Калифорнийский исследователь Рэндоль Фонтес обнаружил движение электрических потенциалов от клетки к клетке, т.е. простейшую нервную систему в растениях. Сэр Чандре Воз при помощи оптического прибора, регистрирующего пульсации, доказал утомляемость растений. Он также обнаружил у мимозы все характеристики нервной системы.
В 70-е годы такая проверка была проведена в лаборатории профессора Б. Пушкина (Институт общей педагогической психологии). Выяснилось, что буржуазные ученые не обманули - обычная бегония, подвергнутая тестированию нашим экспериментатором, выдавала электрические сигналы величиной около 50 микровольт, реагируя на эмоциональное состояние человека, находившегося в трех метрах от испытуемой.
Результаты опытов в разных лабораториях мира подтвердили: растения - это сложные организмы, обладающие мускулами и нервами, имеющие память и музыкальные способности, страдающие от простуд, плохого пищеварения и даже от скуки.
Профессор кафедры физиологии растений Тимирязевской академии И. Гунар этот своеобразный центр обнаружил в шейке корней, которая имеет способность сжиматься и разжиматься, будто сердечная мышца.
Основываясь на этом знании, кандидат геолого-минералогических наук Н. Сочеванов провел серию инквизиторских опытов, чтобы измерить расстояние, на которое растения могут передавать сигналы. Он разложил корешки редьки в десятках метров один от другого и начал жечь спичкой крайний. Реакция лежащих поодаль корешков на боль собрата возникла сразу же. Но в тех, что лежали дальше, она была слабее, а самая маленькая амплитуда реакции была в корешке, лежащем за 800 метров от страдальца.
А КАК РАСТЕНИЯ ЭТО ДЕЛАЮТ?
О нервной системе растений, видимо, мало похожей на нашу, наука знает пока очень немногое. Но сомнений, что она есть, сегодня уже не осталось. Впрочем, еще Тимирязев предполагал, что растения обладают некой тканью, выполняющей роль нервов, где, как по проводам, бегут электрические импульсы. Сейчас эти импульсы фиксируют во множестве опытов. Специалисты начинают поговаривать о том, что любое растение обладает собственным информационным центром.
Опыты Бакстера, Пушкина, других ученых, занимавшихся изучением этой проблемы, позволили сделать еще одно очень важное открытие: растения, по-видимому, обмениваются сигналами. У них существует свой язык, подобный примитивному языку насекомых. Эксперименты, проведенные на кафедре физиологии растений Тимирязевской сельскохозяйственной академии под руководством профессора Ивара Гунара, позволили выявить, что одно растение, меняя электрические потенциалы в своих листьях, посылает другому сообщения об опасности. Удалось даже найти центр, откуда они исходят.
«Этот центр находится на шейке корня, - писал профессор, - который сжимается и разжимается, как сердечная мышца. Растения, по-видимому, умеют обмениваться сигналами, и у них существует свой сигнальный язык, подобно языку примитивных животных, например насекомых. Одно растение, меняя электрические потенциалы на своих листьях, может сообщать другому об опасности. Словом, - заключал Гунар, - если не считать прикованности растений к своему месту, нет никакой разницы между ними и животными».
Академик Эдинбургского университета Тони Труэвас также считает, что растения поглощают информацию и перерабатывают ее на почти таком же сложном уровне, что и мозг человека или животных. Следовательно, растения обладают своеобразной формой интеллекта.
"По мнению ученого, уже сам факт того, что на их долю приходится до 99% всей земной биомассы, говорит о том, что растения гораздо лучше других живых существ умеют договариваться с природой…"
Получается, что растения общаются между собой с помощью своеобразного радиотелеграфа. О его существовании, кстати, давно подозревали лесорубы, замечавшие, что при рубке дерева листья других деревьев той же породы начинали трепетать.
Исследователи попытались разработать и подтвердить гипотезу, объясняющую механизм сигнализации растений. Молекулярный биолог Кларенс Райян из университета штата Вашингтон установил, что как только гусеница начинает есть лист на помидорном кусте, остальные листья тотчас же начинают вырабатывать протаиназу - ингибитор, который связывает у гусениц пищеварительные ферменты, тем самым затрудняя, а то и делая невозможным усвоение ими пищи. Затем были найдены и каналы, по которым идут сигналы тревоги - своеобразные щели в мембранах растительных клеток. Называются они плазмодезматами.
Оказалось, что растения общаются между собой с помощью своеобразной ионной сигнализации и что она присуща не только растениям, но и многим животным, обладающим развитой нервной системой.
«Зачем она им нужна? - задали себе вопрос ученые. - Возможно, это просто рудиментарный остаток от тех времен, когда их нервная система была еще в зачаточном состоянии. А может быть, и поныне она несет функцию приемника, настроенного на сигналы чужой беды».
Из полученных результатов следует невероятный вывод: растение, довольно простой организм, не имеющий нервной системы, способно воспринимать сигналы более сложного организма. Большинство ученых считало подобную гипотезу ненаучной. Меньшинство считало, что взаимный обмен энергетической или психической информацией между любыми видами живых существ вполне вероятен. Точку над «i» поставили эксперименты Института общей и педагогической психологии, проведенныые профессором Пушкиным. Они доказали, что этот процесс действительно происходит, но на совершенно неизвестном еще нам уровне.
Отсутствие или наличие нервной системы у контактирующих объектов не имеет принципиального значения, потому что контакт осуществляется через определенное биоэнергетическое излучение, воспринимаемое непосредственно клетками этих живых организмов.
Фотографии, полученные при исследованиях на аппарате АГРД-2
Нет комментариев