В связи с возрождением казачества и появлением казачьих станиц в Смоленской области не раз приходилось слышать недоуменный вопрос: Какое отношение казачество имеет к Смоленщине?! Не было у нас никогда казаков!
Что тут можно сказать? Ответ один: были у нас казаки! И более того, Смоленщина – один из истоков русского казачества. Да-да, именно так!
Не буду углубляться в исследование теорий зарождения казачества, этнических характеристиках и прочем. Это сложный вопрос, еще плохо изученный исторической наукой. Однозначно можно утверждать, что в русских летописных источниках казаки упоминаются, начиная с середины XV века. Причем тогда были два территориальных образования казачества – черкассы (запорожские казаки) и рязанские казаки, которые жили на южных границах Рязанской земли, в верховьях Дона. Предположительно, от рязанских казаков позднее пошли казаки донские.
Еще одним старейшим территориальным образованием русского казачества стала Смоленская земля, впервые «смоленские казаки» упоминаются ровно 500 лет назад – в 1520 году! Стоит пояснить, что тогда Великое княжество Московское вело длительные и упорные войны с Великим княжеством Литовским за обладание смоленскими землями. Боевые походы, сражения продолжались с небольшими перерывами с 1487 по 1537 год, то есть полвека! В 1494 году Москва завоевала Вязьму, в 1500 году – Дорогобуж, затем была череда походов на Смоленск, завершившихся взятием города в 1514 году. Вот на этой-то опустошаемой непрерывными войнами западной окраине Московского государства и появились казачьи отряды, которые стали называть «смоленскими».
11 июля 1520 года смоленский воевода и наместник Иван Васильевич Шуйский получил послание из-за границы от наместника литовского города Орши князя Федора Ивановича Жеславского о том, что в Москву от короля польско-литовского государства Сигизмунда выехало посольство. На время переговоров литовские власти предлагали установить добрососедские отношения и не совершать нападения друг на друга. Казакам, жившим вблизи смоленского рубежа, было велено не ходить в пределы Московского государства, «шкоды и зацепки не чинити». Оршанский воевода упрекает, что в ответ «с Петра святого на субботу, некоторые казаки смоленскии, подшод к Орши злодеем обычаем, в ночи, взяли два мерина слуг моих, и гонилиси за ними горячим следом до святого Климентиа (имеется в виду монастырь св. Климентия вблизи Смоленска)». Князь Жеславский просил «тех лихих людей доискать» и покарать, а меринов вернуть».
Таким образом, смоленское казачество, исходя из строго документированных источников, является одним из древнейших территориальных образований русского казачества. В силу геополитического положения Смоленского края, находившегося в центре противостояния Москвы и западных держав, история смоленских казаков была недолгой и прерывистой. Судьба казачьих станиц XVI века нам неизвестна, в целом письменных источников по истории Смоленщины этого времени сохранилось крайне мало. В первой половине XVII века, в эпоху масштабных войн с Речью Посполитой, в Смоленском крае появляются городовые казаки (во всех городах) и грунтовые казаки (служившие за поместья, «грунты»). Этот этап истории смоленского казачества завершился к концу XVII века, когда казаков Смоленщины поверстали, т.е. отправили на службу, в рейтарские и драгунские полки. Кроме того, постоянную гарнизонную службу в Смоленске второй половины XVII – XVIII веков несли донские казаки, которые образовывали в городе целые слободы – Донщины. Многие из этих донских казаков осели в Смоленске, их потомки и доныне живут здесь.
Так что Смоленский край имеет самое прямое отношение к истории русского казачества. В дальнейшем я постараюсь подробнее рассказать о некоторых страницах истории смоленских казаков.
Возрождение казачества в современной России, на мой взгляд, является одним из проявлений национального самосознания нашего народа. В казачестве находит свое выражение две центральные идеи – вольности и служения Отечеству. Как это всё у нас будет уживаться, покажет только историческая практика. Современное казачество разнообразно по взглядам, убеждениям, так же, как все мы. Среди современных смоленских казаков я знаю много достойных людей. Казачьи сообщества – станицы – могут возникнуть и возникают везде, где есть желающие следовать казачьим традициям. Это главное и основное условие для появления казаков. Так было изначально, так есть и сейчас. И не нужны для этого Дон или Кубань. В последующем я покажу, как на Смоленской земле появлялись казачьи станицы в XVII веке.
Я сам родился и вырос на Смоленщине, но по материнской линии мой род восходит к терским казакам. Так что имею некоторое основание сказать, обращаясь к современным смоленским казакам: Со славным юбилеем, братья казаки!
Источник: Сборник Русского исторического общества. Т. 35. Памятники дипломатических сношений Древней России с державами иностранными. СПб., 1892. С. 563. https://www.youtube.com/watch?v=utstKFanguw
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев