2025.09.30 Мир сердца без Христа - дорога к мертвым https://www.youtube.com/watch?v=rqNcKJq-Pf4 Пожертвовать скиту https://payment.alfabank.ru/sc/KGbZuh ...
Подать записку https://o-sergiy.ru/ Благотворительный магазин скита, книги батюшки и православная одежда: ксвету.рф Все ссылки https://sergiybaranov.taplink.ws/ Я хочу сказать тебе очень важное слово, духовное слово, как путь. Путь непрелестный и истинный, ведущий к нему. Духовная жизнь - это наука из наук и искусство из искусств. Здесь недостаточно только ревности, упорства, постоянства, самоотверженности. Всё это энергия, дающая тебе толчок, движения. Но куда ты направишься, в какую сторону, это уже зависит от того, насколько ты знаешь путь. Знание истинного пути - это и есть духовная мудрость. Но путь - это не только духовное направление, это и то, как ты пойдёшь и что с собой возьмёшь. Опыт и рассудительность, а потом уже ревность и терпение. Всё это и есть путь. Возьми с собой несколько моих советов. Советов от опыта. опыта, ошибок, боли и слёз, которые мне пришлось пройти. Возьми у меня даром то, за что мне пришлось заплатить дорогой ценой. Я отдаю тебе всё по любви. Итак, во-первых, хочу сказать об очень важном. Важном, но не самом главном. О главном я скажу. Во-вторых, очень важный момент в Иисусовой молитве, можно сказать, её основа - это покаяние, без которого все наши труды будут не то чтобы напрасны, они будут во вред, не в ту сторону. Ибо что бы ты не делал в духовном труде, постелся, обдел, не спал, усердствовал в количестве и качестве, во внимании, пусть у тебя будут успехи в чистоте сердца от помыслов. внимательное удержание молитвы в сердце, непрестанность, теплота, умиление, мир и тишина. Но ты никогда не будешь безопасен от помыслов тщеславия. И это одно сведёт все твои труды на нет. На нет - это значит в ноль. Но я скажу даже больше. Всё уйдёт в минус. В духовное поражение болезни. вследствие чего в смерть. И чем больше будет энергия духовной ревности, тем глубже будет падение. От этой страшной духовной болезни есть только одно средство смирение. Смирение, которое рождается в труде покаяния. Вот сейчас остановись. Остановись и услышь. Услышь, что я тебе скажу. Никто не может смириться сам по себе. Это очень важно. Ты можешь сколько угодно твердить как мантру помилуй имя грешного, но это будут всего лишь слова. Человек так устроен, и у него есть порок страха, боли, самосохранения. Он всегда останавливается в критической точке. Да, этот порок у всех разный, но его не может не быть. Когда мы учимся первый раз делать себе укол, рука останавливается у самого тела. Это природа самосохранения. Но укол можно преодолеть, а вот сможешь ли ты сам себе прооперировать, скажем, аппендицит, да ещё и без наркоза? Это невозможно. Так вот, вскрыть всю глубину своего греховного поражения - это неимоверная боль для нашей гордыни. Человеку это невозможно в полной мере. Он невольно останавливается в критической точке и подаётся назад. Смирить человека может только внешний объект. Как прооперировать хирург? В православной традиции это в первую очередь духовник. Если нет духовника, смирять будет сам Бог скорбью и искушений. Я тебе скажу самое важное о хорошем, мудром духовнике. Он должен подарить тебе покаяние. Всё остальное второстепенно. Устав, каноны, традиции, техника молитвы. Как сидеть, где концентрировать внимание, как дышать, где и как держать ум. помыслы сосредос точенность, чистота, теплота, умиление. Всё это второстепенные вещи, неосоленные покаянием, они губят, раздувая тщеславие. Не надейся уловить уловить тщеславие на уровне помыслов. Оно гораздо тоньше и глубже. Им поражены глубины нашей интуиции. Это неуловимые энергии нашей, поражённые грехом природы. Ты можешь сколько угодно твердить помилу имя грешного, как мантру, как заклинание. Ничего не произойдёт. Тщеславие может тщеславиться даже покаянием. И эту болезнь не уговаривают с ней, не спорят, не договариваются, её убивают и никак иначе. Вот здесь нужен не терапевт, здесь нужен хирург. Мудрый духовник должен подарить тебе драгоценный подарок. Правду о самом себе. Не рассказать, потому что ты не поверишь. Он должен показать тебе себя самого, создав тебе провокацию, в которой проявится действие твоего ничтожества. С чего он начнёт? С чего он начнёт? Никогда не было такого, чтобы новоначальному создали комфортные, идеальные условия для молитвы благостной, устранив все внешние раздражения, их, напротив, усугубт. Усугубт, помечтив послушников социум в отношения с такими же грешниками, как он сам. столкнуться характере, привычке, мнения и куда денется молитва, тишина, умиление, смирение, впух и прах, мнение о себе зашатается и и рухнет, а потом опять и опять расстройство сменится разочарованием, а затем и отчаянием почти до точки срыва, до точки ада. И вот когда все надежды на себя истощатся, тогда вырвется не стон, ни крик. Это будет скорее хрип на грани ада. Я ничто, я погибаю. Спаси меня. Вот в этой точке тебе можно дать оружие, безопасное для тебя самого. И это оружие, имя божиье, которым ты будешь бить не супостатов, а оперировать себя самого. Потому что главный супостат для себя ты и есть соглашающийся на грех. Внешние враги могут только предлагать грех, а вот чтобы принять его, это только в твоей власти. Пойми, куда нужно бить. себя самого, а не вовне. Бей внутрь, в самое твоё сердце. Грех там. Убей его, уничтожь. Если рука твоя останавливается в критической точке, ищи хирурга, духовника. Он нарушит твой духовный комфорт, мнимый мир. Не мир принёс я, но меч, - говорит Христос. Духовник раздёрги раздёргает твою самость. расшатает и обрушит в пыли хлам. И вот из этого хлама начнёт собирать заново нового человека, нового Адама, который, уже пройдя точку познания не добра и зла, а познания себя самого, не захочет стать богом без Бога, потому что без Бога он даже не глина, он зловоние, труп, смерть. То, что я тебе сейчас рассказал - это всего лишь начальный трудовой период духовной жизни, период покаяния. Это основа, фундамент, без которого невозможно движение, восхождение по духовной лестнице. Но не спутай это с целью, не остановись здесь. Это фундамент, от которого ты оттолкнёшься, но впереди ещё целый путь. И вот это второе, о чём я хотел тебе сказать. Второе и самое главное. Пройдя путь покаяния тяжёлый, изнурительной до отчаяния, многие думают, что достигли цели и настраиваются на отдых, покой, мир, который они заслужили. Они даже пользуются этим критерием для убеждения в том, что обрели желаемое совершенство. Но Христос сказал в Евангелии странное слово: Мир мой даю вамкак я даю. Господь говорит о мире несколько в другом плане, нежели как состояние покоя, умиротворения. И вот теперь слушай очень важном. Часто люди, занявшиесь Иисусовой молитвой, ищут именно этого. Состояние покоя, духовного комфорта как цели. В восточных практиках это называется нирваной. Нирвана как цель. Но мы ведь с тобой не буддисты, мы христиане. Наша цель Христос. Христос, который держит в руках крест с болью всего мира. И мы должны войти не в покой, а в Христа. Это называется обожением, соединением двух природ: нашей человеческой природы и природы божественной. В практике медитации используют техники удаления от мира и от того, что в мире, достигая равнодушие ко всему земному, ко всему, что нарушает их духовный покой. Земля несёт на себе скорбь, греха, поражения, труда, непокоя. Поэтому им нужно от всего отрешиться и успокоиться в этом ничто. Безвидно, безобразно, безэмоционально. но в конечном счёте и в безликости Бога, который тоже становится Богом никто, чтобы не беспокоить человека в его духовной нерване. Так вот, к сожалению, многие христиане в практике Иисусовой молитвы вдруг идут тем же путём, приводящим к равнодушие к миру и к тому, что в мире, находя в этом покой и умиротворение. Но природа этого покоя - эгоизм. Эгоизм как антипод любви. Главный принцип любви: она не ищет своего. А здесь все духовные силы и внимание направлены на искание личного покоя мира, отрешившись всего, что не я. Это не наш Бог. Бог как любовь. Бог не презирает мир. Он любит его даже в его поражённом состоянии. Он его любит. И эта любовь как боль, как сострадание. Если в таинстве обожения мы входим в природу Бога, которая любовь, мы входим именно в эту природу неравнодушие. Неравнодушие, а участие в печали за мир. Как преодолеть это несоответствие? Это разделение природы Бога и человека. Бога как любовь и человека как эгоизм. Люди, стремящиеся к покою в медитации, начинают консервировать своё сердце, ограждать от внешних воздействий, нарушающих духовный комфорт. Они делают из него кокон. Кокон, бутон, из которого вырастет нарцис. Нарцисс, любующийся только своей красотой и не больше. Все эти практики занимаются внешним сердцем, сердцем чувств и эмоций. Их результат лепится из этого материала. Им нужно сразу ощутить, пережить, насладиться состоянием покоя, умиротворения, но больше ничего. Может быть, в их духовных практиках нервана - это нечто, но в христианстве это пошло и мёртво, потому что Христос - это жизнь, а не её остановка. Как это происходит в христианстве, в науке, из наук, умной молитве? В самом начале, на первом этапе мы не даём внешнему сердцу молитвенного покоя, комфорта, иначе все наше дела будет происходить здесь. Но Бог глубже. Встреча с ним происходит в глубоком, тонком сердце, а на внешнем сердце человек встречается лишь с самим собой самообожение. Поэтому мы не покоим внешнее сердце в духовном комфорте. Мы тревожим его, ковыряем, копаем, разбиваем внешнюю эмоциональную оболочку и углубляемся внутрь. Есть такое выражение: каменное сердце чёрствое, сухое. Это сердце, чтобы раскопать, сначала нужно размягчить, увлажнить. Нужен пот, кровь и слёзы. Это первый деятельный период умной молитвы. Иначе ты останешься на внешнем сердце, достигнув эгоистичного покоя, думая, что это уже нечто высокий результат, а это всего лишь ничто, ноль. Ты ничего не достиг, кроме иллюзий. И твой мнимый мир всего лишь равнодушие. Но Бог-то неравнодушен, значит, ты не в нём. Медитация покоит сердце, приводя к иллюзии мирности, а Иисусова молитва тревожит его, оголяет твою личную немирность в отрыве от Бога. Нельзя успокаиваться там, где ещё очень опасно. Это может стоить жизни. Не засыпай, когда летят поли и идёт враг. Он убьёт тебя спящим. Мы копаем и углубляемся в сердце глубже и глубже, но не для того, чтобы закопать себя, превратив в покойника от слова покой. Ещё раз говорю, покой не наша цель. Наша цель - Христос. Христос, которого мы ищем в глубоком сердце. Внешнее сердце живёт грубыми животными и энергиями. Бог звучит глубоко и тонко. В глубоком сердце есть очень тонкий, оголённый нерв, как очень чуткая струна. Это она вибрирует тончайшим реликтовым излучением Бога. Бог звучит в этой оголённой струне сверхчуткой и сверхтонкой. Это самая болевая глубинная точка нашего сердца, которая реагирует на тончайший внешний сигнал боли, отзываясь сочувствием. Ты понимаешь, о чём я сейчас тебе говорю? Это и есть самое главное отличие молитвы Иисусовой от восточных практик медитации. Там результат покоя и равнодушия. У нас боль за весь мир и даже за врагов. Это и есть Христос, с которым мы соединяемся в таинстве обожения. Мы им живём, чувствуем, действуем. И это не равнодушие к миру, а преображённое сочувствие и боль за него. Это наша цель. Не бездушная нервана и эгоистичный покой, который сродни духовной смерти. Это жизнь, сочувствие, любовь. Любовь не как эмоциональная сентиментальность, а как боль за человека, другого человека, знающего боль, знающего, как катарсис истощания. Нельзя сочувствовать в полной мере, не имея опыта личной боли, скорби на грани отчаяния. Христос любит этот мир и скорбит о нём, потому что он сам добровольно прошёл точку крика или масовых вани, точку кровавого пота и точку смерти. Ты видишь глобльную пропасть между боддийским ничто и нашим великим богом, который любовь. Только любовь как отдавание, как смерть любимого может быть окончательной. совершенной истиной. Всё остальное пустое. Но любовь - это Бог, а я глина, я грязь. С этого и начинается Иисусова молитва. С этого начинается и этим заканчивается. Нет праведного пред Богом, нет ни единого. Когда-то преподобного старца Ефрема Аризонского, ученика великого Иосифа исихаста, часть афонских отцов обвинила в прелести из-за того, что он оставил святую гору и уехал в Америку, где основал 19 православных монастырей. Отцы посчитали странным оставить пустыню и выйти во внешнее пространство по подобие отца, блудного сына, который не мог ждать и вышел навстречу. Отец Ефрем был уже вызревшим зерном, которому не навредил мир. Напротив, мир питался от него духом, которого он имел уже с избытком. Примерно то же самое было и с преподобным Серафимом Саровским, когда после подвига молчания, затвора, уединения Господь благословил его выход на проповедь: "Теперь, теперь принимай всех". К чему я привожу эти примеры? Очень важно понимать последовательность этапов духовной жизни и конечную цель. Я уже говорил, что в начале непрошедшему трудовой путь покаяния категорически вредно уединение затвор пустыни. Его сначала погружают в социум общежитие, где выйдут наружу все его грехи и недостатки. И здесь он должен находиться, пока не вызреет его покаяние, знание самого себя как которое остро нуждается в спасителе и духовнике. Только после этого ему позволят погрузиться в уединение внутри своего сердца, но не для того, чтобы остаться там в эгоистичном покое, а для того, чтобы в духовный период соединиться со Христом и во Христе выйти снова в мир не для соучастия в грехе, а для плача и сочувствия этому грешному миру. Это и есть природа Христа, природа любви. Не гнушаться, а сочувствовать, не брезгавать, а плакать о мире. Я говорю тебе об этой высокой цели не для искушения тебя высокоумием, а для того, чтобы ты понял, середина духовного пути, когда ум покоится внутри сердца- это ещё не цель. Цель дальше. через соединение со Христом войти в участие о мире, в печаль о нём, плачь. И вот в конце о самом важном. О самом важном. Мы с тобой ещё не прошли даже первый этап покаяния. Может быть, даже не пройдём и за всю жизнь. Но этот период нельзя перепрыгнуть, нельзя ускорить. Царствие Божие нудится, и употребляющие усилия предвосхищают его. Самое безопасное идти длинным путём. Пусть путь покаяния растянется, как у евреев, на 40 лет. Пусть больше, пока не вымрет эгоистичный, гордый, наглый человек, и родится новый, скромный, тихий, плачущий о своём ничтожестве, своей несостоятельности. То, что я пишу тебе, это и есть сихазм, вернее, его фундамент основы. Не только тишина, мир, покой в безвидности. Без первого нет второго. Но второе- неконечная цель. Конечная цели и сихазма не достижение равнодушия в мнимом покое, а вхождение во Христа, который любовь. И эта любовь живая. Она радуется, но и плачет, мирствует, но и болит, умирает и живёт. Она не замирает в вечном покое нирваны. Любовь - это жизнь. Она не останавливается. и не перестаёт
0:01
[музыка]
0:10
[музыка]
0:18
Я хочу сказать тебе очень важное слово,
0:21
духовное
0:23
слово, как путь.
0:26
Путь непрелестный и истинный, ведущий к
0:29
нему.
0:31
Духовная жизнь - это наука из наук и
0:33
искусство из искусств.
0:36
Здесь недостаточно только ревности,
0:38
упорства, постоянства,
0:40
самоотверженности.
0:42
Всё это энергия, дающая тебе толчок,
0:45
движения.
0:47
Но куда ты направишься, в какую сторону,
0:50
это уже зависит от того, насколько ты
0:53
знаешь путь.
0:56
Знание истинного пути - это и есть
0:58
духовная мудрость.
1:01
Но путь - это не только духовное
1:03
направление, это и то, как ты пойдёшь и
1:05
что с собой возьмёшь.
1:09
Опыт и рассудительность,
1:11
а потом уже ревность и терпение.
1:14
Всё это и есть путь.
1:18
Возьми с собой несколько моих советов.
1:21
Советов от опыта.
1:24
опыта, ошибок, боли и слёз, которые мне
1:27
пришлось пройти.
1:30
Возьми у меня даром то, за что мне
1:32
пришлось заплатить дорогой ценой.
1:35
Я отдаю тебе всё по любви.
1:39
Итак, во-первых, хочу сказать об очень
1:42
важном. Важном, но не самом главном.
1:47
О главном я скажу. Во-вторых,
1:50
очень важный момент в Иисусовой молитве,
1:52
можно сказать, её основа - это покаяние,
1:56
без которого все наши труды будут не то
1:59
чтобы напрасны,
2:01
они будут во вред, не в ту сторону.
2:04
Ибо что бы ты не делал в духовном труде,
2:07
постелся, обдел, не спал, усердствовал в
2:10
количестве и качестве, во внимании,
2:14
пусть у тебя будут успехи в чистоте
2:16
сердца от помыслов. внимательное
2:18
удержание молитвы в сердце,
2:21
непрестанность, теплота, умиление, мир и
2:23
тишина.
2:26
Но ты никогда не будешь безопасен от
2:28
помыслов тщеславия.
2:31
И это одно сведёт все твои труды на нет.
2:35
На нет - это значит в ноль.
2:38
Но я скажу даже больше.
2:41
Всё уйдёт в минус.
2:44
В духовное поражение болезни. вследствие
2:47
чего в смерть.
2:49
И чем больше будет энергия духовной
2:51
ревности, тем глубже будет падение.
2:56
От этой страшной духовной болезни есть
2:59
только одно средство смирение.
3:02
Смирение, которое рождается в труде
3:05
покаяния.
3:08
Вот сейчас остановись.
3:10
Остановись и услышь.
3:14
Услышь, что я тебе скажу.
3:17
Никто не может смириться сам по себе.
3:22
Это очень важно.
3:24
Ты можешь сколько угодно твердить как
3:26
мантру помилуй имя грешного,
3:29
но это будут всего лишь слова.
3:34
Человек так устроен, и у него есть порок
3:36
страха, боли, самосохранения.
3:39
Он всегда останавливается в критической
3:42
точке.
3:44
Да, этот порок у всех разный, но его не
3:46
может не быть.
3:49
Когда мы учимся первый раз делать себе
3:51
укол, рука останавливается у самого
3:54
тела.
3:56
Это природа самосохранения.
3:59
Но укол можно преодолеть,
4:02
а вот сможешь ли ты сам себе
4:03
прооперировать, скажем, аппендицит,
4:06
да ещё и без наркоза?
4:09
Это невозможно.
4:12
Так вот, вскрыть всю глубину своего
4:14
греховного поражения - это неимоверная
4:16
боль для нашей гордыни.
4:19
Человеку это невозможно в полной мере.
4:23
Он невольно останавливается в
4:25
критической точке и подаётся назад.
4:30
Смирить человека может только внешний
4:32
объект. Как прооперировать хирург?
4:36
В православной традиции это в первую
4:38
очередь духовник.
4:41
Если нет духовника,
4:43
смирять будет сам Бог скорбью и
4:45
искушений.
4:49
Я тебе скажу самое важное о хорошем,
4:52
мудром духовнике.
4:55
Он должен подарить тебе покаяние.
4:58
Всё остальное второстепенно. Устав,
5:01
каноны, традиции, техника молитвы. Как
5:04
сидеть, где концентрировать внимание,
5:06
как дышать, где и как держать ум.
5:10
помыслы сосредос точенность, чистота,
5:13
теплота, умиление.
5:16
Всё это второстепенные вещи, неосоленные
5:19
покаянием,
5:20
они губят, раздувая тщеславие.
5:25
Не надейся уловить уловить тщеславие на
5:28
уровне помыслов.
5:30
Оно гораздо тоньше и глубже.
5:34
Им поражены глубины нашей интуиции.
5:38
Это неуловимые энергии нашей, поражённые
5:41
грехом природы.
5:44
Ты можешь сколько угодно твердить помилу
5:47
имя грешного, как мантру, как
5:48
заклинание.
5:50
Ничего не произойдёт.
5:54
Тщеславие может тщеславиться даже
5:56
покаянием.
5:58
И эту болезнь не уговаривают с ней, не
6:01
спорят, не договариваются,
6:03
её убивают
6:05
и никак иначе.
6:08
Вот здесь нужен не терапевт, здесь нужен
6:11
хирург.
6:13
Мудрый духовник
6:15
должен подарить тебе драгоценный
6:17
подарок.
6:19
Правду о самом себе.
6:22
Не рассказать, потому что ты не
6:24
поверишь.
6:26
Он должен показать тебе себя самого,
6:30
создав тебе провокацию, в которой
6:32
проявится действие твоего ничтожества.
6:36
С чего он начнёт?
6:40
С чего он начнёт? Никогда не было
6:42
такого, чтобы новоначальному создали
6:44
комфортные, идеальные условия для
6:47
молитвы благостной,
6:50
устранив все внешние раздражения,
6:54
их, напротив, усугубт.
6:57
Усугубт, помечтив послушников социум в
7:01
отношения с такими же грешниками, как он
7:04
сам.
7:06
столкнуться характере, привычке, мнения
7:10
и куда денется молитва, тишина,
7:12
умиление, смирение,
7:14
впух и прах,
7:17
мнение о себе зашатается и и рухнет,
7:21
а потом опять и опять
7:25
расстройство сменится разочарованием, а
7:27
затем и отчаянием
7:30
почти до точки срыва, до точки ада.
7:34
И вот когда все надежды на себя
7:36
истощатся,
7:38
тогда вырвется не стон, ни крик.
7:42
Это будет скорее хрип на грани ада.
7:46
Я ничто, я погибаю. Спаси меня.
7:51
Вот в этой точке тебе можно дать оружие,
7:54
безопасное для тебя самого.
7:57
И это оружие, имя божиье, которым ты
8:00
будешь бить не супостатов,
8:03
а оперировать себя самого.
8:07
Потому что главный супостат для себя ты
8:09
и есть соглашающийся на грех.
8:14
Внешние враги могут только предлагать
8:16
грех, а вот чтобы принять его, это
8:19
только в твоей власти.
8:22
Пойми, куда нужно бить.
8:25
себя самого, а не вовне. Бей внутрь, в
8:28
самое твоё сердце. Грех там. Убей его,
8:32
уничтожь.
8:35
Если рука твоя останавливается в
8:37
критической точке, ищи хирурга,
8:39
духовника.
8:41
Он нарушит твой духовный комфорт, мнимый
8:44
мир.
8:46
Не мир принёс я, но меч, - говорит
8:48
Христос.
8:50
Духовник раздёрги раздёргает твою
8:53
самость. расшатает и обрушит в пыли
8:56
хлам.
8:58
И вот из этого хлама начнёт собирать
9:01
заново нового человека, нового Адама,
9:05
который, уже пройдя точку познания не
9:07
добра и зла, а познания себя самого,
9:12
не захочет стать богом без Бога,
9:15
потому что без Бога он даже не глина, он
9:19
зловоние, труп, смерть.
9:23
То, что я тебе сейчас рассказал - это
9:25
всего лишь начальный трудовой период
9:27
духовной жизни, период покаяния.
9:31
Это основа, фундамент,
9:34
без которого невозможно движение,
9:36
восхождение по духовной лестнице.
9:40
Но не спутай это с целью, не остановись
9:43
здесь.
9:46
Это фундамент, от которого ты
9:47
оттолкнёшься, но впереди ещё целый путь.
9:51
И вот это второе, о чём я хотел тебе
9:55
сказать.
9:57
Второе и самое главное.
10:01
Пройдя путь покаяния тяжёлый,
10:03
изнурительной до отчаяния,
10:06
многие думают, что достигли цели и
10:08
настраиваются на отдых, покой, мир,
10:12
который они заслужили.
10:15
Они даже пользуются этим критерием для
10:17
убеждения в том, что обрели желаемое
10:20
совершенство.
10:23
Но Христос сказал в Евангелии странное
10:25
слово:
10:27
"Мир мой даю вам". Не как мир даёт, а
10:30
как я даю.
10:33
Господь говорит о мире несколько в
10:35
другом плане, нежели как состояние
10:37
покоя, умиротворения.
10:41
И вот теперь слушай очень важном.
10:46
Часто люди, занявшиесь Иисусовой
10:48
молитвой, ищут именно этого. Состояние
10:52
покоя, духовного комфорта как цели.
10:56
В восточных практиках это называется
10:58
нирваной.
11:00
Нирвана как цель.
11:03
Но мы ведь с тобой не буддисты, мы
11:05
христиане.
11:07
Наша цель Христос.
11:09
Христос, который держит в руках крест с
11:12
болью всего мира. И мы должны войти не в
11:16
покой, а в Христа.
11:20
Это называется обожением,
11:23
соединением двух природ:
11:26
нашей человеческой природы и природы
11:28
божественной.
11:32
В практике медитации используют техники
11:34
удаления от мира и от того, что в мире,
11:37
достигая равнодушие ко всему земному, ко
11:41
всему, что нарушает их духовный покой.
11:45
Земля несёт на себе скорбь, греха,
11:48
поражения, труда, непокоя.
11:51
Поэтому им нужно от всего отрешиться и
11:54
успокоиться в этом ничто.
11:57
Безвидно, безобразно, безэмоционально.
12:01
но в конечном счёте и в безликости Бога,
12:04
который тоже становится Богом никто,
12:08
чтобы не беспокоить человека в его
12:10
духовной нерване.
12:14
Так вот, к сожалению, многие христиане в
12:16
практике Иисусовой молитвы вдруг идут
12:19
тем же путём, приводящим к равнодушие к
12:22
миру и к тому, что в мире, находя в этом
12:25
покой и умиротворение.
12:29
Но природа этого покоя - эгоизм.
12:32
Эгоизм как антипод любви.
12:36
Главный принцип любви: она не ищет
12:38
своего.
12:40
А здесь все духовные силы и внимание
12:43
направлены на искание личного покоя
12:45
мира, отрешившись всего, что не я.
12:51
Это не наш Бог. Бог как любовь.
12:56
Бог не презирает мир. Он любит его даже
12:59
в его поражённом состоянии.
13:03
Он его любит. И эта любовь как боль, как
13:06
сострадание.
13:08
Если в таинстве обожения мы входим в
13:10
природу Бога, которая любовь, мы входим
13:14
именно в эту природу неравнодушие.
13:17
Неравнодушие, а участие в печали за мир.
13:22
Как преодолеть это несоответствие? Это
13:25
разделение природы Бога и человека.
13:29
Бога как любовь и человека как эгоизм.
13:34
Люди, стремящиеся к покою в медитации,
13:37
начинают консервировать своё сердце,
13:40
ограждать от внешних воздействий,
13:43
нарушающих духовный комфорт.
13:46
Они делают из него кокон.
13:49
Кокон, бутон, из которого вырастет
13:53
нарцис.
13:54
Нарцисс, любующийся только своей
13:56
красотой и не больше.
14:00
Все эти практики занимаются внешним
14:02
сердцем, сердцем чувств и эмоций.
14:06
Их результат лепится из этого материала.
14:10
Им нужно сразу ощутить, пережить,
14:12
насладиться состоянием покоя,
14:14
умиротворения,
14:16
но больше ничего.
14:18
Может быть, в их духовных практиках
14:20
нервана - это нечто,
14:23
но в христианстве это пошло и мёртво,
14:29
потому что Христос - это жизнь, а не её
14:32
остановка.
14:34
Как это происходит в христианстве, в
14:37
науке, из наук, умной молитве?
14:41
В самом начале, на первом этапе мы не
14:44
даём внешнему сердцу молитвенного покоя,
14:47
комфорта,
14:49
иначе все наше дела будет происходить
14:52
здесь.
14:54
Но Бог глубже.
14:56
Встреча с ним происходит в глубоком,
14:58
тонком сердце,
15:01
а на внешнем сердце человек встречается
15:03
лишь с самим собой самообожение.
15:07
Поэтому мы не покоим внешнее сердце в
15:10
духовном комфорте. Мы тревожим его,
15:14
ковыряем, копаем, разбиваем внешнюю
15:17
эмоциональную оболочку и углубляемся
15:20
внутрь.
15:23
Есть такое выражение: каменное сердце
15:26
чёрствое, сухое.
15:28
Это сердце, чтобы раскопать, сначала
15:30
нужно размягчить, увлажнить.
15:33
Нужен пот, кровь и слёзы.
15:37
Это первый деятельный период умной
15:40
молитвы.
15:41
Иначе ты останешься на внешнем сердце,
15:44
достигнув эгоистичного покоя, думая, что
15:48
это уже нечто высокий результат, а это
15:51
всего лишь ничто, ноль.
15:54
Ты ничего не достиг, кроме иллюзий.
15:58
И твой мнимый мир всего лишь равнодушие.
16:03
Но Бог-то неравнодушен,
16:05
значит, ты не в нём.
16:08
Медитация покоит сердце, приводя к
16:11
иллюзии мирности, а Иисусова молитва
16:14
тревожит его, оголяет твою личную
16:18
немирность в отрыве от Бога.
16:21
Нельзя успокаиваться там, где ещё очень
16:24
опасно. Это может стоить жизни.
16:28
Не засыпай, когда летят поли и идёт
16:30
враг. Он убьёт тебя спящим.
16:35
Мы копаем и углубляемся в сердце глубже
16:37
и глубже, но не для того, чтобы закопать
16:41
себя, превратив в покойника от слова
16:43
покой. Ещё раз говорю, покой не наша
16:47
цель. Наша цель - Христос.
16:50
Христос, которого мы ищем в глубоком
16:53
сердце.
16:56
Внешнее сердце живёт грубыми животными и
16:58
энергиями.
17:00
Бог звучит глубоко и тонко.
17:04
В глубоком сердце есть очень тонкий,
17:06
оголённый нерв, как очень чуткая струна.
17:11
Это она вибрирует тончайшим реликтовым
17:14
излучением Бога.
17:16
Бог звучит в этой оголённой струне
17:19
сверхчуткой и сверхтонкой.
17:22
Это самая болевая глубинная точка нашего
17:25
сердца, которая реагирует на тончайший
17:29
внешний сигнал боли, отзываясь
17:31
сочувствием.
17:35
Ты понимаешь, о чём я сейчас тебе
17:37
говорю?
17:39
Это и есть самое главное отличие молитвы
17:42
Иисусовой от восточных практик
17:45
медитации.
17:47
Там результат покоя и равнодушия.
17:50
У нас боль за весь мир и даже за врагов.
17:55
Это и есть Христос, с которым мы
17:57
соединяемся в таинстве обожения.
18:00
Мы им живём, чувствуем, действуем.
18:04
И это не равнодушие к миру, а
18:06
преображённое сочувствие и боль за него.
18:11
Это наша цель. Не бездушная нервана и
18:14
эгоистичный покой, который сродни
18:17
духовной смерти.
18:19
Это жизнь, сочувствие, любовь.
18:22
Любовь не как эмоциональная
18:24
сентиментальность,
18:26
а как боль за человека, другого
18:29
человека, знающего боль, знающего, как
18:32
катарсис истощания.
18:35
Нельзя сочувствовать в полной мере, не
18:37
имея опыта личной боли, скорби на грани
18:41
отчаяния.
18:43
Христос любит этот мир и скорбит о нём,
18:46
потому что он сам добровольно прошёл
18:48
точку крика или масовых вани, точку
18:53
кровавого пота и точку смерти.
18:58
Ты видишь глобльную пропасть между
19:00
боддийским ничто и нашим великим богом,
19:04
который любовь.
19:07
Только любовь как отдавание, как смерть
19:09
любимого может быть окончательной.
19:12
совершенной истиной.
19:14
Всё остальное пустое.
19:17
Но любовь - это Бог, а я глина, я грязь.
19:22
С этого и начинается Иисусова молитва. С
19:24
этого начинается и этим заканчивается.
19:28
Нет праведного пред Богом, нет ни
19:30
единого.
19:34
Когда-то преподобного старца Ефрема
19:36
Аризонского, ученика великого Иосифа
19:38
исихаста,
19:40
часть афонских отцов обвинила в прелести
19:44
из-за того, что он оставил святую гору и
19:46
уехал в Америку, где основал 19
19:49
православных монастырей.
19:53
Отцы посчитали странным оставить пустыню
19:55
и выйти во внешнее пространство
19:58
по подобие отца, блудного сына, который
20:01
не мог ждать и вышел навстречу.
20:04
Отец Ефрем был уже вызревшим зерном,
20:07
которому не навредил мир. Напротив, мир
20:11
питался от него духом, которого он имел
20:14
уже с избытком.
20:17
Примерно то же самое было и с
20:19
преподобным Серафимом Саровским, когда
20:22
после подвига молчания, затвора,
20:24
уединения
20:25
Господь благословил его выход на
20:28
проповедь: "Теперь, теперь принимай
20:30
всех".
20:33
К чему я привожу эти примеры?
20:36
Очень важно понимать последовательность
20:39
этапов духовной жизни и конечную цель.
20:44
Я уже говорил, что в начале непрошедшему
20:46
трудовой путь покаяния
20:49
категорически вредно уединение затвор
20:52
пустыни.
20:54
Его сначала погружают в социум
20:57
общежитие,
20:58
где выйдут наружу все его грехи и
21:00
недостатки.
21:03
И здесь он должен находиться, пока не
21:05
вызреет его покаяние, знание самого себя
21:09
как
21:11
которое остро нуждается в спасителе и
21:13
духовнике.
21:15
Только после этого ему позволят
21:18
погрузиться в уединение
21:20
внутри своего сердца,
21:23
но не для того, чтобы остаться там в
21:26
эгоистичном покое, а для того, чтобы в
21:29
духовный период соединиться со Христом и
21:33
во Христе выйти снова в мир не для
21:36
соучастия в грехе, а для плача и
21:39
сочувствия этому грешному миру.
21:43
Это и есть природа Христа, природа
21:45
любви. Не гнушаться, а сочувствовать,
21:49
не брезгавать, а плакать о мире.
21:53
Я говорю тебе об этой высокой цели не
21:55
для искушения тебя высокоумием,
21:58
а для того, чтобы ты понял,
22:01
середина духовного пути, когда ум
22:04
покоится внутри сердца- это ещё не цель.
22:08
Цель дальше.
22:10
через соединение со Христом войти в
22:12
участие о мире, в печаль о нём, плачь.
22:18
И вот в конце о самом важном.
22:22
О самом важном. Мы с тобой ещё не прошли
22:24
даже первый этап покаяния.
22:28
Может быть, даже не пройдём и за всю
22:30
жизнь.
22:31
Но этот период нельзя перепрыгнуть,
22:33
нельзя ускорить.
22:35
Царствие Божие нудится, и употребляющие
22:39
усилия предвосхищают его.
22:43
Самое безопасное идти длинным путём.
22:48
Пусть путь покаяния растянется, как у
22:50
евреев, на 40 лет. Пусть больше, пока не
22:54
вымрет эгоистичный, гордый, наглый
22:57
человек, и родится новый, скромный,
23:01
тихий, плачущий о своём ничтожестве,
23:03
своей несостоятельности.
23:07
То, что я пишу тебе, это и есть сихазм,
23:12
вернее, его фундамент основы.
23:15
Не только тишина, мир, покой в
23:17
безвидности.
23:19
Без первого нет второго.
23:22
Но второе- неконечная цель. Конечная
23:25
цели и сихазма не достижение равнодушия
23:28
в мнимом покое, а вхождение во Христа,
23:32
который любовь. И эта любовь живая. Она
23:36
радуется, но и плачет, мирствует, но и
23:40
болит, умирает и живёт.
23:44
Она не замирает в вечном покое нирваны.
23:47
Любовь - это жизнь. Она не
23:50
останавливается.
23:51
и не перестаёт

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев