Радикализация среди французских иммигрантов-мусульман привела к ряду террористических актов во Франции в 2015 г. К этому времени в пригородах Парижа, Лиона, Марселя и других крупных городов уже давно были сформированы «гетто», или так называемые «чувствительные городские зоны» (термин, введенный Декретом 1996 г.[1]). Экономическая и социальная обстановка в таких районах способствовала росту радикальных настроений иммигрантов по отношению к французским властям и обществу[2]. В связи с этим, интеграционная политика Франции подверглась жесткой критике. Как считает В.В. Трухачев, одними из крупнейших ошибок в политике по интеграции иммигрантов стали лояльное отношение к заключенным в тюрьмах и недостаточный контроль за мечетями, ввиду чего как урожденные французские граждане, так и приезжие смогли беспрепятственно воспринять идеи радикальных исламистов[3].
В январе радикальные исламисты устроили нападение на редакцию сатирического журнала «Charlie Hebdo», желая отомстить, – поводом для террористов стала карикатура на пророка Мухаммеда. После этого случая во Франции был введен в действие план «Vigipirate», связанный с возросшей террористической угрозой. План подразумевал охрану самых посещаемых мест массового скопления людей[4]. Тогда же премьер-министр Франции Мануэль Вальс заявил о принятии нового закона по борьбе с терроризмом, который вводил изменения в работу спецслужб и армии, объявлял борьбу с «радикализацией» граждан Франции, а также устанавливал контроль социальными сетями и Интернетом в целом[5]. Премьер-министр также выступил за расширение мер по контролю авиаперелетов, несмотря на блокировку в Европарламенте предложения о создании общеевропейской системы регистрации авиапассажиров[6]. Таким образом, после теракта в «Charlie Hebdo» во Франции были введены новые меры безопасности. Французские политики стремились объединить усилия в работе над охранительными мерами на общеевропейском уровне, однако некоторые инициативы не были одобрены.
После январских терактов в редакции «Charlie Hebdo» Франция начала реформирование тюремной системы, стремясь прекратить радикализацию мусульман, подверженных влиянию исламистских вербовщиков, связанных с террористическими организациями. По инициативе Парижа на уровне ЕС также были приняты соответствующие решения[7].
В то же время вопросы политики в отношении беженцев для Европейского Союза и Франции в частности становились все острее. В европейское законодательство в этой сфере вносились поправки, и французские власти приводили законы Республики в соответствие с ней. В июле 2015 г. был выпущен закон, реформировавший систему предоставления убежища, а также имплементировавший директивы ЕС по созданию Единой системы предоставления убежища. Закон от 15 июля 2015 г.[8] сократил сроки рассмотрения просьб о предоставлении убежища с двух лет до девяти месяцев. Также закон предусмотрел улучшение защиты лиц, ищущих убежище (право на помощь адвоката или представителя Бюро по защите беженцев), и, с другой стороны, упростил процедуры по объявлению ходатайств о предоставлении убежища необоснованными. Кроме того, закон обязал предоставить всем лицам, подавшим прошение о предоставлении убежища, доступ в государственные центры размещения.
В апреле 2015 г. к юго-востоку от французского города Кале возник палаточный лагерь беженцев, жители которого пытались проникнуть на территорию Великобритании. Ранее «джунгли» Кале (как называют лагерь в прессе) были снесены в 2009 г. указом Саркози, за что он подвергся жесткой критике со стороны социалистов и правозащитных организаций[9]. Тяжелые условия проживания в лагере, как и правонарушения со стороны его жителей получили широкий общественный резонанс[10].
Теракты в Париже 13 ноября 2015 г. стали колоссальным поводом для ужесточения критики миграционной и интеграционной политики Франции и Европейского Союза в целом. Те из организаторов, чье гражданство удалось установить, были гражданами Франции и Бельгии, в основном арабского происхождения[11].
После терактов в стране ввели режим чрезвычайного положения. Спустя три месяца Национальное Собрание Франции приняло решение о продлении режима в связи с сохраняющимся уровнем террористической угрозы. Режим чрезвычайного положения позволяет Министерству внутренних дел Франции помещать под подписку о невыезде и полицейский контроль лиц, чье поведение «может вызывать угрозу безопасности и общественному порядку», а также вводит паспортный контроль на границах Франции. Кроме того полиция получает право проводить обыски в любое время суток без получения разрешения суда[12].
В течение полугода после атаки террористов в Париже, а также в связи с терактами в Брюсселе проводились многочисленные обыски в иммигрантских районах. Некоторые французские политики выступили также за внесение жестких изменений в Конституцию. Так, предлагалось лишать гражданства тех, кто обвинялся в терроризме (при наличии второго гражданства). Данное предложение явилось поводом для острой дискуссии в парламенте Франции, так как такие меры противоречат принципу всеобщего равенства перед законом. Поскольку к консенсусу по данному вопросу прийти не удалось, Ф. Олланд впоследствии заявил, что должен отказаться от идеи внесения такой поправки[13]. Тем не менее, в 2015 г. возросло количество иностранцев, которые оказались выдворены из Франции за нарушение правил пребывания в стране – оно составило 15500 человек[14].
Несмотря на то, что сразу после ноябрьских событий популярность Олланда возросла, президенту и правительству не удалось избежать критики, а затем и вовсе понести потери общественной поддержки.
Продолжение: http://evropazavtra.ru/sompetitions/proshedshie-konkursy/molodye-uchyonye-2017/spisok-rabot-uchastnikov-konkursa-2017/migracionnaya-politika-francii-v-2015-2016-gg
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев