С возрастом дед становился все сварливее и сварливее, вот и сейчас он ворчит на дворнягу Шурика, но это не со зла, он любит его, а ворчит "для порядку", как говорит бабушка Анастасия Михайловна.
Десять лет назад Варя, еще пятнадцатилетняя девочка, принесла в дом щенка, которого подобрала на автостанции. Маленький черный песик с рыжими подпалинами, он жалобно скулил, трясся от холода и Варя понесла домой, завернув его в свою куртку, за что ей досталось потом от бабушки.
- Нашла куда его засунуть! - ворчала женщина, погружая куртку в тазик. - Вот сама и стирай. И живность свою куда хошь девай, мне он в доме не нужен.
- Не ворчи, бабка, я конуру для него смастерю.- Поглаживая щенка, улыбнулся дед. - Ночь пущай переночует, а на завтра будут у него свои личные хоромы.
Дед слово сдержал, утром спозаранку вышел во двор мастерить будку для Шурика, который с довольным видом носился по двору за курицами.
Правда, едва он подрос, пришлось его сажать на цепь, ибо двух кур они уже лишились. Дед с ним каждый день гулял, пса полюбил и не было такого, чтобы проходил мимо, не погладив, не сказав ему ласкового слова.
И вот уже Варя окончила школу, уехала в город учиться, а дед все продолжает каждое утро один и тот же ритуал - прогулка до реки с Шуриком, потом кормежка , а после садился в тенек и разгадывал кроссворды, которые пачками выписывал на почте, время от времени вздыхая и обращаясь к Шурику.
Варя получила диплом и осталась работать в городе, поездки к деду с бабкой становились все реже и реже. А еще ей было неуютно от того, что характер деда портился чуть ли не день ото дня. Шурика он стал называть "Кабыздохом", на бабку свою ворчал, все было не по его, а Варю и вовсе стал называть туристкой.
- Приедет, на красоты местные попялится, и вьють, в город умотала. Туристка, одним словом.
- Дед, ну чего ты, - ласково гладила его по голове бабушка. - Там город, возможностей больше. А здесь что, в глухомани этой делать? Коровам хвосты крутить?
- Куда уж ей.. Вся в мать пошла, - проворчал он и, подперев щеку ладонью, печально посмотрел в окно, вспоминая о своей единственной, поздней дочери Лены.
Та тоже в город все рвалась и выбралась таки, но что потом? А ничего хорошего! Вышла замуж за бандюгана Пашку, все радовалась, дуреха, что в достатке живут и шубы меняла как перчатки. Всего и хорошего от того брака, что внучка Варя, умница да красавица.
Егор Кузьмич пустил слезу, вспоминая тот страшный день.. Как предчувствуя что-то, привезла Лена к ним пятилетнюю внучку.
- Доча, а чего же не в выходной день, а как же садик?- спросила Анастасия Михайловна.
- Карантин, мама. Пусть у тебя побудет, ладно? Всего недельку, потом заберу.
- Да я же всегда рада, пускай побудет, с дедом на речке покупается, мостик он смастерил, красота теперь.
- Вот и славно, поедем мы, мама... - Лена как-то странно посмотрела на мать с отцом, не понял тогда Егор Кузьмич, что прощается она с ними. Какое-то нехорошее предчувствие у него возникло, но он откинул эти мысли прочь, едва к нему подошла его горячо любимая внучка.
Он вышел за калитку проводить ее и нахмурился - за рулем сидел зять Павел, даже не соизволивший выйти из машины и поприветствовать тестя и тещу. Да и шут с ним. Взглянув на Павла с презрением, Егор Кузьмич поцеловал дочь и перекрестил перед дорожкой.
- Я тебе овощей соберу, в городе сама знашь, таких нет. Да и время сейчас такое, чай, зарплаты не платят, на что живете?
Лена фыркнула и улыбнулась, сев в машину, а Егор Кузьмич покачал головой. И правда, о чем он? Какие зарплаты с таким-то мужем, тот не только свое забирает, но и чужое прикарманивает.
Он смотрел вслед уходящей в горизонт машине и что-то внутри него кольнуло, какие-то не приятные чувства появились. Егор Кузьмич вошел в дом и переключился на свою внучку, которая все щебетала, рассказывала стишки...
А наутро к ним в деревню приехал следователь, от которого Егор Кузьмич и Анастасия Михайловна узнали, что нет больше у них дочки... Добротный деревянный дом на окраине города, окруженный высоким забором, за ночь буквально превратился в пепел, унеся жизни своих хозяев...
Спустя два месяца они узнали - то были обычные бандитские разборки.
Не могли они как следует углубиться в свое горе, внучку надо было поднимать, но с той поры проблемы со здоровьем начались. Дед и бабка оберегали Варю, растили как нежный цветок и Егору Кузьмичу было трудно принять, что внучка выросла и расправила крылья.
***
- Деда, я перебрала клубнику, что еще сделать? - спросила она Егора Кузьмича.
- Иди с этим блохастым погуляй, - махнул рукой дед, - я сейчас сахару насыплю в таз с клубникой и вздремну, пока твоей бабки дома нет. Опять побежала к соседке лясы точить, что за народ те бабы, лишь бы языком молоть, - кряхтя, дед поднял пятикилограммовый мешок и от души всыпал сахар в клубнику.
Отцепив пса от цепка, Варя хлопнула себя по ноге, призывая Шурика идти рядом, и направилась к реке. Встав на мостик, который уже покосился и доски торчали в разные стороны, девушка огляделась вокруг. Чудные здесь места, вон там, слева, где река делает изгиб, можно было бы устроить прекрасную зону отдыха. А что, в городе таких мест раз-два и обчелся, до моря далеко, набережная вечно забита. Да она и сама бы с радостью здесь отдыхала бы с подругами. Вот бы местные власти и бизнесмены подумали об этой идее..
Вернувшись домой, Варя пристегнула пса и погладила его по холке.
- Я через неделю приеду с Ваней, он обещал тебе вольер сделать, сам понимаешь, у деда силы уже не те, молоток в руках удержать не может.
Ваня - ее молодой человек, деду и бабке по душе пришелся, и время от времени вместе с ней приезжал к старикам. Вот и в прошлый раз он приехал и пообещал вольер для пса сделать.
- Хорошее дело, - согласилась бабушка. - Спасибо тебе, родненький.
- Всю жизнь в деревнях псы на цепи сидели, а этому прям царские условия подавай, - проворчал дед, а Анастасия Михайловна подмигнула и улыбнулась молодым.
- Варя, а дед где?- спросила бабушка, вернувшись от соседки, где, по словам деда, она лясы точила.
- Да подремать в дом пошел.
- Слушай, вынеси мне паспорта, схожу на почту, пенсию получу, а то Татьяна приболела, ждать ее что ли, пока вылечится?
Варя вошла тихонько в дом, открыла шкафчик и вытащила паспорта деда и бабушки. А под ними белел листок - медицинское заключение.
Отдав бабушке паспорта, Варя дождалась пока Анастасия Михайловна выйдет со двора и опять прокралась тихонько в дом, чтобы не разбудить дедушку. Аккуратно открыв шкафчик, она достала заключение, полистала его и чуть не заплакала - бабушка серьезно болела. Выйдя на улицу, она набрала в телефоне название диагноза и по спине пробежал холодок...
Она сидела и плакала, читая строчку за строчкой. Нет, не может быть, она свозит бабушку к другим врачам, пусть еще сто раз перепроверят.
- Чего ты тут потоп устраиваешь, что случилось? - дед вышел, потирая заспанные глаза. - С Ванькой поругалась, что ли? Так дело житейское, мы вот с бабкой десять раз на дню ссоримся, и ничего, живем.
- Дед, а почему вы с бабушкой не говорили мне о том, что она болеет?
- С чего взяла? - спросил он, но в глазах мелькнул страх.
- Нашла документ.
- А чего шаришь по шкафам?
- Бабушка просила паспорта достать, а под ними лежало заключение, вот я и прочитала.
- Вот же старая! Сама не могла документы взять?
- Так что, дед?
- Ну болеет, правда. А кто сейчас здоров? Бабке годков уж сколько.
- Почему мне ничего не сказали? - возмутилась она.
- А чего тебя нашими болячками нагружать? Бабка не велела говорить.
Когда пришла Анастасия Михайловна, Варя плакала и ругала их за молчание.
На следующий день она повезла бабушку в город на обследование, но все врачи один за другим подтверждали - да, больна. Да, серьезно.
Узнав об этом, Варя приняла единственное верное для себя решение...
*****
- С таким диагнозом жить можно, просто нужен хороший уход и соблюдение режима и питания. Так же, чтобы регулярно принимала лекарства, - сказал доктор в платной клинике.
Варя посмотрела на свою бабушку и хмыкнула. Ага, это прям про нее. Лишнюю таблетку в рот не возьмет, а уж про режим и вовсе говорить не приходится. За ней нужен контроль, по другому никак. Вон уже бабушка сидит перед доктором и говорит:
- Да ладно вам, сколько отмеряно, столько и проживу.
Оправив бабушку в деревню, Варя поехала в магазин сотовой связи и купила модем, чтобы иметь доступ к интернету. Затем отправилась на работу и переговорила с директором с глазу на глаз.
- Если это никак не отразится на работе, то поезжай. Главное, вовремя присылай документацию. Ты правда, все решила?
- Григорий Александрович, у меня же кроме бабушки с дедом никого больше нет, если она помрет раньше времени, так и дед за ней в могилу отправится...
- У самого родители пожилые люди, я тебя понимаю. И в город их не затащишь...
- Это правда..
Вечером у них с Ваней состоялся серьезный разговор.
- Я не готов видеть тебя только раз-два в неделю, как ты себе это представляешь?
- Ванечка, ну а что мне делать?
- Твоя бабушка взрослый человек и сама должна понимать...
- Вот именно, взрослый человек, а ведет себя как ребенок. Ну и что мне теперь, все оставить как есть?
- Езжай куда хочешь!- сердито произнес он.
Варя не обиделась, она понимала - это ведь ее семейные проблемы, а не его.
- Ты обещал Шурику вольер сделать.
- Будет время - сделаю. Я спать пошел.
На следующий день Варя проснулась и увидела, что Вани нет. Она звонила ему, но телефон был отключен. Собрав вещи, она села в подержанную девятку, которую купила полгода назад и отправилась в деревню.
Ваня приехал только через два дня. Вошел в дом с букетом цветов и гостинцами для стариков.
- Варя, прости меня, вспылил я чего-то...Просто вот точно так же моя мама уехала в деревню ухаживать за своими родителями и встретила там другого, бросив нас с отцом.
- Не сравнивай, я люблю тебя и никогда так не поступлю. Пойдем на речку! - Варя потянула его.
Переодевшись в плавки и купальник, они как дети бежали к реке и плескались в ней. Выбравшись на берег, Ваня осмотрелся и произнес:
- До чего же здесь хорошо! А рыбалка тут как?
- Дед ловит рыбу и летом и зимой.
- Жаль, что тут все не обустроено.
- Я тоже об этом думала. Хоть самой бери и очищай от сорняка берег. Да где средства взять?
Вечером, когда Ваня с дедом строили высокое сооружение под вольер и обсуждали, где лучше купить металл и кто сможет его сварить, Ваня вдруг опустил молоток и спросил у Егора Кузьмича:
- А у вас есть тут администрация?
- Чай не в тайге живем, конечно. И администрация, и почта, и школа. Даже детский сад есть.
- Вот и хорошо, - Ваня взялся вновь за молоток и начал забивать гвозди.
- А чего задумал, внучек, почему спрашиваешь?
- Потом, дед, скажу, коли дело срастется.
- Не поймешь вас, туристов городских. Все что-то на уме, да на уме.
Ваня вечером позвал свою девушку во двор и, сев на лавочку, приобнял.
- Слышь, Варюш, а почему бы нам эту зону не сделать?
- Какую?
- Для отдыха и рыбалки.
Варя рассмеялась:
- А деньги где возьмем? Ни у тебя, ни у меня их нет. Да и разрешат ли нам?
- А давай попробуем. У меня на работе большой штат сотрудников, многие часто говорят, что хотели бы выехать за город, да дачи нет. А тут место больно красивое. Поставить домики и беседки...
- Да это же огромная сумма!
- Я найду деньги, вот увидишь. На худой конец кредит возьму.
- Но это же дико дорого!
- А давай попробуем! В конце концов в Алексеевке от покойных деда с бабкой дом остался, он мой. А мать со своих хахалем живут у него, а дом сдают под дачу. Завтра пойду в администрацию и все узнаю.
На следующий день, пока сварщик, которого нашел дед, варил металлическое заграждение для вольера, Ваня пошел в администрацию. Вернулся он грустным.
- Не получилось? - вдохнула Варя.
- Говорит, тендер надо объявлять, что все это большие хлопоты.
- Тендер, - усмехнулась Варя. - Да пока ты ему об этом не сказал, вряд ли наш глава сельского поселения вообще задумывался о зоне для отдыха. Ну-ка, дед, садись и сам перебирай свою клубнику, схожу я до Захарыча.
- Ступай, внучка, ступай. Надо было сразу тебе к нему идти.
- А ты его знаешь? - спросил Ваня.
- Знаю, это наш бывший директор школы.
Варя пришла к председателю и вошла в кабинет.
- Варечка, какими судьбами?
- По делу я пришла, Андрей Захарович. - она изложила ему суть своего визита, а он лишь покачал головой.
- Я же парнишке твоему все объяснил.
- Андрей Захарович, ну можно же как-то это все обойти? В конце концов, это и для развития села неплохо - туристы будут приезжать, закупаться в местных магазинах, опять же, облагородим берег, вам за это спасибо скажут.
- А тендер?
- Ну вы же наш человек, Андрей Захарович, вы всегда могли найти выход из положения.
- Иди, Варя, домой, я подумаю. Только вот деньги где возьмете?
- Это уже другое дело, мы решим его, - улыбнулась Варя, зная, что бывший директор, у которого она ходила в любимицах как отличница и активная участница соревнований, гордость школы, не откажет ей.
***
Через неделю председатель позвонил Варе и велел прийти.
- Поезжай в город, я обо всем договорился, подпишете аренду на 49 лет. Ну, а дальше дело за вами.
- Спасибо, Андрей Захарович! Для вас и вашей семьи в нашей базе отдыха всегда будут двери открыты!
- Вот в этом я не сомневаюсь.
Варя взяла в кредит нехилую сумму, ей банк одобрил, потому что она была добросовестным заемщиком и имела хорошую зарплату и официальную работу.
Остаток лета и осень они боролись с тростником и камышами, что росли на берегу, переждав зиму, с ранней весны они с Ваней, который удачно продал добротный дом в Алексеевке и вложил деньги, завезли брус и поставили три домика, построили четыре беседки и завезли тонны песка. К середине июля база отдыха была готова принять первых гостей.
- Ты смотри, что наши туристы наделали, красота какая, - восхищался дед. - Да вот только всю рыбалку мне загубите!
- Дед, да хватит на тебя рыбы, не ворчи, - улыбнулась Варя.
- А как не ворчать? Доживешь до моих годов, и ты ворчать начнешь. И чего, мне теперь тоже вот в этих "кочерыжках" рыбачить?
Он указал рукой на беседки, которые стояли чуть над водой.
- Не, дед, мы мостик поправим, вернее, сколотим новый, так что далеко ходить не придется, - улыбнулся Ваня.
- Ну тогда добро!
- И это, дед, - Ваня подошел к нему и приобнял. - Внучку свою за меня замуж отдашь?
- Да забирай! - махнул рукой дед.
Через три года они смогли расплатиться с банком, об этой базе отдыха узнали многие. Постепенно Ваня и Варя строили больше домиков, поставили кафе, где работают местные жители.
Ваня и Варя жили теперь в деревне у бабушки с дедом. Иван перешел на удаленную работу и занимался базой отдыха летом, а зимой, как говорил дед, на пару с внучкой стукал по компутеру....
Сейчас Ваня и Варя собирают деньги на новый дом, который построят на участке деда и бабушки.
Шурика уже год как нет, но вольер пустовал недолго, тот же дед из города приволок еще одного щенка.
- А чего ты смеешься, Варька? - нахмурился он, когда внучка рассмеялась. - Привыкли мы с бабкой к "кабыздоху", а этот вот вроде ничего такой, похож на него.
Бабушка жива, и, соблюдая режим и правильное питание получая лечение, чувствует себя вполне сносно....
Автор: Хельга, блог "Рассказы от Хельги".
Комментарии 8