Метрах в 50-100 от лагеря найдены 3 больших ямы, наспех засыпанные землёй и заметённые снегом, полные трупов. Число сваленных в эти ямы убитых, согласно показаниям очевидцев, превышает 2500.
Установлено из опроса и документов, что число пленных в лагере доходило до 6000 человек, при этом состав пленных до конца ноября, то есть до окружения немецкой группировки под Сталинградом войсками Красной Армии, менялся. Так, в октябре месяце через лагерь прошли 4000 граждан Сталинграда, которые в значительном большинстве были отправлены на принудительные работы в Германию. Среди мирных граждан в лагере содержалось много граждан с детьми.
Весь режим лагеря был рассчитан на систематическое истребление военнопленных и мирных советских людей. Ежедневно в 5 часов 30 минут утра всех пленных выгоняли на рытьё окопов и блиндажей, сбор травы из-под снега для лошадей и рытьё могил. Не выполнявших нормы, отстающих от строя и жаловавшихся на плохое состояние здоровья избивали палками и расстреливали. Убивали пленных ежедневно и безо всякого повода. Ивана Серкина немецкие бандиты застрелили «за грубость при обращении к немцу», 12 января 1943 года расстреляли 10 человек «за беспорядок в строю», 5-го января начались повальные расстрелы в связи с попыткой нескольких пленных бежать из лагеря. В "санчасть" лагеря каждый день доставляли 5-8 человек с огнестрельными ранениями, а убитых оставляли лежать на месте по несколько дней. Особенно много издевательств пленные терпели в часы раздачи пищи. Громкий разговор, опоздание в строй, всякое замечание вызывали со стороны охраны жестокую расправу. Плотник Гавриил был убит в строю прикладом за то, что просил налить побольше похлёбки. Часовые открывали стрельбу по всякому, кто подходил к колючей проволоке. Штаб-вахмистр Блюмшток из роты охраны 205-го лагеря глумился над пленными постоянно. Для забавы стрелял в толпу безоружных людей. При этом целился в живот и наблюдал за страданиями умирающих. Блюмшток открыто заявлял: «Если русские придут в лагерь, они здесь не найдут ни одного живого пленного». Немецкие офицеры держали в лагере специальных собак, «шутки ради» травили ими пленных, с удовольствием наблюдая за этим зрелищем. Ежедневно десятки человек отводились на допрос в Абвер (отделение гестапо), подвергались там зверским избиениям, и многие с допросов не возвращались.
С сентября месяца по январь пленные получали хлеб всего четыре раза (по 50-75 гр. на человека), ежедневной пищей служила похлёбка из дохлой конины, выдаваемая по поллитра. Её готовили из расчёта по 50 граммов мяса в день на человека. А если заправляли пшеницей, то последней отпускалось на одного человека от 5 до 20 граммов. Вода в лагере совершенно отсутствовала. Осенью, до того как лёг снег, дождей совсем не было, и люди изнывали от жажды, многие пили собственную мочу. С начала декабря выдача пищи вообще прекратилась. Вместо супа выдавали поллитра воды. Те из пленных, кто ещё был в состоянии ходить на работу, подбирали дорогой дохлую конину и ели её сырой. На почве голода люди сходили с ума. В сентябре умирало от голода по 30-40 человек в день, а в декабре по 130-145. Многие пленные настолько изголодались, что когда наши бойцы 23 января дали некоторым из них пищу, они умирали после двух-трёх кусков хлеба. Всего от голода, истощения и болезней в лагере погибло до 4500 человек, а остальные настолько ослабли, что едва смогли выползти из ям на четвереньках или вовсе не могли выйти наружу.
Комментарии 65