ЗА АГАТАМИ НА САКТЫМАР
В следующую поездку за агатами отправились вдвоем с Сашей Поповым в середине сентября 1995 г. на его мотоцикле Урал. На этот раз поехали в район сел Красный Яр и Соболиного на р.Бикин. Примерно в 10 км выше по Бикину от Соболиного с правой стороны в него впадает небольшая река Тахоло. Нам было известно от Калашникова, что по этой реке и впадающему в нее большому ключу Сактымар есть россыпи агатов.
От Рощино до места назначения за день проехали около 300 км. Из них только половина пути по асфальтированной дороге, остальное по гравийной лесовозной дороге. Устали целый день гарцевать в седле мотоцикла почти как кавалеристы на лошадях. Остановились на временное жительство на бывшей базе Восточной геолого-съемочной партии. Начальником этой партии в 80-х годах был Анатолий Григорьевич Катаев. Я с ним познакомился в 1983 г, когда с горным отрядом работал на двух поисковых участках поблизости. Теперь здесь была база лесозаготовительного участка какой-то частной фирмы, начальником которого стал Катаев. Здесь он со своей женой жил уже второй десяток лет. База находится на берегу Бикинской протоки между небольшими поселками лесозаготовителей Ясеневым и Соболиным. На базе имелись четыре двухквартирных дома из бруса, пилорама, радиостанция, склад, коровник на одну корову и баня. Катаев принял нас гостеприимно и определил на временное жительство в половину дома, в которой жил бывший геолог Южно- Приморской съемочной экспедиции Арнольд Павлович Гутников. Ему было тогда около 60 лет. Мужик оказался очень интересным. Он уже долгое время жил на базе Катаева как свободный художник на вольных хлебах. Вырезал для Катаева из коряг причудливые композиции, гравировал на черной полированной гальке картинки, которые сам и придумывал, что-то вырезал из дерева. Были у него также камнерезный и шлифовальный станки, на которых он делал полированные срезы Тахолинских агатов. У нас с ним нашлись общие темы для разговоров, которые за бутылкой водки затянулись до поздней ночи.
Наутро обсудили с Катаевым возможность добраться до верховья Сактымара, по которому хотели пешком пройти вниз по течению до Тахоло, собирая по косам агаты. Саша Попов лет десять назад ездил туда на вахтовке с Калашниковым за агатами. Ехали они тогда по тайге через сопки по плохой леспромхозовской дороге. Мы и сейчас рассчитывали на то, что сможем проехать по ней на мотоцикле. Катаев нас разочаровал , рассказав, что за прошедшие годы дорога пришла в полную негодность – ее во многих местах сильно размыло дождями. Решили идти пешком по этой дороге длиной около 20 км. Катаев любезно согласился подвезти нас на своем уазике до ее начала. Сашин мотоцикл оставили на базе Катаева.
По старой лесовозной дороге до верховья Сактымара шли по тайге два дня. Дорога действительно после многочисленных тайфунов была в ужасном состоянии. Узкая, в одну колею и без кюветов, она во многих местах была сильно испорчена оврагами глубиной до 1 м , петляла по сопкам, а местами имела крутые подъемы. По ней теперь можно было проехать только на танке. Заночевали в пути на дороге рядом с неглубоким бродом через ключ. Русло ключа и дорога были завалены округлыми базальтовыми валунами размером до 1 м в поперечнике. Я обратил внимание на то, что базальты имеют однородно-черный цвет и не содержат ни газовых пузырей, ни вкрапленников зеленого оливина, обычно характерных для базальтов. Такие базальты могли бы использоваться для изготовления памятников и для гравировки на них портретов.
Переночевали в палатке и утром пошли дальше. И только мы перебрели ключ и пошли по сильно перемытой каменистой дороге вверх по пологому склону, как увидели, что метрах в 20 впереди нас большой черный медведь вразвалку переходит дорогу. Мы моментально замерли. Наверное, ветер дул в нашу сторону и медведь не учуял нас. Выждали пока он не удалился подальше от дороги в лес и начали греметь камнями и кричать, чтобы напугать медведя. Дальше дорога подымалась на сопку все круче. На всем ее протяжении до перевала на ней было очень много обломков яшмы однотонно алого цвета. Недостатком яшмы была высокая трещиноватость. Если бы она была пропитана кварцем, то ее можно было бы использовать как декоративный камень. После еще одного ключа на невысоком перевале дорога разделилась на две равноценные. Поразмышляли и пошли по правой. Вскоре поняли, что ошиблись. Километра два шли по этой дороге, но она закончилась возле какого-то полусухого ключа. В его русле сплошь галька базальтов, агаты вообще не встречаются. Из этого сделали вывод, что это не Скатымар. Наконец километра через полтора вышли к большому ключу, который уже без сомнений признали Сактымаром. Пошли вверх по нему, по пути собирая по косам агаты. Ночевать устроились на большой галечной косе возле кучи плавника. Погода была хорошей и палатку решили не ставить. Спали у костра на постели из хвойных веток под шум речки.
Утром пошли дальше вверх по Сактымару, собирая по косам агаты. Часа через два на берегу ключа встретились с шестью молодыми удэгейцами лет 16-18, экипированными по таежному. У нескольких были ружья. Встреча была неожиданной и все при этом немного растерялись и насторожились. Так всегда бывает, когда в тайге встречаешь неизвестного человека, да еще с оружием. Стали осторожно прощупывать друг друга вопросами и когда мы с Сашей сказали, что ищем по Сактымару агаты, то удэгейцы успокоились и сказали, что ходили на поиски женьшеня. О результатах поисков мы спрашивать не стали. Удэгейцы могли неправильно понять наш интерес. Ближе к вечеру на правом берегу ключа среди кустов увидели крышу лабаза на дереве. Вылезли на берег и за лабазом среди кустов бузины увидели большую избу, сложенную из очень толстых бревен. К одной из стен избы была прислонена большая алюминиевая волокуша. Таскать такую мог только снегоход. Возле избы обнаружилось много свежих тигриных следов, вид которых взбодрил нас. Внутри изба оказалась просторной. В ней стояло штук шесть кроватей с постелями, были железная печь, стол и комплект кухонной посуды. По всему было видно, что в этой ухоженной избе зимой жила бригада охотников.
На ужин сварили уху из хариусов, которых пока я разжигал костер наловил удочкой Саша. Переночевали на кроватях очень хорошо, а вот выходить из избы ночью по нужде было по настоящему жутко от осознания того, что в окружающих зарослях кустов и травы совсем рядом может лежать тигр.
На следующий день налегке пошли вверх по Сактымару в поисках агатов. Дело это увлекательное и полдня в осмотре кос на протяжении двух км пролетели незаметно. Насобирали килограмм по пять камней. Много встречалось миндалин и их обломков, выполненных белым кристаллическим кварцем для поделок не пригодных. Вернулись к избе и после обеда пошли по очень плохой малоезженной дороге к Тахоло. Глубокие колеи , пробитые грузовой машиной ГАЗ-66, были очень грязными. В одном месте в колее увидели свежие тигриные следы. Тигр не так давно шел то по дороге, то в стороне от нее. От осознания того, что тигр бродит где-то рядом в сырой и мрачной тайге, стало жутковато. Чтобы случайно не встретиться с ним или медведем я шел с крышкой от котелка и брякал по ней ножом, предупреждая зверей о нашем приближении. Вскоре вышли к трем оплывшим бульдозерным траншеям. Выкопаны они были лет десять назад с целью оценки делювиальной россыпи агатов на пологом склоне сопки. Руководил тогда этими работами В. Г. Калашников, который еще по совместительству заведовал геологическим музеем Таежной экспедиции. Прошлись с внимательным осмотром по траншеям. Нашли немного обломков серых агатов. Мне повезло найти кусок очень хорошего агата весом около 1.5 кг. Закончив сборы, прикинули вес наших рюкзаков и решили, что они тяжеловаты для дальнейшего перехода. В конце одной из канав , пресекавших дорогу, между корней толстого кедра спрятали под сухие листья около 10 кг не самых лучших агатов. Так этот клад и лежит там, дожидаясь какого-нибудь счастливчика. После канав пошли по таежной дороге дальше. И тут Саше на прощание вдруг пофартило, да еще как! Прямо в дорожной колее он наступил сапогом на крупный уплощенный обломок камня. Камень перевернулся и оказался расколотым на две половины агатом. Когда Саша разнял их, то мы ахнули от изумления. Агат был белого цвета с причудливо закрученными темно-серыми полосами и совершенно без трещин. Весила находка около четырех кг. Саша был счастлив от такой находки.
Дальнейший путь по таежной дороге прошел без приключений. В пути переночевали в брошенном леспромхозовском балке возле ключа и на другой день вышли на речку Тахоло ниже устья кл.Сактымар. Речка ,на удивление, оказалась немноговодной и мы без затруднений перешли ее по перекату и вскоре вылезли на широкую автотрассу с гравийным покрытием. ( Эта дорога строилась с семидесятых годов до начала девяностых и имела оборонное значение как рокадная. Она должна была пересекать весь Приморский край с севера на юг. К сожалению, дорога была построена с севера только до р.Бикин. А через Бикин даже успели построить большой бетонный мост.) На трассе нас подобрал новенький Жигуль, на котором катался житель села Соболиного. По дороге к геологической базе водитель удивленно заметил, что передние колеса машины плохо держат дорогу и спросил в шутку «что у вас в рюкзаках, камни что ли?» Мы не стали ему ничего объяснять, чтобы он нас не высадил , лишь тихонько хихикнули.
На Катаевской базе нас ждал неприятный сюрприз. Один из молодых рабочих (бывший геолог Восточной партии) , которому Саша доверил ключ зажигания от мотоцикла на время нашего отсутствия, самовольно гонял на нем по раздолбанным дорогам и умудрился запороть один из цилиндров двигателя. Он повинился перед Сашей и сказал, что уже успел добыть где-то в селе новый цилиндр. Саша и я были очень удручены такой серьезной поломкой – ведь нам предстояло после замены цилиндра ехать домой 300 км. Как себя поведет мотор после такого ремонта? Но делать нечего и весь следующий день мы потратили на ремонт мотоцикла. В этот же день узнали у Катаева, что с их пилорамы завтра в Уссурийск поедет Камаз, груженый пиломатериалом. Решили с Сашей , что я с нашими тяжелыми рюкзаками поеду на нем до Дальнереченска, а Саша налегке будет ехать впереди нас. За это расстояние (200 км) цилиндр мотоцикла налегке и в прохладную погоду пройдет обкатку, а от Дальнереченска до Рощино я поеду с Сашей на мотоцикле. Так и сделали. Слава Богу, двигатель мотоцикла выдержал обкатку и мы к вечеру благополучно доехали до Рощино.
Комментарии 2