Икона «Не рыдай Мене, Мати» иллюстрирует ирмос 9-ой песни канона Космы Маюмского, который поется на богослужении в Великую Субботу. В древности в Великую Субботу на храмовый аналой выкладывали символическое изображение Христа во гробе. Эта композиция сочетала в кратком виде сцены Снятия с Креста и Положения во гроб. С середины XVI века под влиянием западноевропейской иконографии Оплакивания Христа (Пьеты), а также текста принятого в православном богослужении Великой Пятницы канона на Плач Богородицы при Кресте Симеона Логофета сформировался вариант изображения, где Богоматерь обнимает мертвое тело Христа, вертикально расположенное в гробу на фоне Креста. Эта композиция во
Вся неделя, следующая за праздником Пасхи до субботы включительно, называется Светлой седмицей и считается «как день един». В 66-м правиле 6-го Вселенского Собора имеется особое указание, чем подобает заниматься всю эту неделю: «От Святаго Воскресения Христа Бога нашего дне, до Новыя недели, всю неделю во святых церквах пребывати подобает, нескудно верным, псалмы и хвалами и песньми духовными веселящеся празднующе, и Божественнаго Писания почитание внемлюще, и Святых Таин наслаждающеся. Будем бо сице со Христом совоскресше же и вознесшееся».
Добрая старообрядческая традиция призывает всю Светлую неделю славить Христа в жилищах: в эту неделю не зазорно ходить в гости к братьям и сестрам по
Старообрядцы, которые хотя бы раз на пасхальной неделе были в храме, видели, конечно, что двери алтаря не закрываются во все дни седмицы. Все ли знают, почему? Дело в том, что алтарь в эти дни — это символ гроба, в котором лежал Исус. И открытые его врата означают, что Христа во гробе более нет, а мир небесный и духовный после Воскресения доступен для всех, кто хочет быть с Ним. Открытые царские врата есть отверстые навстречу человеку небеса: «Приидите люди ко Христу, видижьте Христа».