По одной из версий в средневековой Скандинавии эрилем называли человека, который умеет «резать руны» с целью достижения некоего колдовского эффекта. Впервые такую интерпретацию оригинальной прото-скандинавской форме «erilaz» дал историк Б. Мис, хотя он же позднее предложил альтернативную версию, согласно которой слово «erilaz» является абляутом слова «earl» («ярл»), которое у англосаксов писалось как «eorl» и вероятно может быть переведено как «воин», «человек» или «благородный». Позже В. Орел продолжил развивать эту теорию, предположив, что «erilaz» происходит от «erǭn», что в переводе означает «битва». Таким образом, исследователь предположил, что слово «эриль» означает «тот, кто сражается», то есть – «воин».
Наиболее известным эрилем является, вероятно, воин и скальд Эгиль Скаллагримссон, о жизни и странствиях которого мы знаем благодаря эпической «Саге об Эгиле» (предположительно написана Снорри Стурлуссоном в XIII веке). В этом тексте есть три эпизода, которые указывают на то, что Эгиль действительно был эрилем, знатоком рун. В первом таком эпизоде Эгиль присутствует на пиру Барда с Атлея, где Бард и жена конунга Эйрика Гуннхильд решают отравить известного скальда, который разоблачает Барда во лжи и пьет не в меру. Они подмешивают в брагу яд, и подносят хмельное питье Эгилю. Тот втыкает нож себе в ладонь, затем вырезает на питейном роге руны и окрашивает их собственной кровью. Эгиль произносит заклинательную вису (восьмистишие) и рог лопается у него в руке. За попытку убийства он расправляется с Бардом. Примечательно, что эриль будто бы заранее чувствует подмешанный яд, так как он спокойно пил брагу из ранее поднесенных ему питейных рогов, но усомнился именно в этот раз.
В другом эпизоде Эгиль оказывается в доме Торфинна, дочь которого, Хельга, давно болеет и никак не может выздороветь. Торфинн рассказал эрилю, что сын местного бонда сотворил для нее амулет – он вырезал руны на китовом усе, который разместил под постелью девушки, однако ей стало только хуже. Эгиль изучил амулет, соскоблил с него руны их и сжег, а затем сжег весь китовый ус. Он вырезал собственные руны и положил их под подушку Хельги. После действий эриля девушка сразу выздоровела. Этот эпизод важен потому, что здесь эриль произносит вису, в которой есть важные строки «Рун не должен резать тот, кто в них не смыслит». Он пояснят, что девушка давно бы выздоровела, если бы не рунический амулет из китового уса, который сделал несведущий человек.
Третий значимых для нас эпизод «Саги об Эгиле» повествует о том, как герой возводит нитсшест против Эйрика Кровавая Секира и Гуннхильд, проклиная таким образом конунга и его жену. На палке в основе нитсшеста Эгиль «рунами вырезал сказанное им заклинание». Здесь же приводится соответствующая заклинательная виса. Указанные эпизоды говорят о том, что Эгиль Скаллагримсон был не просто знаменитым воином-поэтом (викинги называли таких воинов скальдами). Он действительно являлся мастером рун, умел использовать их как для защиты, так и для целительства и даже проклятия врагов. Существует предположение, что именно таких людей в раннесредневековой Скандинавии называли эрилями.


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев