0 комментариев
    0 классов
    #книгалюдизаспиной Казаки казанского ханства.
    0 комментариев
    1 класс
    Казаки и вера. Традиции и современность Новосельцев Григорий Петрович Доклад на 3 . международной научно-практической конференции: Казачество на страже рубежей отечества. г. Новочеркасск. 6 июня 2025. Тема доклада. Казаки и вера: Традиция и Реальность в Современном Обществе. Начну свое выступление со слов апостола Петра «ВСе нам можно, но не все полезно, все нам можно, но не все назидает». И святителя Николая Сербского. «Главное в истории - взаимоотношения людей и Бога. Все остальное частности целого». В 1993 году я самым тесным образом столкнулся с теми, кто возрождал казачество, став служителем некогда войскового храма станицы Гниловской. Через год настоятель помог казакам открыть храм Георгия Победоносца в их правлении одноимённой станицы. Сразу бросилось в глаза следующее: - Православие для них было лишь частью культуры, причём не главной, а на уровне бутафорской декорации для шоу. Главное место занимал фольклор, зачастую сомнительного происхождения и содержания. Именно это и называли духовностью. - Оказывая огромную помощь в открытии храмов, они отказывались ходить в них как обычные прихожане, находя различные причины для этого. - У них были разные цели: от решения личных амбиций и экономических, политических задач до искреннего желания возрождения. - Реконструировались все подряд: грешное с праведным, причём некоторые факты вырывались из контекста истории и современной реальности, что вело в тупик. - Они открывали свои храмы, куда ставились священники из их среды, но результат был тот же — формализм и поиск причин. - Появилось множество казачьих атаманов разных уровней, последовавшие за ним и считали только себя правильными казаками. Общаясь с казаками и священниками разных регионов убедился, что ситуация за редким исключением везде одинаковая. И отговорки примерно одни и теже. Я коснусь только двух. - Ссылка на то, что они старообрядцы. - В их традициях самим избирать себе священство. Ни где не удалось узнать где и когда и от кого казаки приняли христианство. А они существовали под разным названием и выполняли различные функции на все территории Российской империи, где христианство проповедывали с первых веков. Потому немного истории. За более чем две тысячи лет с момента первой литургии, совершенной Христом, формы богослужений претерпели множество изменений. Изначально богослужение напоминало Тайную Вечерю и называлось вечерами любви (агапами), так как специальные помещения появились только в IV веке, когда Церковь вышла из подполья. Значение также имело и то, среди какого народа проходила миссия: в крупных мегаполисах, сельской местности или среди кочевых народов. Несли свою миссию разные миссионерские школы и народы. - Византия, - Римская церковь. - Персия - Армения. - Грузия - Ирландская церковь в в землях Великого Новгорода. Каждая из них имела свой язык, свою культуру и традиции и особенности. Ситуация усугубилась с появлением такого явления как уния в Речи Посполитой. Возникла необходимость единой богослужебной практики. Для этого был создан группа для решения этих проблем. Но каком то этапе они не нашли общего языка и начался конфликт между сторонниками реформ. Сутью конфликта была внешняя обрядность. И они отличались только степенью радикализма. Вмешательство царя только усугубило проблему. В результате пострадали обе стороны. Старообрядцы раскололись на множество толков и согласий. Не смотря на то,что обрядность у них, в основном, одинаковая согласия между ними нет. Попытки уврачивать конфликт не привели к его завершению. - Была создана единоверческая версия. - При патриархе есть комиссия по изучению старого обряда. - Старый обряд признан равноспастельным. Официальной РПЦ так же пришлось пережить не лучшие времена в результате реформ Петра 1. Вместо патриарха появился синод, гражданский орган власти в церкви. Во главе которого стояли не редко безбожники. Изменилось отношение к священству, оно стало формальным. Услилось разделению на жизнь свескую и религиозную. С приоритетом первой. Казачество, Жизнь в экстремальных условиях показывала им, что без православия им просто не выжить. Дети казаков воспитывались в двуязычной среде, молитвы на церковнославянском и бытовая речь, а к совершеннолетию становились мастерами боевого и духовного искусства. Любой из казаков мог занять место священника и иметь аргументированное мнение о духовной жизни. И само собой они хотели иметь священников из своей среды. И это было оправдано условиями их жизни. Современные казаки, однако, часто не имеют не только глубоких, но чаще всего и поверхностных знаний о религиозной традиции и противоречиво относятся к выбору священников и духовности, что выглядит странно в контексте исторической точности и глубины казачьей духовности. Система непрерывного казачьего образования проблему не решает, а только усугубляет. Здесь происходит подмена: за духовность выдаётся фольклор, а православие становится бутафорской декорацией к шоу и самопиару. Как результат количество прихожан храмов не увеличивается, а казачьи общины так же уменьшаются. В Ростове, городе милионнике, в реестре всего 200 человек. А дорогу в храм они забыли уже как лет 15. Копирование традиций без учёта исторических реалий приводит к негативным последствиям и искажению духовных практик. Понимание корней и традиций требует уважения, знаний и искренности; иначе истинные ценности могут быть утрачены. В завершении хочу сказать слова святителя Николая Сербского: "Причигна любой войны - отход от веры и Бога". © Copyright: Новосельцев Григорий Петрович, 2025 Свидетельство о публикации №225060601621
    0 комментариев
    1 класс
    #книгалюдизаспиной
    0 комментариев
    1 класс
    #книгаказачийпатерик
    0 комментариев
    1 класс
    #книгалюдизаспиной.
    0 комментариев
    1 класс
    0 комментариев
    2 класса
    #книгавоинысвятыеиподвижники Предисловие к книге: Воины, святые и подвижники Книга "Собор святых воинов" приглашает нас в удивительный мир людей, чье преданное служение и бескорыстные поступки стали источником вдохновения для многих. Она рассказывает нам о необычных подвигах, совершенных этими истинными героями, которые были вдохновлены истинной любовью, указанной самим Христом. Главная идея этой книги заключается в том, что эти святые воины проявили высшую форму любви - безусловную, бескорыстную и сильную. Они отдали свои жизни на алтарь не только ради собственного спасения, но и ради спасения других. Их души наполнила готовность рискнуть всем, чтобы пролить свет и надежду на тех, кто был погружен во тьму и отчаяние. Эти святые, будь то монахи, священнослужители или обычные люди, осознали, что их призвание - служение Богу через служение людям. Они отказались от комфорта и благополучия, чтобы рискнуть своими жизнями и душами, чтобы принести свет и надежду тем, кто оказался во тьме и отчаянии. "Собор святых воинов" стремится раскрыть перед нами этих истинных героев, которые, несмотря на свои страхи и слабости, обрели в себе силы быть надеждой для других. Они прожили свои жизни, борясь с несправедливостью, гневом и ненавистью, выражая высший образ духовного совершенства. Читая эту книгу, мы получаем вдохновение и силу от святых воинов, чтобы и сами принять участие в борьбе с тьмой в наше время. Она напоминает нам о том, что истинная любовь делает человека сильным и неуязвимым, а самоотверженность - мощным инструментом преобразования мира. "Собор святых воинов" — это призыв к мужеству, состраданию и взаимопомощи. Эта книга несет в себе важное послание о том, что даже маленькие поступки любви могут изменить мир. Давайте погрузимся в истории этих истинных героев и возьмем их пример на вооружение, чтобы и мы сами могли стать святыми воинами в нашем собственном мире. 3.Святые воины, явившие пример веры. Книга, о которой идет речь, собор святых воинов, представляет собой особую группу святых из различных времен и культур, которые имели непосредственное отношение к военной службе. В нее входят личности самого высокого ранга, такие как князья, цари и императоры, которые в своей должности являлись главнокомандующими своих войск. Также в список входят полководцы, офицеры и простые воины, которые заслужили славу и признание на поле боя, а затем покинули военную службу, чтобы принять монашеский образ жизни или вести благочестивую жизнь в мире. Причем не мало из них приняли мученическую смерть защищая свою веру. Некоторые из этих святых окончили образовательные учреждения и приняли монашеский образ жизни, примером которых является епископ Игнатий Брянчанинов. Они добились успехов как духовные лидеры и посвятили свою жизнь служению Богу и людям. В моей книге "Собор святых воинов" я включил не только святых, официально признанных Русской Православной Церковью, но также тех, кто почитается святыми в других Православных Церквях - вселенских, местных епархиях и приходах. В годы безбожной власти о многих из них пришлось забыть, и я счел своим долгом напомнить о них. Например, я рассказываю о Риме Ивановой, которая, когда командира убили, подняла роту в атаку. Некоторые из этих героев были награждены высокими офицерскими орденами за боевые заслуги, а тысячи так и остались никому не известными простыми сестрами милосердия.Несколько статей в моей книге посвящена полковым священникам, среди которых также было немало фактов истинного подвига. Но сведений о них сохранилось крайне мало. Поэтому я включил в повествование не только причисленных к лику святых полковых священников, но и тех, кто был удостоен боевых наград, но так и не был прославлен.Так же в книге есть информация о священниках и монахах участниках великой отечественной войны. Они почитаются в своих монастырях и приходах как при жизни так и после отшествия ко Господу. Конечно, я не могу знать наверняка, будут ли все они когда-нибудь причислены к лику святых официально. Этот процесс длительный и может по времени занимать века. Но я счел необходимым хотя бы в этой книге воздать должное их памяти и подвигу, рассказав о забытых героях. Также в список входят святые католической церкви, которые прославились до Великого раскола 1054 года, когда христианская церковь разделилась на католическую и православную. Здесь так же много местночтимых почитаемых в отдельных монастыря или приходах.  Идея создания такой книги связана с желанием сохранить и передать потомкам память о тех, кто совершал подвиги на военных и политических аренах, но при этом нашел путь к Богу и святым. Эти святые стали примером для других верующих, их жизнь служит источником вдохновения и помощи в трудностях.  Одним из выдающихся святых, вошедших в эту книгу, был святой Александр Невский, князь и полководец, который смог обеспечить мир и стабильность своей стране, одновременно защищая ее от множества врагов. Он стал символом храбрости, мудрости и преданности Богу и народу. Другой святой, чья жизнь не была связана с военной службой, - святой Димитрий Ростовский. Он, потомок казачьего рода впервые создал многотомный труд, в который собраны имена всех святых, в том числе и воинов. Книга "собор святых воинов" книга является важным источником информации о святых, которые совмещали военную службу со своим глубоким отношением к вере и благочестию. Они воплощали идеалы справедливости, милосердия и духовного роста, а их жизнь и последователи по сей день оказывают влияние на мир и общество.
    0 комментариев
    1 класс
    #книгалюдизаспиной Новые научные публикации по истории казачества. О.В. БАБЕНКО. НОВЫЕ НАУЧНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ ПО ИСТОРИИ КАЗАЧЕСТВА. (Обзор).  В последние годы историческая наука обогатилась новыми исследованиями по истории казачества. Некоторые труды, опубликованные в российских и зарубежных журналах, рассматриваются в нашем обзоре. Его хронологические рамки охватывают период от появления казачества в XV в. до Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Исследователь из Забайкальского государственного университета А.В. Филимонов посвятил свою статью  проблеме сущности и идентичности казачества в российской науке. Он рассмотрел различные концепции, в которых проблема происхождения казачества, единства казаков выражены как вопрос об их сущности. В XVIII–XIX вв. сложилась автохтонная теория, представителями которой были М.А. Караулов, П.П. Короленко, И.Д. Попко, Е.Д. Фелицин и др. Они писали о казаках как о народности или этнической группе в составе русского народа. Однако их взгляды расходились в вопросе об этнических корнях казаков: одни ученые считали их славянскими, другие – тюркскими. В конце XIX в. родилась бродническая версия1 происхождения казаков (В.Д. Сухоруков, П.В. Голубовский, Е.П. Савельев). Ее приверженцы связывали происхождение казачества с этруска- 1 Бродниками назывались предки донских казаков. – О. Б. 2019.03.010 54 ми, троянцами, скифами, сарматами и хазарами. Они опирались на косвенные свидетельства и «выражали стремление региональной российской интеллигенции найти идеологическое обоснование нарождающемуся окраинному сепаратизму». Этой точке зрения была противопоставлена миграционноколонизационная теория формирования казачества (М. Бельский, В. Броневски, М.О. Коялович и др.), смысл которой заключался в том, что предками казаков были мигранты из польского, литовского и русского государств, которые с XV в., спасаясь от феодального гнета, мигрировали в российские приграничные земли. В.И. Даль, Д.И. Иловайский и некоторые другие ученые считали, что казаки оставили места своего традиционного пребывания ради службы. С. Величко, И.М. Каманин и их сторонники полагали, что казачество «выделилось по причине формирования класса рыцарей, защищавших русских от татарских набегов» (там же). На восприятие казаков революционной интеллигенцией XIX в. повлияла русская литература. Особенностям мировоззрения и самооценки казаков уделяли большое внимание А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, Л.Н. Толстой. Вслед за ними М.А. Бакунин, А.И. Герцен и Г.В. Плеханов стали воспринимать казачество как союзника в революционной борьбе. При этом Филимонов опускает литературу конца XIX – начала XX в., в которой казачество представлялось как оплот самодержавия. Идеализированное восприятие казачества претерпело изменения в годы Гражданской войны. Активизировалась борьба между противоположными точками зрения на казаков. В 1920-е годы появляются научно-публицистические труды, в которых делаются попытки осмысления перемен, произошедших с казачеством после Октябрьской революции. Эмигранты И. Белый, И. Быкадоров, Т. Старикова сосредоточились на описании идей сепаратизма казаков. А в советской науке казаки, не принявшие власть большевиков, понимались как враги и предатели родины. В период оттепели 1960-х годов в трудах отечественных историков стала четко прослеживаться мысль о том, что казачество – это социальный слой, протестовавший против феодального угнетения. В то же время складывается примордиалистская этническая типология советской науки, представители которой характеризовали казачество «как этносословную группу в составе русского народа, выделяющуюся особенностями культуры и быта, обусловленными военной службой казаков». В 1980–1990-е годы в сфере исследований истории казачества был снят идеологический контроль. Широко публиковались материалы о расказачивании и репрессиях. Исследователи, вышедшие из среды казачества, отвергли миграционную теорию. В конце XX – начале XXI в. авторы, трактовавшие казачество как сословие, стали допускать, что в ходе эволюции казаки обрели и национальные характеристики. В трудах А.В. Венкова, Т.В. Таболиной, И.А. Казарезова и других исследователей отдельные этнические характеристики казаков «связаны с социальными, культурными, историческими, экономическими аспектами их развития». В статье специалиста из Одесского национального университета им. И.И. Мечникова О.С. Амелиной [2] анализируется часть научного наследия известного советского и украинского историка, д-ра ист. наук, почетного профессора Украинского университета г. Москвы Ярослава Романовича Дашкевича (1926–2010), в которой представлены его труды о казачьем добычестве в условиях Большой Степной границы Украины. Я.Р. Дашкевич вошел в историческую науку как основоположник и видный теоретик учения об украинском пограничье, исследователь взаимоотношений украинцев с тюркоязычным миром, востоковед, арменовед, археограф. Он оставил огромное количество научных трудов, которых, по данным на 2006 г., было более 2 тыс. Работы Дашкевича о казаках не получили широкой известности. Кроме того, казацкое добычество не подвергается комплексному анализу в современных научных трудах и изучается обычно в рамках военной культуры украинского казачества. С этой точки зрения сочинения Дашкевича имеют большую ценность. Хронологические рамки его исследований о казачестве – XV–XVII вв. Амелина выделяет три направления, в контексте которых Дашкевич рассматривает казачье добычество. Первое направление – исследование Большой Степной границы, которая проходила через территорию Украины и отделяла земли украинских казаков от степных татарских районов. Украинская Степная граница – одно из ключевых понятий трудов Дашкевича о казачестве и одна из основных тем. Граница определяется не просто как линия разграничения, а как зона взаимодействия 2019.03.010 56 двух противоположных типов жизни и хозяйственной деятельности – оседлой и кочевой. В этой зоне формировался новый тип жизнедеятельности – пограничный, представителем которого было украинское казачество. Второе направление – отношения казаков с татарами и роль добычи в военных походах казаков. К казацкой добыче относились ценные вещи (ювелирные изделия, ткани, деньги), военные трофеи (оружие, орудия), скот, пленные обоих полов, включая детей. Дашкевич занимался вопросом о причинах казацких набегов и пришел к выводу о том, что казаки мстили за тот ущерб, который нанесли им татары и турки. Третье направление – введение в научный оборот комплекса источников, подтверждающих существование казачьего добычества. К самым ценным источникам относится переписка турецкого султана середины XVI в. с властями Крымского ханства, Великого княжества Литовского и Речи Посполитой. Султан предъявлял претензии к казакам, ввиду того что они часто грабили татарские улусы и торговые корабли. Он требовал прекращения казацких набегов и подсчета убытков от них. Украинское пограничье повлияло на военно-бытовую культуру казаков, в рамках которой и сформировалось казачье добычество. О.С. Амелина приходит к заключению, что «теория Большой Степной границы дает возможность более детально проследить социокультурные аспекты казацкого добычества». В публикации канд. ист. наук Н.Д. Чекулаева (Дагестанский научный центр РАН) рассматриваются различные аспекты взаимоотношений российского казачества с чеченским народом в XVI–XVIII вв. Российские переселенцы после своего появления на Северном Кавказе начали осваиваться на новых местах. Благодаря этим переселенцам пошел процесс создания нового этнического образования – российского казачества (терские и гребенские казаки). Терские – от названия реки Терек, гребенские – те казаки, которые селились ближе к отрогам (гребню) гор. И неизбежно начались контакты между казаками и местным населением, среди которого были чеченцы. Известно, что в XVIII в. казаки держались в своих гребнях благодаря поддержке князей Нижней и Малой Кабарды, землю которых они защищали от врагов, и приятельским 2019.03.010 57 связям с немусульманскими тогда чеченскими общинами, из которых даже брали себе жен. Появление первых русских поселений в Чечне относится к 1567 г., когда при впадении реки Сунжи в Терек была сооружена первая русская крепость на Кавказе – Терская крепость. Первоначально чеченцы приняли переселенцев враждебно, но постепенно стали налаживать с ними мирные отношения. Взаимовлияние наблюдалось во всех сферах жизни и носило взаимовыгодный характер, поскольку каждая из сторон перенимала у другой то необходимое, чего у нее не было. Казаки изучали языки своих соседей. В каждой станице встречались люди, свободно владевшие языком горцев и нередко служившие толмачами при терских воеводах, а беглые горцы-изгои, поселившиеся в станицах, изучали русский язык. Так в русский и другие восточнославянские языки попали слова, заимствованные из кабардинского, чеченского и осетинского языков. В числе тюркизмов русского языка Северного Кавказа такие слова, как башлык, бурдюк, шаровары, майдан, табун и др. Влияние чеченцев на русских проявилось и в одежде: казаки носили черкеску, бешмет, кавказскую меховую шапку, ноговицы. Каза; чки переняли одежду у горских женщин, а украшения для них приобретались у кавказских ювелиров. Кроме того, казаки позаимствовали у чеченцев все виды холодного оружия, жилища-сакли, отчасти внутреннее убранство домов, ряд национальных блюд. Горцы в свою очередь стали употреблять в пищу некоторые казацкие блюда, готовить заквашенное тесто, все чаще использовали при приготовлении пищи капусту, свеклу, гречиху, стали пить чай, потреблять сахар и кондитерские изделия. Под влиянием кавказцев произошли изменения в кулинарных обычаях казачек: они начали готовить кабачковую икру, мамалыгу, острые соусы, сыры. До XVIII в. не существовало препятствий для смешанных браков между казачеством и чеченским народом, а позднее они стали редкостью вследствие появления ислама. Тем не менее казаки успели перенять горские обычаи: стали воровать невест либо получали их в жены по договору с родителями (с выплатой калыма). Каза; чки же иногда становились женами чеченцев, в основном в результате похищения. Межэтнические браки способствовали складыванию традиций куначества. Большую роль во взаимообогащении культур сыграл также обычай аталычества, суть которого состояла в передаче детей на воспитание в другую семью. На Кавказе детей отдавали из станиц в аулы и наоборот, что давало им знание чужого языка, обычаев и т.д. Горцы переняли бытовую культуру казаков: тип теплого строения жилища с русской печкой, деревянную кровать, высокий стол. Казаки строили чеченцам дома, мельницы, конюшни, делали мебель, посуду, разбивали сады. Кроме того, горцы и казаки были заинтересованы в совместной борьбе с иноземными захватчиками. При этом основную роль в их взаимоотношениях играло мирное взаимодействие, меняющее их культурный облик. Поэтому, как отмечает Н.Д. Чекулаев, отношения казаков и чеченцев «далеко не всегда носили характер военного противостояния». Статья д-ра ист. наук, профессора А.И. Агафонова (Южный федеральный университет) посвящена одной из слабо изученных страниц истории казачества – полковым храмам и системе окормления Войска Донского в XVIII – начале XX в. В связи с включением Земли Войска Донского после Азовских походов 1695–1696 гг. в государственно-правовое пространство России на казачество распространились основные имперские законы, а также требования церковной организации и военного управления. Система духовного окормления казачества начала формироваться в XVI–XVII вв. В то время в Земле Донских казаков не существовало епархий, она подчинялась главе Русской православной церкви. Духовные дела казаков направлялись патриарху через Посольский приказ. По патриаршему разрешению строились церкви и назначались священники. В религиозном отношении донское казачество не было единым. После реформ патриарха Никона в 1650–1660-х годах сложились в Земле Донских казаков первые раскольничьи скиты, пустыни и обители, образовалась староверческая община. По указам Петра I староверы не имели права занимать офицерские, духовные и общественные должности, но могли нести казачью службу. В конце XVIII – начале XIX в. широкое распространение получило движение духоборов и молокан. В 1826 г. правительство приняло указ о высылке духоборов как представителей опасной ереси из Земли Войска, Донского на Кавказскую линию и в Закавказье. 2019.03.010 59 С 18 марта 1718 г. Земля Донских казаков канонически подчинялась Воронежской и Елецкой епархии. Началось формирование двух видов духовенства – войскового и епархиального. В XVIII – начале XIX в. велось деревянное храмовое строительство из дубового леса. Каменных храмов было мало, так как не хватало «мастеров каменного дела». В начале XX в. в Области Войска Донского насчитывалось 770 православных церквей, семь монастырей, 61 часовня, 923 церковные школы. В XIX – начале XX в. некоторые епархиальные и полковые церкви превращались в храмы-усыпальницы либо осуществляли музейные функции: хранили казачьи реликвии, имели памятные мраморные доски с фамилиями погибших и умерших от ран воинов. Так, церковь Гвардейских казачьих частей в честь Священномученика Иерофея выполняла не только духовные функции, но и была хранилищем казачьих реликвий, в частности, штандарта в память Лейпцигской битвы, гвардейских казацких мундиров императоров Александра I, Николая I, Александра II и наследника престола цесаревича Николая Александровича. При церкви работала библиотека, насчитывавшая 1125 томов. В  XVIII – начале XX в. менялся и дополнялся объем полномочий и обязанностей полковых священников. При этом основные их функции сохранялись. Священнослужители обязаны были проводить церковные службы, наблюдать за нравственным обликом военных, осуществлять миссионерскую деятельность, просвещать казаков, являть собой пример «к соблюдению военной дисциплины и уважения к закону». В годы Гражданской войны «институт военного духовенства и духовное окормление казачества разрушились, а затем Советская власть их полностью уничтожила». Публикация сотрудника Международного сетевого центра фундаментальных и прикладных исследований, канд. ист. наук А.Ю. Перетятько (г. Вашингтон, США) посвящена творческому наследию донского генерала Ивана Самойловича Ульянова (1803–1874). И.С. Ульянов был известным общественно-политическим деятелем и писателем. Он являлся одним из самых образованных казаков своего времени – его исторические научные труды и литературные произведения сразу получали признание. Генерал большую часть жизни сотрудничал в различных местных и санктпетербургских изданиях. Однако современные исследователи изучают его политическую и общественную деятельность, а не научное и литературное наследие. Автор статьи задался целью восполнить этот пробел. Исследование актуально еще и потому, что, по утверждению автора, «число дошедших до наших дней исторических работ донских авторов первой половины XIX в. крайне невелико». Более того, значительная часть написанных в то время трудов была опубликована во второй половине века или позднее. В некоторых случаях книги не выходили из-за цензурных запретов, а иногда вследствие того что донским историкам негде было публиковаться, а после их смерти рукописи были утрачены. К настоящему времени полностью утеряны черновики рукописей и архивы почти всех донских авторов первой половины XIX в. Архив Ивана Самойловича Ульянова является исключением, так как хорошо сохранился. В настоящее время он находится в Государственном архиве Ростовской области. Сам Ульянов еще до русской революции 1917 г. был причислен к наиболее выдающимся «донцам XIX в.». В 1900-е годы в Новочеркасске выходили сборники биографий таких «донцов». В одном из них была опубликована биография И.С. Ульянова. Он, безусловно, являлся крупным представителем казачества, но был ли он «выдающимся донцом» в своей научной исторической деятельности? Автор не дает однозначного ответа на этот вопрос, но утверждает, что Ульянов сильно уступал своему современнику В.Д. Сухорукову, творчество которого оценивается в наше время как высшее достижение донской историографии XIХ. Рукописные тексты Ульянова сохранились в его архиве. Однако среди неопубликованных рукописей Перетятько не обнаружил оригинальных работ, посвященных прошлому донского казачества. Самая важная из этих рукописей была опубликована в начале XX в. во II и III выпусках «Сборника Областного войска Донского статистического комитета». Она носит название «Записки» и представляет собой воспоминания Ульянова о его пребывании в польском плену. Иван Самойлович участвовал в подавлении Польского восстания 1830–1831 гг. и провел в плену почти год. В конце чисто мемуарного текста «Записок» помещен материал об особенностях военной тактики донских казаков и о возможной реформе Войска Донского, изобилующий отсылками к историческому опыту казачества. В архиве этот материал зафиксирован отдельно, как не связанный с текстом «Записок», и носит название «Отрывок из памятных записок NN». Более того, в самом конце текста находится очень важное для понимания отношения Ульянова к истории донского казачества дополнение, не опубликованное в начале XX в. В архиве И.С. Ульянова имеется значительный пласт материалов, который можно назвать своеобразным словарем. В нем записаны иностранные слова с переводом и цитаты из книг, привязанные к ключевым словам. Представлены определения из разных областей знания, которые далеко не всегда соответствуют действительности. Все это позволяет судить об особенностях творчества Ульянова. Перетятько сделал вывод о «любознательности и разносторонности, но плохой образованности донского автора». Однако для раскрытия темы публикации первостепенное значение имеют описанные выше дополнения к «Запискам». В целом повествование И.С. Ульянова не слишком обстоятельно, исследование граничит с публицистикой, хотя историография проблемы у него присутствует. При этом необходимо учесть, что собственная историография на Дону в то время только начала складываться, и Ульянов был одним из ее «первопроходцев». В общероссийской историографии казачества генерала особенно раздражала трактовка историками казаков XVI в. как разбойников. Для донского офицера это сравнение было болезненным. Сам Ульянов при общей характеристике казачества и при анализе его ранней истории допускал в основном положительные характеристики. Поэтому он испытывал особые чувства, когда его освободили из польского плена казачьи части. Описывая свои ощущения при освобождении, Ульянов говорил: «Несмотря на разнообразие одежды, которая расстреляна была пулями или являла следы партизанских вылазок бивуачного огня, несмотря на загорелые лица, опаленные усы и брови, мы видели, казалось, в казаках витязей Гомера». Таким образом, история казачества трактовалась И.С. Ульяновым обобщенно, с минимумом деталей. В результате он создал упрощенную картину исторического прошлого казачества. При этом казаки были практически лишены отрицательных черт, кроме упоминания об их неопрятности на службе, что оправдывалось исторической традицией и нежеланием возбуждать корыстолюбие неприятеля. Зато для подтверждения положительных характеристик казачества И.С. Ульянов приводил даже стихи В.А. Жуковского. Этим он предвосхитил опубликованные в 1909 г. «Картины былого Тихого Дона» П.Н. Краснова, перенасыщенные стихами, которые содержали восторженные отзывы о казаках. Статья исследователя из Одесского национального университета им. И.И. Мечникова Д.В. Кобельского [4], написанная на основе неопубликованных материалов украинских архивов, посвящена девиантному поведению красного казачества в 1918–1921 гг. Эта проблематика, связанная с дисциплинарными нарушениями в красных казачьих частях, практически не изучается в современной Украине. Автор детально проанализировал девиации (отклонения от норм поведения) красных казаков и методы борьбы с ними. Особое внимание он уделил грабежам, мародерству, алкоголизму, антисемитизму и дезертирству военных. В годы Гражданской войны красные казаки позволяли себе повсеместные грабежи и мародерство, а также из ряда вон выходящие действия, например, обмен плененных женщин и детей на алкогольную продукцию. Случаи грабежей местного населения можно проследить на примере отряда Виталия Примакова еще в феврале 1918 г. в Киеве. В нем с целью установления строгой дисциплины несколько казаков были расстреляны, а к другим применены телесные наказания. А летом 1920 г. одна из дивизий красного казачества захватила местечко Черный Остров, где были разграблены склады с боеприпасами и дома местных жителей. Широко проявлялись антисемитизм и бытовой шовинизм, несмотря на то что часть командного состава и политработников были евреями по национальности. Казаки совершали массовые убийства мирного населения. Известен случай подобного убийства украинских селянок в Подолье башкирами из конного корпуса красного казачества летом 1921 г. Кроме того, среди казаков достаточно широко был распространен алкоголизм, с чем руководство всячески боролось. Публикация канд. ист. наук, доцента О.В. Рвачевой (Волгоградский институт управления) посвящена взаимоотношениям советской власти и казачества в 1920-е годы. В середине 1920-х годов, пишет она, начинаются изменения в отношениях между властью и казачеством. В это время казачество все еще представляло собой сплоченную социальную группу, с поведением которой власти не могли не считаться. Для казаков были характерны замкнутость, недоверие и даже враждебность по отношению к советскому руководству, обусловленные в том числе опасением репрессий. Поэтому власти вынуждены были искать подходы к этой группе населения, чтобы привлечь ее на свою сторону и вовлечь в процессы социалистического строительства. С этой целью руководство изучало политические настроения казаков, чтобы оценить возможности превращения казачества в лояльную советскому режиму социальную группу. Проводилась оценка факторов и условий, влиявших на эти настроения. Всестороннее исследование различных сторон жизни казачества началось осенью 1924 г. Шел сбор данных о положении и настроениях донского, кубанского, терского и оренбургского казачества и анализ поступавшей информации. Во всех сводках и отчетах с мест обязательно присутствовали разделы о политических настроениях казачества, что говорит о важности этой информации для большевиков. Существенное внимание уделялось также «особенностям исторического развития казачества, традициям семейного бытового уклада, а также участию казаков в Гражданской войне». Общий настрой казачества, согласно сводкам, был противоречив. С одной стороны, представители этого сословия занимали выжидательную позицию. С другой стороны, происходило «медленное разворачивание» казаков в сторону советской власти. Причину этого Рвачева видит в консерватизме казачьего населения и его абсентеизме, обусловленным ситуацией экономического выживания и недоверием к сельсоветам. Донское казачество в 1924– 1926 гг. даже продемонстрировало готовность к диалогу с властью, но при этом продолжало защищать свои интересы, в том числе на выборах местных властей. Как пишет автор, «вовлечение казаков в процессы советского строительства для них самих становилось формой адаптации к новым условиям жизнедеятельности». В статье д-ра ист. наук Т.У. Эльбуздукаевой (Академия наук Чеченской республики) рассматривается политика советской 2019.03.010 64 власти в отношении терского казачества в 1918 – 1920-х годах. Терское казачество, составлявшее до революции свыше 20% населения Северного Кавказа, владело более чем 50% земли. После победы большевиков земельный вопрос не утратил своей актуальности. Новые власти назвали единственным источником социальной напряженности казачье землевладение и казачьи привилегии. Л.Д. Троцкий вообще считал, что казаков надо сжечь «в очистительном пламени социальной революции» (цит. по: 8, c. 90). Эта установка совпала с интересами чеченцев и ингушей – малоземельных народов. Политика «расказачивания» началась с принятием декрета ВЦИК и СНК «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» от 11 (24) ноября 1917 г. Казаки лишались сословных привилегий и должны были раствориться в крестьянской массе. Уничтожалась казачья элита и наиболее зажиточные казаки – приверженцы старого режима. Происходило принудительное выселение казаков из мест их традиционного проживания в чуждую им природноклиматическую среду (на Север) с целью прекращения их военной и других форм государственной службы. 30 сентября 1918 г. президиум ВЦИК ликвидировал Донскую республику. Приказами местных властей упразднялись термины «станица» и «казак», запрещалось ношение казацкой атрибутики. В период нэпа в отношении казаков власти пошли на временные уступки: их начали выбирать в местные органы власти, разрешили им употреблять самоназвание «казак» и носить традиционную форму, реанимировалась казачья военная служба в виде милиционно-территориальных формирований. Однако к концу 1920-х годов отношение власти к казачеству вновь ужесточилось. На них оказывалось давление, проводились реквизиции, усилилось налогообложение. В 1928 г. были ликвидированы административные казачьи округа. Проведение коллективизации «также отрицательно отразилось на жизни терского казачества» [8, с. 93]. Статья д-ра ист. наук, д-ра полит. наук, профессора А.В. Баранова (Кубанский государственный университет) и О.В. Рвачевой [3] посвящена протестным настроениям донских казаков и репрессиям, коснувшимся их в конце 1920-х – 1930-е годы. Проблематика эта весьма актуальна. В теоретическом плане она позволяет определить возможности «неконвенционального 2019.03.010 65 политического участия и гражданской самоорганизации в условиях авторитарного режима, проводящего модернизацию сверху» [3, с. 613]. Исследование касается периода с 1927 по 1938 г., от начала хлебозаготовительного кризиса до завершения коллективизации. Ареал проживания казачества охватывал в то время часть СевероКавказского (с 1934 г. – Азово-Черноморского) и часть НижнеВолжского краев, причем на каждой из этих земель казаков было приблизительно поровну. Согласно всесоюзной переписи населения 1926 г., на этой территории проживало 1 млн 325,2 тыс. донских казаков, составлявших 41% населения региона [3, с. 614]. С 1927 г. отношения между донским казачеством и властями начинают ухудшаться, что было связано с наращиванием мер репрессивного характера. Росло число арестованных и осужденных. Ответом на репрессии стал общественный протест – казачьи и крестьянские выступления. Так, в мае-июне 1929 г. в Северо-Кавказском крае было зафиксировано 1047 выступлений и 183 теракта против хлебозаготовок. С начала 1930 г. в связи с увеличением темпов коллективизации конфронтация власти и казачества усиливается, количество репрессий возрастает. Казаков отождествляли с «кулацко-белогвардейскими контрреволюционными элементами». С 1929 по 1938 г. в ареале расселения казачества ОГПУ регулярно выявляло контрреволюционные организации, которые характеризовались как казачьи контрреволюционные повстанческие. Подобные организации имели значительное количество членов и разветвленную структуру, но не имели боевого ядра. Они состояли из сети небольших групп, неспособных организовать контрреволюционный переворот или активные террористические действия. ОГПУ пыталось искусственно выстроить связи между советскими казаками и антисоветскими центрами за рубежом. Факты, подтверждающие эту связь, должны были усугублять вину подозреваемых и придавать солидность их организации. Так было, например, с организацией Сенина, которая на деле не имела никаких связей с заграницей. Однако авторы утверждают, что в действительности полноценных контрреволюционных организаций у казаков не было – они являлись «продуктом мифотворчества ОГПУ» [3, с. 621]. 2019.03.011 66 Список литературы+
    0 комментариев
    1 класс
    #книгалюдизаспиной Введение.в книгу "Люди за спиной" Значение слова «казак», происхождение казачества. а) Вначале посмотрим на слово казак, что оно означает. Значение слова Казак. вот что мне найти на просторах интернета: Решил собрать все версии в одной заметке (даже самые экзотические). Итак, К -АЗ (богам) Ак (конец пути). Кон — это граница земли скифов. Заки — это стража кона, пограничники. Все вместе - кон заки, то есть казаки. Казаки — это от племени касогов. На санскрите КАЗАКА - рассказчик, сказочник. Каз ак — это по-тюркски белый гусь. КАСАХ - рядовое шумерское слово, означает РЕЖЬ, РУБИ. На древне полинезийском "казак" означало "трюкач на государственной службе". "КЗАК"- тюркское слово, означает БАТРАК. кольчуги в знак пренебрежения к смерти. Слово "казак" у булгар означает доблестного бахадура, сражающегося без Слово "казак" означает кол, колом обозначали границу. Каз — значит наказ, приказ. Казаки — это те, кто следовали наказу. радеющий о законе". Все его потомки - казаки. Сын Юлдуз-хана имел имя КАЗАК. Переводится как "сильный духом и Расшифровывается слово так: Конные зрячие. Казаки — это Козачи, профессиональные воины Славяно-Арийской Империи. Казаки - от слова коса, длинный чуб. В древне арамейском и на иврите "хазак" - "сильный". К-Ас-Ак - то есть большие белые асы. Кайсак - секущий меч. Казак — это "хосак", от слова "Хос", то есть лошадь (Horse). Казак - от слов "ка" (вода) и "зак" (закрывать, охранять, руководить). Екатерина Вторая. Слово "казак" - сокращение от "КАторжник ЗАКлюченный". Это придумала бы и больше найти. Все языки планеты имеют примерно около 25 звуков. И на Эти версии найдены в интернете. Насколько они верны не знаю. Можно было них можно найти в любом из них слова с одним, двумя или тремя звуками из перечисленного выше списка. Хотя есть категория людей, которая любит такую словесную эквилибристику и даже делают из этого выводы, но к науке это не имеет никакого отношения. Я же все же, по мере сил, буду стараться опираться на мнения профессионалов. Как видите вариантов много. И спорить можно до бесконечности. Можно, конечно, взять самый удобный вариант, так многие и делают. Но, по моему мнению, это все равно, что взять из коробки с пазлами один или несколько и утверждать, что вы видите полноту картины. Самого себя обмануть проще всего, особенно если ты этого хочешь. по этому вопросу. б) Кто такие казаки откуда они взялись? Попробуем узнать мнение историков литературе являются две полярные теории происхождения казачества. Первая На сегодняшний день господствующими в общественном мнении и в научной из них, по меткому выражению Игоря Яковенко, может быть названа "казенной" и возводит казачество к вольнице беглецов из русских земель в Дикое Поле. Бежавшие от феодальной эксплуатации в Степь "искатели воли" (в основном, крестьяне и холопы) и создали, по мнению авторов этой теории, к середине XVI в. особую организацию - "казачество", постоянно подпитываемую новыми потоками переселенцев из Центральной и Западной России. некоторые представители "казачьей науки", вольно казачье движение и др., Вторая теория, приверженцами которой являются, в первую очередь, считает казаков особым этносом (национальностью), возникшим еще в античную эпоху (в начале нашей эры) от смешения туранских, скифских, меото- славянских, аланских и прочих племен с торжеством среди них славянской речи. Подобная трактовка казачьей этнической истории позволяет обосновать обособленность казаков от остального русского населения, объясняет их национальную самоидентификацию и культурно-бытовое своеобразие. изучении этнической истории придали упомянутой теории идеологическую Возрождение казачества, вспышка интереса к нетрадиционным подходам в функцию, сделав ее знаменем наиболее радикальных ревнителей национальной исключительности казаков. Кроме этих двух, существует довольно большое количество условно говоря "промежуточных" теорий: - А.А. Гордеев, автор "Истории казаков" возводит происхождение казачества к взимаемой Золотой Ордой с покоренной Руси "дани кровью" - "тамги". Забираемые в Орду русские юноши использовались для охраны степных границ и несения ямской службы, воспринимая уже готовые формы военной и общественной организации степняков (монголов и половцев). - в результате половецко-русского смешения при явном доминировании Уже упоминавшийся нами И. Яковенко убежден в том, что казачество возникло половецкого субстрата. По его мнению, антропологические (форма черепа, телесная конституция) и этнографические (особенности бытовой культуры и песни) данные выдают в казаках природных степняков. - И.Я. Куценко считает, что казачество это своеобразная и "самобытная народная демократия..., превратившаяся в служилое сословие". - В.П. Трут считает принадлежность казачества к самостоятельной этнической группе и его характеристику как этноса (народа) вполне оправданной и не вызывающей сомнений. - Б.Е. Фролов, опираясь на большое количество документированных фактов, подчеркивает поли этничность происхождения казачества. - Л.М. Галутво считает казачество единым населением с определенным хозяйственно-бытовым укладом, традициями и культурой. - О.В. Матвеев вполне резонно замечает, что "при решении проблемы необходимо учитывать прежде всего специфику каждого отдельно взятого казачьего образования" - А.И. Козлов видит (не без оснований) экстремизм в попытках возродить казачество как этнос, находя все новые аргументы в обоснование "сословной" теории. самостоятельности казачества. - П.Н. Лукичев и А.П. Скорик объявляют очевидным тезис об этнической территории Дикого Поля шло формирование казачества как особой социальной - Р.Г. Тикиджьян указывает, что "в конце XIV - первой половине XVI веков на и этнографической группы (субэтноса) на полиэтнической основе". Кроме этих наиболее известных современных теорий существует и целый ряд не потерявших актуальности исторически более давних гипотез. Первыми, кто пытался выяснить вопрос казачьего этногенеза были в XVII в. поляки Пясецкий и Коховский, считавшие, что казаками (или козаками) назывались те люди, которые на своих лошадях были быстры и легки как козы. В XVIII в. таким же чисто внешним филологическим путем, основываясь на созвучии в названиях, начинают видеть в казаках остатки или потомков различных народов. Грабянка, а за ним А. Ригельман производили казаков от хозар. Мстислав Владимирович поселил в XI в. в Черниговщине. Ян Потоцкий видел в казаках потомков тех косогов, которых великий князь впоследствии у русских людей назывались черкасами), жители которого По мнению В.Н.Татищева, в Египте был город Черказ (от него, и казаки переселились на Кавказ и стали называться косогами. Из Кавказа выводил казаков и Петр Симоновский, сближая римское название Гиркании (историческая область на Кавказе) с латинским словом HIRKUS - козел. Кроме филологических были и другие попытки объяснить происхождение казаков. Польский историк Кромер и русский князь М.М. Щербатов видели в казаках остатки половцев. Вольтер в "Истории Карла XII" - остатки татар. Н.М. Карамзин, С. Соловьев, В.Б. Броневский - потомков тюркского народа, жившего на юге России и известного под именем Черных Клобуков. казацком войске в начале XVI в., говорит, что казачество выделилось из народа, Польский хроникер Мартин Вельский, дядя которого был первым старшиной в благодаря умственному складу и характеру некоторых лиц и условий жизни. В целом взгляд Вельского на казачество как на класс рыцарей разделял и французский инженер Боплан, около 20 лет пробывший на Украине, и украинский летописец Самоил Величко. Н.И. Костомаров считал казаков за мещан, которые ходили на юг сначала на промыслы, а затем условиями жизни они принуждены были вооружаться и вести военный образ жизни. Не буду утруждать Вас всей статьей, а тем более диссертацией. Как видите Вариантов много и даже самых экзотических. Картина повторяется, как и в предыдущей статье. Выводы будем делать в конце книги. Мы только в начале пути, а уже столько информации и никакой ясности. Посмотрим наиболее часто встречающиеся варианты определения слова казак и попробуем так выяснить интересующий меня вопрос. Мой анализ показал: чаще всего идет речь о воине, защитнике, пограничнике, воинской доблести. то, что меня волновало, как развивались морально нравственные принципы Во всяком случае на какой-либо этнос я не вижу указаний, но я не увидел у них казачества. Я согласен с авторами в том плане, что казачество развивалось параллельно разных морально нравственных и религиозных условиях, но не понятно какие именно принципы позволили им сохранить свою самобытность, а не раствориться в той культуре, в которой они обитали. совпадали с основными торговыми путями, объединявшими Азию с Европой. Я обратил внимание на то, что странным образом реки, где обитали казаки Эти пути надо было как-то охранять от тех кто хотел бы поживиться за счет караванщиков. охранные структуры и разбойники в соседних с великой степью странах. - И последнее мне хотелось бы проследить были ли подобные казакам зависимости от языковых особенностей: хасаки, кайсаки или же в смешении с В пределах озера Балхаш существовала другая казачья «орда», называвшаяся, в другими ордами «киргиз-кайсаки». Та и другая орда казаков, после завоевания монголами Средней Азии, вошли в состав их владений и в организации вооруженных сил монгол составляли части легкой конницы, выполнявшей вспомогательные задачи: несли службу по охране границ, внутренней безопасности, вели разведку и в сражениях первые начинали бой.стр 18
    0 комментариев
    1 класс
Фильтр
Закреплено
  • Класс
  • Класс
  • Класс
  • Класс
  • Класс
  • Класс
  • Класс
  • Класс
  • Класс
  • Класс
  • Класс
Показать ещё