ТЕРМЕЗ В ЕДИНУЮ Ж/Д ТРАНСПОРТНУЮ СЕТЬ ! Решение о строительстве дороги принято в апреле 1910 г. Советом Министров России с согласия Бухарского эмира Абдул-Ахада, поскольку трасса дороги целиком проходила по территории Бухарского эмирата, входившего в состав России на правах автономии. Соглашение о строительстве дороги заключено в июне 1912 г., в 1913 г. основано Общество Бухарской железной дороги, а строительные работы начались в 1914 г. На строительство Бухарской ж.д. было выпущено облигаций на 16,875 млн рублей, что по действующим в то время нормативам соотношения акционерного и облигационного капитала (1:9) позволяет оценить общую стоимость строительства Бухарской ж.д. не менее чем в 18,75 млн рублей (24 млрд рублей в ценах 2012 г.).Эмир Абдул-Ахад принял на себя расходы по отчуждению полосы под железную дорогу в размере 6000 десятин и взял на себя гарантии в размере 1/4 по облигационному капиталу, а также выдал концессию на строительство.
. Первый пусковой участок строившейся Бухарской железной дороги — ветвь Карши — Китаб длиной 119 вёрст (127 км или 122 км по другим сведениям) была введена в строй в 1915 г. Оставшаяся часть Бухарской железной дороги представляла собой основную линию дороги Каган — Термез длиной 465 вёрст (496 км или 490 км по другим сведениям), введена в строй 14 сентября 1916 г.
В 1917 году в России происходит Октябрьская революция. Эмир Саид Алим-хан,ставший Бухарским эмиром в этих годах, объявил священную войну против неверных – газават.Все пограничные заставы вдоль границы с Афганистаном были вырезаны. В марте 1918 г. разрушается железная дорога на всем протяжении от Кагана до Термеза и, чтобы исключить ее восстановление, большое количество железнодорожных рельсов на каюках было переправлено через Амударью в Афганистан. Термез оказался отрезанным от других городов Туркестана.
28 августа 1920 г. большевистское руководство Турккомиссии начинает военную операцию против эмира Бухары. 2 сентября 1920 г. столица эмирата – Старая Бухара – полностью захвачена красной армией, и Турккомиссия и командование Туркестана становятся фактическими хозяевами положения в Бухаре. В Средней Азии устанавливается Советская власть. Начинается восстановление железной дороги и строительство новых линий.
В 1926—1930 годах была проложена линия Термез — Душанбе — Янги-Базар. В 1960-70-е годы была введена в эксплуатацию новая линия Термез — Курган-Тюбе — Яван. В связи с развалом СССР 1992г, в декабре 1995 г. начала строиться линия Гузар—Байсун—Кумкурган длиной 222 км, которая должна соединить с главной сетью страны юго-восточный изолированный куст Сурхандарьинской обл.Так как часть ж/д пути, проходила по территории,теперь уже сопредельного государства Туркменистан. Окончилось строительство в 2007 г. Эта линия прошла от станции Гузар на существующей магистрали Карши—Китаб (Кашкадарьинская обл.) через Дехканабад, Шураб, Байсун до Кумкургана (станция на магистрали Термез—Душанбе).
https://www.youtube.com/watch?v=bjOfalFdvNo
https://www.youtube.com/watch?v=U_UbUPWiYz0
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 9
В январе 1893 года земли у кишлака Паттагиссар были переданы Бухарским эмиратом российскому правительству для строительства на этом месте пограничного военного укрепления. Был построен речной порт на Амударье.
В 1928 году, уже в составе СССР, Паттагиссар получил древнее название Термез. В 1929 году селение получило статус города. Получается так: переименовали кишлак ПаттаКесар в Термез, а через год дали статус города, не замечая наличие цитадели и форта Тупраккурган с его инфраструктурой жизнеобеспечения, и социально-культурными центрами. В довершение всего, чтобы Русский ФОРТ ТупракКурган не мешал МИФУ о древности города .... сначала уничтожили стены Форта, и под конец Цитадели Тупраккурган.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Термез