Кантемировскому районному краеведческому музею 40 лет
*******************************************************************
История одного экспоната
_____________________________
В собрании предметов прошлого Кантемировского районного краеведческого музея есть один очень интересный экспонат, это наконечник казачьей пики образца 1862 года. Артефакт найден на территории Кантемировского районна и передан в музей неравнодушными жителями районного поселка. Увидеть его может любой желающий, ждем вас в гости!
Немного истории
____________________
Казачья пика.
Одним из основных и излюбленных видов казачьего оружия на протяжении столетий, являлся пика. Из седой древности несли степные воины традицию использования ударного копья – пики в тесном конном построении. Донцы упорно держались дедовского обычая применения пики вплоть до начала ХХ столетия. Являясь страшным оружием таранного типа, пика, при виртуозном её использовании, превращалась в непобедимое оружие как для острых черкесских шашек, так и для кривых турецких ятаганов и европейских палашей. Презрительное прозвище «камыш», которое давали горцы в начале Кавказской войны донским казакам, с приходом на линию П.Я. Бакланова, сменилось уважением и суеверным ужасом, которые этот прославленный казак вызывал у отважных горцев, широко и с успехом применяя пики.
Виртуозное владение пикой и шашкой, кроме своего прямого назначения, имело ещё и огромное воспитательное значение. Оно давало уверенность в собственных силах, в своем физическом превосходстве, развивало веру в свое оружие, ловкость, молодечество, находчивость, удаль. Тогда казаку хотелось решить всякое столкновение ударом холодного оружия – смять, сломить и ошеломить своего противника.
Впрочем, у казаков на вооружении имелись и короткие метательные дротики – джириды, немногим более одного метра длинной, возимые в специальных джит-футлярах, своеобразных колчанах, в которых размещалось три дротика и длинный узкий кинжал. Джит-футляр приторачивался к седлу, или возился казаком за спиной на ремне.
Как и шашка (сабля), казачий дротик являлся основным видом вооружения. Недаром говорилось, « казак в бою, с пикой, семерых стоит». Донские казаки любовно называли свои пики – «дончихами». Отсюда и пошли казачьи поговорки и присловья: «Пика дончиха, добра казачиха», «Донец с дончихой, не знает лиха», «Казак без пики, что икона без лика».
Подобно мечу, топору и булаве, пика, у многих народов являлась символом войны, власти, и даже символизировала божество. Так у скифов, копьё, являлось символом войны. А античные римляне видели в нём воплощение Квирина, божества народного собрания, впоследствии вытесненного Юпитером – громовержцем, атрибутом которого, так же являлось копьё. В кельтской мифологии говориться о волшебном «красном» копье.
Некоторые казачьи авторы утверждают, что казаки, в 16 – 17 веках в боевых действиях пики (дротики), не применяли. И что они были введены в казачьих полках атаманом Платовым. Но это говорит о незнании сути вопроса. Так как вся тактика донцов основывалась на избегании тесного соприкосновения с противником, и нанесения внезапных ударов из засад. Что позволяло минимизировать потери казаков, и пика при этом являлась одним из основных видов оружия.
С пикой казаки выезжали на единоборства с неприятелями: «Бывало, при Суворове или ещё при ком-то, во времена матушки Екатерины, выедет какой-нибудь мамелюк в белом бурнусе, пандур в красном плаще или из джигитов кто из толпищ своих: давайте мол, кто смелый. Все смелые. Но надо один на один, и чтоб из своих никто не обиделся. Втыкает тогда ближайший казак пику в землю, съезжаются ребята, человек пять-шесть, и от хозяйской руки начинают своими руками вверх по древку перехватывать. Чей верх, того и пика. Хватай и скачи, коли бусурмана. В одном бою к Суворову пробился мамелюк и уже занес над головой кривую саблю, да донцы подняли его на пики».
В преследовании неприятеля пикой били под пояс, с маху, всем телом. «Старались пониже, в поясницу, где ни угнуться, ни увернуться, разве что на скаку под коня нырнуть. Удар страшный, и, если правильно попал, рана смертельная, неизлечимая».
Казачья пика оставила свой след и в донских сказках и поверьях. В них «дончиха» защищала казака от нечистой силы и её проявлений. «Вдруг вихрь по дороге заклубился, столбом пыльным завился. Вот вот налетит, с ног собьет иль поглотит. Не растерялся казак, метнул верную пику в самую середину вихря. Взревел кто то диким голосом и вихрь тот змеёю в землю ушёл. Застонала матушка Земля, содрогнулась, да и успокоилась. Сошел с коня казак Завьял, поднял пику, а наконечник её весь в бурых пятнах ржавчины, будто кровью покрыт.
Согласно поверьям, пикой нельзя было поднимать что либо с земли. «Ехали как то казаки к Дербенту, смотрят шкура на земле лежит, не то собачья, не то овечья. Бежать бы казакам дале, да любопытство одного донца взяло. Решил он рассмотреть поближе ту шкуру, ткнул её пикой, а по ней огонёк побежал, да к руке казака. От того огонька и пошли по телу донца-молодца пятна чёрные, а к вечеру и представился тот казак.
По обычаю, при проводах казака на службу, пику ему подавал сын или племянник. В песнях донских так и пелось:
Жена коня подводит мужу,
Племянник пику подаёт...
Или вот казачья строевая песня казаков 1 Донского полка:
Веселитесь храбрые казаки,
Честью-славою своей!
Покажите всем, друзья, примеры,
Как мы метко бьём своих врагов!
Бьём-разим, не портим свой порядок,
Только слушаем один приказ:
Куда скажут наши командиры,
Мы туда идём, рубим, бьём! …
Донцы с пиками служить умеют.
слова П. Пруцкова.
1. фото интернет
2. фото музей, Наконечник казачьей пики обр. 1862 г. из собрания ККМ
3. фото музей, Наконечник казачьей пики обр. 1862 г. из собрания ККМ
#кантемировскиймузей #памятнаядата #деньвистории#