Семья карымов из Хоринска
Знатоком истории хоринских карымов (русско-бурятских метисов) является местный краевед Татьяна Филипповна Гармаева. Она - автор книг «О чём поведал старый тракт…» (2013 г.), «Моим друзьям, коллегам посвящаю...», автор-составитель сборника «О Хоринской долине поёт так нежно сердце...», соавтор книги «Слово о земле Хоринской». Вот что она рассказывает о своих земляках в историческом повествовании «О чём поведал старый тракт…», выдержки из которой составили нижеприведённый очерк:
«Русские с бурятской кровью»
В Хоринском районе карымы и их потомки составляют значительную часть населения, но в основном они не идентифицируют себя карымами. Когда их спрашиваешь: «Кто вы?», они говорят: «Мы русские. Но в роду были буряты» или «Дед был бурят».
Карымы - очень жизнестойкие люди как физически, так и психологически. Они всегда найдут выход из любой сложной жизненной ситуации. Это ловкие и смекалистые люди. В Хоринске, если не брать бурят, то все остальные - это карымы или их потомки. Это сразу видно по цвету лица, густым, чёрным волосам, скулам и разрезу глаз.
С появлением христианских станов буряты получили возможность приобщиться к богатейшей православной культуре, быстрее усваивали традиции общественного и семейного быта русских. В фонде Хоринской Степной думы в Национальном архиве РБ имеется один документ – письмо епископа Иркутского, Нерчинского и Читинского от 13 мая 1839 г. Хоринскому главному тайше Ринчин-Доржи Дымбилову с предложением о принятии христианства. Этот призыв был услышан – Ринчин-Доржи Дымбилов принял христианство и стал Николаем Дымбиловым.
Ясашные деревни
Самое интересное явление представляют так называемые «ясачные» буряты. Это крещёные буряты, женившиеся на русских женщинах и русские, женатые на крещёных бурятках. Можно перечислить деревни в Хоринском районе, основанные крещёными бурятами. Это - Ониноборское, Анинское, Хасуртайское, Кульское, Санномыск, Удинск, Тэгда и, конечно, сам Хоринск. Были ещё Байсын-Эбыр, Булуганск и Карбаиновка, но они уже исчезли с карты района. Такие деревни получили название «карымских», от слова «карым» (по-бурятски «харим» – чужой, изменивший своей вере).
Самые известные карымы
При крещении бурятам давались русские фамилии и имена, как, например, в ведомости крещёных Галзутской инородной управы за 1825 г. А в Хоринском ЗАГСе долгие годы хранились метрические книги из Забайкальско-Духовной консистории Анинской Николаевской церкви, Кульской, Спасской, Верхне-Талецкой, Ново-Курбинской церквей с 1901 по 1920 гг. Каждая книга состоит из 3-х частей:
I – о родившихся и крещёных
II – о бракосочетавшихся
III – об умерших.
В этих книгах встречаются самые распространённые фамилии крещёных инородцев: Трунев А. К., Татауров А. С., Садовский Д. П., Носырев С. К., Языков Н. С., Лосев Ф. А., Дубинин А. И., Курбатов Н. Н., Гуляев В. И., Самбилов Е. Н., Махалов П. К., Косыгин А. А. и другие. Среди них и их многочисленных потомков много известных всей республике людей. Писатель Герман Корнилович Языков, оперная певица Клавдия Ивановна Гомбоева-Языкова, основатель Хоринского краеведческого музея Иннокентий Яковлевич Трунев, певец Иван Батурин, братья Лосевы Георгий Фёдорович и Пётр Фёдорович – артисты Бурятского драматического театра…
Крестил, венчал и отпевал хоринцев священник Анинской Николаевской миссионерской церкви Носырев Спиридон Капитонович, сам из крещёных бурят. Помогал ему псаломщик церкви Александр Воробьёв. Так, 18 января 1910 г. законным браком сочетались инородец Анинского села Фёдор Алексеевич Лосев (21 год) и дочь почётного гражданина Агния Сергеевна Соснина (22 года).
Крепкие хозяева и их работники
Если брать по сёлам, то в Ониноборске самыми состоятельными и богатыми людьми были братья Дубинины и Баньщиков М. П. Василий Васильевич Дубинин родом из Анинских крещёных бурят, жил в 1815 - 1880 гг. Его дети – Яков Васильевич и Александр Васильевич. Яков Васильевич в памяти жителей села остался ревностным поклонником церкви; он постоянно оказывал общине верующих материальную помощь. Семья его состояла из 8 детей. В 1924 году в хозяйстве Якова Дубинина насчитывалось до сотни голов крупного рогатого скота, до 20 голов лошадей. Посевы зерновых составляли 8-10 десятин. Сам Яков Васильевич был на редкость энергичным и трудолюбивым человеком: работал, как говорится, «от зари до зари»; а кроме того, он был заядлым охотником на пушных зверей – белок и соболей.
Макар Петрович Баньщиков имел крепкое хозяйство, и к 1910 году по его размерам он обошел Якова Дубинина. Основные доходы он извлекал от зерна и разведения скота, выгодно сбывая товар на городском рынке. В его хозяйстве были сельхозмашины: жатки-самосброски, конные грабли, двухколёсные конные плуги. Все машины были заграничного производства – фирмы «Осборн», «Мак-Кормик», маслобойки шведского производства «Альфа-Лаваль».
У Баньщикова все работы проводились с помощью наёмной силы. Постоянно батрачили у него Снетков Николай Дмитриевич с женой и детьми, Иваном и Андреем, а также семьи братьев Подобашиных. Постоянным пастухом работал крещёный бурят Сырен Санхиров, он с дочерью Екатериной также ведал молочным гуртом и производил переработку молока. Старожилами села были дети трёх братьев Снетковых: Кирилла, Дмитрия и Кузьмы.
Их отец, Иван Снетков, служил хувараком в Анинском дацане и имел своё бурятское имя – Абугулдай. Где- то в 1830 г. он поступил в работники к Василию Дубинину. Поскольку Дубинин сам был бурятского происхождения, он охотно взял на работу своего земляка из Аги. Оценив усердие и трудолюбие паренька, Дубинин женил его на русской девушке и окрестил в православную веру, взяв для этого фамилию от проезжавшего в то время чиновника Снеткова. Сын Ивана Снеткова, Дмитрий, был весьма рачительным хозяином, владел плотницким и столярным мастерством, любил охоту. У Дмитрия были дочь Вера, сыновья Селиверст и Илья.
Потомство Подобашиных в селе состояло из шести самостоятельных бедняцких хозяйств. Мать этого большого семейства, «бабушка Любава», и её муж, Пётр Семёнович, были из крещёных бурят. А в селе Булуганск была бурятка Булсэма. На ней женился один каторжанин и от них пошли Белоусовы.
Цесаревич и крещёные буряты
Село Анинск. В Онинском станке с 1896 г. существовала Николаевская церковь, а так же миссионерское училище и пансион. В миссионерском училище останавливался на ночлег цесаревич Николай во время своей инспекционной поездки по Сибири. Здание школы и улица были иллюминованы тысячами разноцветных фонариков и двумя тысячами плошек. Будущий царь изволил принять крещёных инородцев, поднёсших хлеб-соль, и пожелал сняться с ними на фото.
Село Карбаиновка. Фамилия «Карбаинов» произошла от бурятских слов: «Хара баян», что означает «чёрный богач». А от фамилии, соответственно, произошло название деревни. Жители села на большие церковные праздники выезжали в церковь села Верхние Тальцы, настоятелем которой был Виктор Вахрушев. В большие религиозные праздники женщины несли к священной горе Болдок большую икону, поднимались на вершину, где стоял деревянный крест – и там молились. Они просили у Бога здоровья, дождя и урожая. В таких походах участвовали и дети. Очевидно, это было христианизированной формой почитания тенгрианского культа – обоо, поклонения божествам, хозяевам местности.
Село Удинск. Много-много лет назад из кижингинских степей переехал в Удинскую долину один бурят, которого звали Бадма Бисингаев. Он принял крещение в Кульской церкви. Крестивший его поп Машанов, не мудрствуя лукаво, дал новокрещённому свою фамилию и имя Данила. Так родился новый христианин, Данила Машанов, он же Данила-баабай. От него и повелась родословная Машановых. Данила-баабай обосновался в местности Поднаран со своими 35-ю коровами и 250 лошадьми. Ныне фамилия Машанов – одна из наиболее распространённых в районе.
Село Кульск. Кульская Спасская церковь была открыта в 1800 г. Священником был Александр Бобровников, выпускник Иркутской духовной семинарии. А его помощником был крещёный бурят Михаил Сперанский. Село Санномыск основали казаки. Они пришли в Сибирь с этапом, сопровождая пугачёвских бунтовщиков, здесь остались и женились на бурятках. Потомки первых казаков – Хайдуковы, Краснопеевы, Челондаевы – и сейчас живут в селе.
Фото из архива М. Гармаевой
Александр МАХАЧКЕЕВ
Нет комментариев