Памятник Федору Черенкову у "Открытие Арены"
За пять минут я с содроганием понял, что автор памятника Черенкову ничего о Черенкове не знает. Хуже того – и не хочет знать. И с какой-то даже, как показалось, гордостью, парадоксальной и необъяснимой, это подчеркивает.
Важно то, что это говорилось под диктофон. В ином случае все сказанное можно было бы расценить как доверительный, немного даже интимный рассказ художника, не предназначенный для выноса на публику. Что, правда, было бы странно, учитывая, что мы только что познакомились и я представился журналистом. Но диктофон был, и рассказ этот для публикации и предназначался.
Спасибо Рукавишникову-младшему, конечно, за честность – мог ведь и навести тень на плетень. Но, наверное, ему было невдомек, что есть на свете миллионы людей, которые относятся к этому чудовищно рано, в 55 лет, ушедшему от нас волшебнику совершенно иначе. Не как к "официальной деятельности", а с точностью до наоборот. И если тебе доверяют изваять его памятник, то это – огромная ответственность перед чувствами этих людей. И такое подчеркнутое безразличие не может их не покоробить.
После этого я уже был готов ко всему. И, когда Сергей Родионов, гендиректор "Спартака" и ближайший друг Черенкова, снял покрывало, в первую секунду выдохнул с некоторым облегчением. Не потому, что был в таком восторге от памятника. А потому, что эта беседа заставляла меня ожидать худшего.
Уже потом я узнал, что ситуацию отчасти спасли четыре приезда родственников и друзей Черенкова, всякий раз довольно сильно корректировавших детали. И что первый вариант был отбракован ими единогласно.
В итоговом варианте черты лица Черенкова вполне узнаваемы. Со знаменитой фотографии в журнале "Огонек" калька сделана добротно. Но эта выпяченная, как у Криштиану Роналду, грудь (ах да, он же "этакий победитель", "воин, некий идол" – трудно подобрать менее подходящие для него характеристики)... Это отсутствие щемящей Фединой грустинки во взгляде... Эти длинные мускулистые ноги, которые не имеют с настоящим Черенковым ничего общего...
Какими бы правильно воспроизведенными ни были черты лица, в них не передать душу. А как ее передашь, не зная о человеке ничего? Как почувствуешь, если "памятников футболистам по миру тысячи. Мяч, кеды"? Рукавишников лепил абстрактного футболиста (один из знакомых знатоков искусства увидел в нем даже больше сходства с "Давидом" Микеланджело). Для пущей убедительности – с гладиаторскими мотивами.
А надо было – Черенкова.
Нет комментариев