К 8 сентября 1941 года немецкие захватчики осадили Шлиссельбург и южный берег Ладожского озера, отрезав все сухопутные пути в Ленинград. В блокированном городе оказались более 2,5 миллионов жителей, в том числе 400 тысяч детей. Начались страшные 872 дня блокады. Враг прилагал все усилия, чтобы изолировать город. Немцы приказывают расстреливать всех, кто пытается эвакуироваться.
Именно в тот момент Военным советом Ленинградского фронта было принято решение о проектировании военно-автомобильной дороги №101 – трассы через Ладожское озеро. Этот путь общей протяженностью свыше 30 километров проходил от мыса Осиновец, через острова Зеленцы, с разветвлением на села Кобона и Лаврово. Сами жители осажденного Ленинграда назвали его «Дорогой жизни».
Трасса представляла собой сложнейшее инженерное сооружение со своими дорожными знаками, базами, складами, обогревательными и медицинскими пунктами, телефонными станциями.
Первый конно-транспортный батальон отправился по ней 21 ноября 1941 года. Он привез в город 63 тонны муки. 22 ноября колонна из 60 автомобилей со стороны осажденного Ленинграда впервые пересекла по льду Ладожское озеро. Массовую эвакуацию жителей по озеру начали в январе 1942 года. В первую очередь вывозили детей и женщин. Всего за время полной блокады города по Дороге жизни доставлено 1 миллион 615 тысяч тонн грузов и эвакуированы 1 миллион 376 тысяч человек.
Трасса функционировала при поддержке авиации. Самолеты доставляли важные грузы, медикаменты, продукты, боеприпасы, почтовую корреспонденцию. Перевозки проходили в условиях непрерывных налетов немецкой авиации с берега, расположенного всего в 25-30 километрах от трассы.
Никто не знает, сколько людей погибло на этом пути от обстрелов или на тонком льду. Легендарные «полуторки» продолжали доставать со дна еще несколько десятилетий после окончания войны. И теперь бронзовая копия ГАЗ-АА стоит на берегу Ладожского озера как памятник невероятному подвигу, который совершили обычные люди на Дороге жизни.


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев