Что такое совершенство?
Используемые в Библии еврейские и греческие слова, которые переводятся как «совершенный», часто имеют значение «полный», «зрелый» или «безупречный» с точки зрения норм, установленных кем-то обладающим авторитетом. Многие ошибочно полагают, будто все, что называется совершенным, должно быть совершенно в абсолютном смысле, то есть без предела. Однако совершенство в абсолютном смысле присуще только Творцу, Иегове Богу. Вот почему Иисус мог сказать о своем Отце: «Никто не добр, кроме одного — Бога» (Марка 10:18). Моисей превозносил совершенство Бога, говоря: «Превозносите величие нашего Бога! Он — Скала, его дела совершенны, и все его пути справедливы. Он — Бог верности, у которого нет несправедливости, он праведен и честен» (Второзаконие 32:3, 4).
Совершенство любой другой личности или предмета относительно, не абсолютно. (Псалом 118:96, СП). Изделие совершенно, если соответствует цели, для которой его предназначил изготовитель. Само понятие «совершенство» предполагает, что есть тот, кто решает, когда изделие можно считать завершенным, устанавливает нормы, которым изделие должно соответствовать, и определяет, какие детали важны, а какие нет. В конечном итоге исключительное право решать, что является совершенством принадлежит Богу, который действует в согласии со своими праведными замыслами (Римлянам 12:2). Например, в конце шести творческих «дней», в течение которых Бог трудился над Землей, он сказал, что все его творение «очень хорошо» (Бытие 1:31). Планета соответствовала его высочайшим нормам качества и, следовательно, была совершенна. И все же он дал человеку задание возделывать землю, обрабатывать ее и расширять границы Эдема, пока вся Земля не превратилась бы в сад Бога (Бытие 1:28; 2:8).
Было бы неправильным считать, что непослушание несовместимо с совершенством. Разумные создания Бога наделены свободой воли, они могут сами решать, как им поступать. Это налагает на них ответственность (Второзаконие 30:19, 20; И. Навин 24:15). Свобода воли была и у первых людей, поэтому их преданность Богу могла быть испытана (Бытие 2:15—17; 3:2, 3). Будучи их Создателем, Иегова знал, чего именно он от них хотел: чтобы они поклонялись и служили ему, задействуя сердце и разум, побуждаемые к этому искренней любовью, а не подчинялись ему автоматически, как роботы. (Второзаконие 30:15, 16; 1 Летопись 28:9; 29:17 [1 Паралипоменон, СП]; Иоанна 4:23, 24.) Если бы Адам и его жена не могли сделать выбор в этом вопросе, они не соответствовали бы требованиям Бога и были бы неполноценными или несовершенными с его точки зрения.
Если допустить, что совершенный человек не мог поступить неправильно в какой-то ситуации, то получается, что несовершенный человек не может поступить правильно в подобной ситуации. Однако некоторые несовершенные люди поступают правильно, когда речь идет о нравственных вопросах, затрагивающих послушание Богу, и скорее готовы терпеть преследования, чем оставить правильный путь. Другие же намеренно делают то, что неправильно. Следовательно, не все неправильные поступки людей можно оправдать их несовершенством. Многое определяется волей человека и его выбором. Подобным образом совершенство первого человека не означало, что он всегда будет поступать правильно. Принимая решения, он должен был руководствоваться любовью к Богу и тем, что правильно (Притчи 4:23). Все это помогает понять, как совершенные создания Бога могли стать непослушными. Так и произошло, а согрешив, первая человеческая пара, утратила свое совершенство и передала грех по наследству всем последующим поколениям (Римлянам 5:12). Однако Иегова вскоре обещает все исправить.
В согласии со словами молитвы из Матфея 6:10 на земле должны исполниться все замыслы Бога. Будет уничтожена нечестивая система Сатаны. Те, кто переживут это и будут дальше проявлять веру и послушание, избавятся от всех недостатков. Судя по словам из Откровения 5:9, 10, условия жизни на земле и сами люди станут совершенными. Там говорится, что люди, купленные для Бога, становятся «царством и священниками нашего Бога» и «они будут царствовать над землей». По соглашению Закона священники не только представляли людей перед Богом во время жертвоприношений, но и оберегали физическое здоровье народа (Левит, гл. 13—15). Они были обязаны заботиться также об эмоциональном и духовном здоровье народа (Второзаконие 17:8—13; Малахия 2:7). Так как Закон имел «тень грядущих благ», то подобные обязанности будет исполнять и небесное священство во главе с Иисусом Христом во время его Тысячелетнего правления (Евреям 10:1; Откровение 20:4—6).
Пророчество из Откровения 21:1—5 заверяет, что больше не будет слез, скорби, вопля, боли и смерти. Грех и, как следствие, страдания и смерть вошли в мир через Адама и все это относится к «прежнему», которое пройдет. Смерть — это «плата греха» и «последний враг, с которым будет покончено» благодаря правлению Царства Христа (Римлянам 6:23; 1 Коринфянам15:25, 26,б56). Послушное человечество вернется к совершенству, которое было у первых людей в Эдеме. Человечество будет полностью соответствовать Божьим праведным нормам. Пророчество из Откровения 21:1—5 относится к Тысячелетнему правлению Христа, так как «Новый Иерусалим», схождение которого с неба связано с устранением людских бед, представлен в этом пророчестве в качестве «невесты» Христа, или прославленного собрания, то есть тех, кто составляет царское священство во время Тысячелетнего правления Христа (Откровение 21:9, 10; Эфесянам 5:25—32; 1 Петра 2:9; Откровение 20:4—6).
Совершенство людей будет относительным, или ограниченным рамками, которые установил для них Творец. И все же те, кто его обретут, смогут в полной мере наслаждаться жизнью на земле. Ведь «полнота радости — перед лицом [Иеговы]», а лицо Иеговы обращено к тем, к кому он благосклонен, или к послушным ему людям, на что указывают слова о том, что «шатер Бога — с людьми» (Псалом 15:11, СП; Откровение 21:3).