачьих полках атаманом Платовым. Но это говорит о незнании сути вопроса. Так как вся тактика донцов основывалась на избегании тесного соприкосновения с противником, и нанесения внезапных ударов из засад. Что позволяло минимизировать потери казаков, и пика при этом являлась одним из основных видов оружия. С пикой казаки выезжали на единоборства с неприятелями: «Бывало, при Суворове или ещё при ком-то, во времена матушки Екатерины, выедет какой-нибудь мамелюк в белом бурнусе, пандур в красном плаще или из джигитов кто из толпищ своих: давайте мол, кто смелый. Все смелые. Но надо один на один, и чтоб из своих никто не обиделся. Втыкает тогда ближайший казак пику в землю, съезжаются ребята, человек пять-шесть, и от хозяйской руки начинают своими руками вверх по древку перехватывать. Чей верх, того и пика. Хватай и скачи, коли бусурмана. В одном бою к Суворову пробился мамелюк и уже занес над головой кривую саблю, да донцы подняли его на пики». В преследовании неприятеля пикой били под пояс, с маху, всем телом. «Старались пониже, в поясницу, где ни угнуться, ни увернуться, разве что на скаку под коня нырнуть. Удар страшный, и, если правильно попал, рана смертельная, неизлечимая». Казачья пика оставила свой след и в донских сказках и поверьях. В них «дончиха» защищала казака от нечистой силы и её проявлений. «Вдруг вихрь по дороге заклубился, столбом пыльным завился. Вот вот налетит, с ног собьет иль поглотит. Не растерялся казак, метнул верную пику в самую середину вихря. Взревел кто то диким голосом и вихрь тот змеёю в землю ушёл. Застонала матушка Земля, содрогнулась, да и успокоилась. Сошел с коня казак Завьял, поднял пику, а наконечник её весь в бурых пятнах ржавчины, будто кровью покрыт. Согласно поверьям, пикой нельзя было поднимать что либо с земли. «Ехали как то казаки к Дербенту, смотрят шкура на земле лежит, не то собачья, не то овечья. Бежать бы казакам дале, да любопытство одного донца взяло. Решил он рассмотреть поближе ту шкуру, ткнул её пикой, а по ней огонёк побежал, да к руке казака. От того огонька и пошли по телу донца-молодца пятна чёрные, а к вечеру и представился тот казак. По обычаю, при проводах казака на службу, пику ему подавал сын или племянник. В песнях донских так и пелось: Жена коня подводит мужу, Племянник пику подаёт... Или вот казачья строевая песня казаков 1 Донского полка: Веселитесь храбрые казаки, Честью-славою своей! Покажите всем, друзья, примеры, Как мы метко бьём своих врагов! Бьём-разим, не портим свой порядок, Только слушаем один приказ: Куда скажут наши командиры, Мы туда идём, рубим, бьём! … Донцы с пиками служить умеют. слова П. Пруцкова. 1. фото интернет 2. фото музей, Наконечник казачьей пики обр. 1862 г. из собрания ККМ 3. фото музей, Наконечник казачьей пики обр. 1862 г. из собрания ККМ #кантемировскиймузей #памятнаядата #деньвистории#
    0 комментария
    0 likes
    Кантемировскому районному краеведческому музею 40 лет ******************************************************************* История одного экспоната _____________________________ В собрании предметов личного культа Кантемировского районного краеведческого музея есть очень интересный экспонат, это - крест энколпион (мощевик, реликварий), датируется он XIV - XV вв. Предмет найден на территории Кантемировского района и передан в музей жителем поселка. К сожалению, крест фрагментирован, отсутствует лицевая створка, но и в таком состоянии он представляет очень большой интерес. На кресте изображен Архангел Сихаил. Находка для наших мест весьма и весьма нечастая. Историческая справка _________________________ Кресты-энколпионы – это нательные кресты, использовавшиеся одновременно в качестве небольшого резервуара для хранения мощей святых или освящённых предметов – фрагментов просфоры, земли, дерева и других материалов со святых мест паломничества христиан. Кресты-энколпионы нередко одевали пилигримы и паломники, совершающие путешествие по святым местам. Такие кресты также нередко называли «энколпиями», а своим видом они часто копировали существующие аналоги, относящиеся к Византии и византийской религиозной традиции. По сути, кресты-энколпионы являлись разновидностью мощевиков, однако более знакомое современному уху слово «мощевик» стало использовать на Руси значительно позднее – в 14 веке, после избавления от татаро-монгольского ига. Хотя сама традиция изготовления энколпионов пришла на Русь из Византии, само слово «энколпион» уходит своими корнями в древнегреческий язык, использовавшийся с начала 2 тысячелетия до н. э. вплоть до 4 века нашей эры. До сих пор этот древнейший язык употребляется во время богослужений в храмах и монастырях Греции. В Византийской империи энколпионы – контейнеры различных форм, носимые на груди и имевшие формы коробков, медальонов, небольших шкатулок, сосудов, содержащих религиозные реликвии, артефакты или просто молитвенные надписи. Хотя слова «энколпион» и «крест-мощевик» близки по смыслу, однако всё-таки они не синонимы, так как крест-мощевик может быть не предназначен для ношения на теле, то есть он может быть достаточно большого размера. Крестом-мощевиком, например, может быть напрестольный крест, покоящийся на престоле в алтаре православного храма. Крест-энколпион – это крест, который христианин носит на себе, обычно в форме наперсного креста (поверх одежды), значительно реже – в качестве нательного креста. Период расцвета креста-энколпиона в меднолитном искусстве Руси пришёлся на 11-15 века, когда данная разновидность крестов была особенно популярной. Как раз в это время и были созданы наиболее впечатляющие образцы таких крестов, дошедшие и до наших дней. К сожалению, в силу своей хрупкости, немногие экспонаты этого типа сумели сохраниться в первоначальном неповреждённом виде. Традиционно в Киевской Руси на лицевой стороне энклопионов изображался распятый Иисус Христос, слегка изогнутый на кресте. Медальоны, сопровождающие левую и правую сторону поперечной перекладины креста, содержали поясные изображения Божьей Матери и одного из двенадцати апостолов – Иоанна Богослова. Вертикальный столб креста-энколпиона и соответствующие медальоны в верху и низу изделия могли содержать архангелов (Гавриила, Михаила), избранных святых или святителей, хотя существуют и другие вариации образов. Оборотные створки крестов киевского периода чаще всего содержали по центру образ Божьей Матери, но иногда и ростовые образы апостолов, либо других святых. В боковых медальонах оборотной стороны креста-энколпиона обычно размещали лики апостолов-евангелистов – Луки, Марка, Матфея, Иоанна. Реже на этих позициях креста встречаются херувимы или избранные святые. Типичная форма энколпиона – четырёхконечный крест с равными по длине и слегка расширяющимися концами, оканчивающимися круглыми медальонами, содержащими образы святых и архангелов. 1. фото интернет 2. фото музей 3. фото музей #кантемировскиймузей #памятнаядата #деньвистории#
    0 комментария
    2 likes
    История серпа ***************** Слово «серп» знакомо, думаем, всем, даже и тем, кто от работы на дачных участках и огородах весьма далёк. Внешний вид данного орудия тоже общеизвестен: изображение скрещенных серпа и молота – как символа союза крестьян и рабочих - было широко представлено в советской эмблематике и геральдике, на флагах и гербах СССР и союзных республик. Серп пока ещё можно приобрести в хозяйственных магазинах, но используют его уже не по прямому назначению. Далекая история ___________________ Когда именно появились самые первые серпы – жатвенные ножи – сказать трудно, но можно предположить, что это случилось в период собирательской жизни древнего человека – в среднекаменном веке или мезолите, около десяти тысяч лет назад. Каменными или костяными (с вставленными острыми кусками кремня) «серпами» удобно было срезать плоды, колосья дикорастущих злаков, травянистые и камышовые побеги для строительства жилища. Когда же люди научились плавить металлы, возникли серпы из бронзы (смесь меди с оловом). Впрочем, подобные инструменты разнились от современных. Во-первых, некрупным размером – всё же металл тогда был редок и дорог. Во-вторых, более широким лезвием (скорее всего, бронза просто расклёпывалась до определённой ширины). Ну, а в-третьих, хотя бронзовые серпы и имели дугообразную форму, она была далека от идеала – серп больше напоминал бумеранг. Археологи порою находят серпы с небольшими загнутыми крючками. Как полагают некоторые исследователи, с помощью таких крючков серпы крепили за запястье или на поясе, чтобы освободить руки во время погрузки скошенных снопов. Довольно рано серп стал культовым символом, связанным с серпом луны и женским началом, а в древнем Шумере – атрибутом царской власти. Античные греки изображали с серпом богиню плодородия и земледелия Деметру (Церера у римлян), поскольку именно она, согласно мифам, одарила человечество этим приспособлением. Кроме того, как атрибут Хроноса (персонификации времени), серп (вместе с косой) был символом быстротечности жизни и неумолимой смерти. Ведь не забудем, что этот вроде мирный сельхозинвентарь использовался иногда и как грозное оружие, наносящее противнику нешуточные раны… Что касается классического железного серпа – с узким и длинным лезвием, заточенным с внутренней стороны и насаженным на деревянную рукоятку, - то «родился» он где-то в середине I тысячелетия до н.э. А что же у нас? _________________ Мы знаем, что основой экономики древней Руси было сельское хозяйство, и к IX-X векам почти на всей территории страны господствующим видом хозяйства становится пахотное земледелие. Тогда же были созданы практически все виды сельскохозяйственных орудий. Из них археологам чаще всего попадаются именно серпы. Они встречаются в городских и городищенских слоях, но больше всего – в курганах. Русское слово «серп» имеет один корень с родственными по звучанию и значению словами европейских языков: с латышским «sirps» – срезающий, с латинским «sarpo» - срезаю (виноградную лозу), с немецким «scharf» - острый, с английским «sharp» - острый, остриё (путём упрощения произношения «с – ш»). Старорусский серп отличала вполне современная конструкция: широкий изогнутый нож, иногда с зазубренным лезвием, имеющий на одном конце остриё, а на другом переходящий через колено в черенок. Рукоятку серпа всегда делали деревянной, суженной в середине, дабы её удобнее было держать в руке. Серпы срабатывали деревенские кузнецы по заказу крестьянок (ибо с глубокой древности и до настоящего времени серп является орудием труда женщины), но чаще всего их приобретали в деревенских лавочках или на ярмарках. В России существовало множество кустарных мастерских по выделке серпов. Особенно славились своим мастерством кузнецы из города Осташкова Тверской губернии, что изготавливали в год до 20 тысяч серпов отменного качества, а также серповщики трёх волостей на Владимирщине: Авдотьевской (Шуйский уезд), Бережковской (Судогодский уезд) и Подольской (Владимирский уезд), делавшие до трёх миллионов (!) инструментов в год. Определённое количество серпов ввозили из-за границы, в основном, из Германии и Австрии – остриё подобных инструментов было гладким. Серпы употребляли при уборке преимущественно небольших участков хлебных полей, однако на Украине и в некоторых южнорусских губерниях им срезали и высокорослые озимые хлеба. В ряде случаев, как указывает Энциклопедия Брокгауза и Эфрона, «уборка серпом представляет решительные преимущества перед уборкою косой или жатвенными машинами, а именно: при уборке полёгшего хлеба, который косою снимается лишь с большим трудом; также при возможности воспользоваться для уборки растений женским трудом — женщины-работницы легко справляются с серпом, тогда как коса есть по преимуществу мужское орудие». Обычаи __________ С серпами на Руси были связаны интересные обычаи. По окончании жатвы серпы обвязывали последней соломой и клали под иконами. На Рождество (25 декабря) хозяйка втыкала серп в притолоку сеней для защиты от нечистой силы. В день же памяти святого Захария Серповидца (8/21 февраля) серпы вновь вынимали и кропили крещенской водой с божницы, приговаривая: «Не обережёшь вовремя кривого серпа — не нажнешь в поле и снопа». После этого с особым почтением молились святому Захарию, надеясь, что он поможет им осенью быстро сжать хлеб. С работой серпом обычно связывали представления о женской силе, ловкости. Старухи, вспоминая свою молодость, говорили: «Была молода, не только хлеб жевала, а и по сотне снопов в день сжинала». Заметим, что девочек приучали пользоваться серпом с 10-12 лет. Работа жниц была весьма тяжёлой – полусогнутое положение на протяжении долгих часов вызывало боль в пояснице и руках. И недаром от таких вот страданий крестьянки и появилось слово «страда» - так стали именовать саму жатву. А месяц той самой страды – август – называли ещё серпень. Конечно, существенным недостатком жатвы серпом была малая производительность: за день одной работнице удавалось сжать хлеба всего 1/20 - 1/10 десятины. Нынешние серпы практически не отличаются от своих «прапрадедушек», однако из основного орудия уборки зерновых они превратились в принадлежность садовода-огородника. С помощью серпа удобно подрезать траву или сорняки под деревьями и кустами, вдоль заборов и в иных узких, недоступных для косы и триммера местах. Серп выручит и тогда, когда трава слишком разрослась, стала жёсткой и не поддаётся лескам того же триммера. Острые зубчики некоторых моделей серпов без особых усилий победят осоку, репейник и даже лопухи. Кроме того, серпами заготавливают фураж для домашних животных. фото интернет фото серпов из собрания ККМ: 2 фото - серпы VIII-X вв.н.э., 3 фото - серп кон. XIX - нач. XX вв. #кантемировскиймузей #памятнаядата #деньвистории#
    0 комментария
    0 likes
    0 комментария
    4 likes
    24 ноября 2024 г. - День Матери ************************************ С Праздником!
    0 комментария
    1 like
    Кантемировский районный краеведческий музей искренне благодарит жителя п. Кантемировка Крысантьева Сергея Николаевича за подаренные музею предметы старины. Эти артефакты прошлого пополнят экспозиции нашего музея и несомненно привлекут внимание посетителей музея. Рады сотрудничеству и надеемся на дальнейшую совместную работу! С Уважением, коллектив Кантемировского районного краеведческого музея. фото интернет #кантемировскиймузей #памятнаядата #деньвистории#
    0 комментария
    1 like
    Археологическая сенсация ****************************** Летом в Воронежской области археологи обнаружили серебряную пластину с изображениями скифских богов, что уникально для региона. Найдена она в могильнике «Девица 5», где уже давно ведутся археологические раскопки. Находка подчеркнула богатство и разнообразие скифской культуры. фото интернет #Кантемировский районный краеведческий музей#
    0 комментария
    2 likes
    Кантемировский районный краеведческий музей искренне благодарит жителя п. Кантемировка Ушакова Геннадия Леонидовича за постоянное сотрудничество с музеем, благодаря ему экспозиции музея пополнились многими интересными предметами, рассказывающими о богатой истории нашего края. Рады искреннему интересу и неравнодушию! Надеемся на дальнейшее сотрудничество. С Уважением, коллектив Кантемировского районного краеведческого музея. фото интернет #Кантемировский краеведческий музей#
    0 комментария
    2 likes
    Кантемировский районный краеведческий музей всегда открыт к сотрудничеству. Мы всеми силами стараемся популяризировать историю Кантемировского края. В профильном журнале МФЦ Воронежской области " Мои документы" за сентябрь 2024 года, опубликованы материалы предоставленные Кантемировским районным краеведческим музеем: это две статьи об истории нашего края. Одна из них рассказывает о подвиге кантемировского колхозника, настоящего патриота своей Родины, Набокина Василия Ивановича, совершенном им в годы Великой Отечественной войны. Другая статья повествует о создании мемориала "Танк Т - 34" на привокзальной площади п. Кантемировка. Музей с радостью поделился с редакцией журнала имеющимися в его распоряжении материалами. Мы надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество и всегда рады людям, интересующимся родной историей. фото музей #кантемировскиймузей #памятнаядата #деньвистории#
    0 комментария
    2 likes