Жизнь после жизни
Эскизы-продолжения пьесы в исполнении актеров Саратовской драмы показывали на Малой сцене. Режиссером двух первых была Мария Романова, мастерски объединившая их. В первой части («Горе без ума»), продлена лирическая линия. Фамусов при смерти, Софья изгоняет Молчалина; «случайно проезжая мимо» в увозившей его карете, вбегает Чацкий, следует бурное выяснение отношений и примирение, но коварный Молчалин, чтобы Фамусов не узнал о его проделках, удушает старика подушкой. И все – под ремарки Доктора в нелепом парике, с заламыванием рук и подвыванием, как в площадном театре. Во второй части («Мальчик попал, или Романтическая история одного обиженного чувства»), авантюрного характера, Софья и Чацкий встречаются через 20 лет в ее саратовском имении, где она - богатая вдова с безмерным конским хвостом, а он - почти Остап, знающий не менее ста способов отъема денег. Но он попадает на Фамусову, которая не уступит ему ни в уме, ни в проницательности, вызовет даже на дуэль (поклон раннему Чехову!). Только ненависть к Чацкому, по чьей вине она оказалась в деревне, роднит эту женщину с прежней Софьей. Доктора и постаревшего Чацкого играет Александр Каспаров, лицедействуя так искусно, что я его оба раза не узнала. Софью «на возрасте» блестяще изображает Татьяна Родионова, томно щурясь и небрежно сплевывая лепестки роз. Авторы – Александра Селиверстова и Михаил Поляков.
Третья пьеса («Утро после бала Фамусова, или Все старые знакомцы» Михаила Воскресенского) тоже сиквел, но аж 1844 года, почти мелодрама. Горюют папа и дочь, самые ничтожные гости (Репетилов и Зарецкий) пользуются скандалом, чтобы посвататься к Софье. Но безутешный Фамусов (ярко комичен здесь Андрей Казаков) отдает дочку, писаную красавицу, какая она у Анастасии Парамоновой, за своего жениха. Это сверкающий золотом мундира Скалозуб, отчего-то превращенный в глубокого «старца» (нигде о том у Грибоедова!). Чацкий же мчит в снежную даль. Режиссер Тимур Галеев, захваченный врасплох в Грузии, когда ему предложили поставить этот эскиз, и привезший шишку с могилы «Грибоеда», придумал конец истории: щедрое грузинское застолье, рекой вино, Чацкий оттаивает потихоньку. Его знакомят с юной Ниной, а дальше, чем черт не шутит!?.. Великолепная ирония удачно разрядила обстановку недельного грибоедовского марафона. Надо, надо показывать эти шутливые этюды после длинной и все же менторской пьесы, а то в финале фестиваля хочется уже вместо актеров выкликать из зала: «А судьи кто?! За древностию лет…»
Уж не пародия ли он?
Был еще один эскиз, превосходно сыгранный нашими актерами. По пьесе журналиста Андрея Фомина «Саратов», тоже победителя конкурса драматургов (постановка Фамила Джавалова), где главный герой - Москва, как и у автора «Горе от ума». Мотивы МакДонаха и отчасти Баженовой («Как Зоя гусей кормила»). Деспотичная мать и взрослое «чадо», квартирный вопрос, испортивший москвичей и «гостей столицы», невольный криминал и – масса юмора. Совершенно бенефисно сыграли по две роли Олег Морозов (подсадная утка из «того мира» и полицейский-астролог) и Елена Блохина (тиранша-мать и суховатый психоаналитик). А преображение Екатерины Локтионовой, больше похожей в своей роли на забитую библиотекаршу, чем на столичную критикессу, и без надзора мамочки ставшей ее точной копией?
Нет комментариев