Третья неделя Великого поста называется Крестопоклонной. На утрене, после великого славословия - вынос Креста и поклонение ему. В эти дни молящиеся в храмах совершают поклонение Кресту Господню, на котором, согласно христианскому вероучению, был распят Иисус Христос.
Основной формой Креста Господня, принятой византийской и русской иконописью, является четырехконечный крест, дополненный двумя перекладинами сверху и снизу. Верхняя горизонтальная перекладина символизирует табличку с надписью «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Эту табличку по приказанию Понтия Пилата прибили к кресту перед распятием, чтобы посмеяться над Спасителем и унизить его. На древних крестах надпись отсутствует, а вместо нее с VII по XVI век писали IС ХС (Иисус Христос). Надпись «Иисус Назорей, Царь Иудейский» (I.Н.Ц.И.) впервые появляется на Западе, а в русских памятниках — в XVII веке.
О подножии Креста говорят многие отцы Церкви. Самое первое его значение, «практическое», — поддерживать тело Распятого на Кресте. Существуют и символические значения скошенной перекладины. Самое известное из них возникло в XV–XVII вв., когда дощечка стала изображаться со скошенным кверху правым концом. Как известно, по обе стороны Креста Господнего были распяты два разбойника. Один из них хулил умирающего Спасителя, другой же просил Господа помянуть его в Царствии Небесном. Таким образом, приподнятый конец перекладины устремляется вверх, к небу, символизируя распятого по правую руку от Спасителя разбойника, который, покаялся и вошел с Господом в Царствие Небесное. Другой конец перекладины, обращенный вниз, символизирует второго разбойника, который, ругаясь на Христа, закрыл для себя путь к покаянию..
На нижней части Креста нередко изображаются камни Голгофской горы и Адамова глава — череп Адама, по преданию, похороненного на Голгофе. По Промыслу Божьему Спаситель своей смертью искупил грех Адама и даровал людям возможность спасения.
Иконографии Распятия свойственны изображения различных персонажей Священного Писания. Иногда рядом с Крестом изображаются фигурки воинов, держащих копье и трость, с помощью которых пытали Спасителя. По правую и по левую стороны Креста могут стоять Божия Матерь, Иоанн Богослов, кто-нибудь из Жен Мироносиц, сотник Лонгин, который при Кресте покаялся и уверовал в Христа, Иоанн Креститель, апостолы Петр и Павел, святые и вселенские учители: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст.
В ставропигиальных («ставропигия» греч. «устанавливать, водружать») монастырях крест устанавливали собственноручно сами Патриархи. Подчиняются такие монастыри непосредственно Патриарху, например, Троице-Сергиева лавра и Оптина пустынь. В Русской Православной Церкви на сегодняшний день 28 ставропигиальных монастырей: 14 мужских и 14 женских.
Существует ещё Кийский Крест. По преданию, в 1639 году будущий Патриарх Никон во время шторма спасся на безлюдном острове. Ступив на землю, он спросил: «Кий сей остров? (Что это за остров?)» Остров не имел названия. Тогда Никон сказал: «Пусть же сей остров зовется Кий». В память о своем спасении Никон установил на острове деревянный крест. Став Патриархом, он рассказал об острове царю Алексею Михайловичу, который разрешил основать там монастырь. Для иконостаса монастырского собора по прошению Патриарха Никона, изготовили крест-мощевик, аналогичный по размерам Кресту, на котором распяли Христа. Сейчас святыня находится в московском храме преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках и доступна для поклонения.
#КрестГосподень
Комментарии 3