Помимо множества чудес, которыми он прославился, святитель известен тем, что еще до появления общего для всей Церкви Символа веры по вдохновению свыше написал свое — очень емкое и глубокое — изложение веры, текст которого сохранился до наших дней.
В небольшом городе на севере Малой Азии, который в древности назывался Неокесарией, а сейчас известен как Никсар, епископом в середине III столетия был святитель Григорий Чудотворец. Сведения о его жизни дошли до нас по большей части благодаря другому святому Григорию — Григорию Нисскому. Он, в свою очередь, знал о Григории Чудотворце по воспоминаниям своей бабушки, святой Макрины, которая в юном возрасте была духовной дочерью святителя. Впрочем, память о Чудотворце сохраняли и христиане Неокесарии, которые десятилетиями в точности исполняли все наставления и предписания своего святого пастыря.
Среди прочих реликвий, которые оставались у них после кончины святителя, была рукопись, содержавшая следующий текст (приводим с небольшим сокращением):
«Един Бог, Отец Слова живого, Премудрости ипостасной и Силы и Образа вечного, Совершенный Родитель Совершенного, Отец Сына Единородного. Един Господь, единый от единого, Бог от Бога, Начертание и Образ Божества, Слово действенное, Премудрость, объемлющая состав всего, и зиждительная Сила всего сотворенного, истинный Сын истинного Отца, Невидимый Невидимого, и Нетленный Нетленного, и Безсмертный Безсмертного, и Вечный Вечного. И един Дух Святый, от Бога имеющий бытие и чрез Сына явившийся людям, Образ Сына, Совершенный Совершеннаго, Жизнь, Виновник живущих, Источник святой, Святость, Податель освящения, в Нем же является Бог Отец, Сущий над всем и во всем, и Бог Сын, Который чрез все <...>».
Свт. Григорий Нисский рассказывает, что это изложение веры возникло чудесным образом: св. Григорий Чудотворец после своего поставления в епископы ночами напролет размышлял о христианских догматах, опасаясь в своей проповеди впасть в ересь, уклониться от правильного учения.
Вспомним, что речь идет о временах до Первого Вселенского Собора (325), на котором был сформулирован общий для всей Церкви Символ веры. До соборного решения в разных христианских общинах использовались различные вероучительные тексты, которые, хотя и соответствовали общехристианской традиции, содержали в себе ряд разночтений.
Во время этих размышлений святителю явился апостол Иоанн Богослов. Исполняя просьбу Пресвятой Богородицы, апостол преподал святому епископу «урок веры» — краткое, но совершенное ее изложение, которое Григорий Чудотворец потом записал; «по оному он после проповедовал слово Божие в церкви и оставил сие богодарованное учение как некое наследие потомкам; сим учением даже до ныне тайноводствуется народ оного города».
Иными словами, этот «символ» по своему происхождению представлял собой дар Божий. Его построение и содержание не вполне похожи на вероучительные тексты, которые существовали ранее, так что некоторые исследователи даже сомневаются в его подлинности. Однако сама его форма была востребована именно в эту эпоху — лаконичный и удобный для запоминания текст, в котором кратко изложены основные положения христианской веры для обучения новообращенных и сохранения догматических истин.
Уже позже, на Первом Вселенском Соборе в Никее, на основе этого и других вероучительных произведений, содержащих изложение веры, святые отцы составили текст общего для всей Церкви Символа веры. Затем на Втором Вселенском Соборе в 381 году он был дополнен и утвержден окончательно. С тех пор этот Символ веры в неизменном виде существует в Церкви и читается или поется за каждой литургией:
Ве́рую во еди́наго Бо́га Отца́, Вседержи́теля, Творца́ не́бу и земли́, ви́димым же всем и неви́димым. И во еди́наго Го́спода Иису́са Христа́, Сы́на Бо́жия, Единоро́днаго, И́же от Отца́ рожде́ннаго пре́жде всех век; Све́та от Све́та, Бо́га и́стинна от Бо́га и́стинна, рожде́нна, несотворе́нна, единосу́щна Отцу́, И́мже вся бы́ша. Нас ра́ди челове́к и на́шего ра́ди спасе́ния сше́дшаго с небе́с и воплоти́вшагося от Ду́ха Свя́та и Мари́и Де́вы, и вочелове́чшася. Распя́таго же за ны при Понти́йстем Пила́те, и страда́вша, и погребе́нна. И воскре́сшаго в тре́тий день по Писа́нием. И возше́дшаго на небеса́, и седя́ща одесну́ю Отца́. И па́ки гряду́щаго со сла́вою суди́ти живы́м и ме́ртвым, Его́же Ца́рствию не бу́дет конца́. И в Ду́ха Свята́го, Го́спода Животворя́щаго, И́же от Отца́ исходя́щаго, И́же со Отце́м и Сы́ном спокланя́ема и ссла́вима, глаго́лавшаго проро́ки. Во еди́ну Святу́ю, Собо́рную и Апо́стольскую Це́рковь. Испове́дую еди́но креще́ние во оставле́ние грехо́в. Ча́ю воскресе́ния ме́ртвых и жи́зни бу́дущаго ве́ка. Ами́нь.
Петр Пашков


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1