Как в Кемерове собаки помогают детям с инвалидностью
Обнять собаку, нацепить на нее прищепку и полежать на ней, почему все это не просто игра, но и важный элемент терапии для детей с инвалидностью? В июле кемеровский проект «Доктор Пес» стал победителем четвертьфинала Всероссийского конкурса #ДоброволецРоссии.
«Такие дела» поговорили с координатором проекта, с их наставником, а также с участниками — родителями детей с инвалидностью, чтобы узнать, что такое канистерапия, насколько она развита в России и в чем ее особенность.
Что такое канистерапия?
Канистерапия — это метод абилитации и реабилитации с использованием специально обученных собак. Об этом «Таким делам» рассказала Наталья Станишевская, президент межрегиональной общественной организации «Сибирская ассоциация поддержки канистерапии», которая занимается развитием направления в Сибири.
Наталья рассказала, что в их организации они помогают детям решить психологические проблемы с социализацией и агрессией, а также с речью. «Чаще всего канистерапевты работают с пациентами, у которых есть отклонения в психическом развитии и в развитии опорно-двигательного аппарата. Животные помогают менять какие-то вещи, которые есть на подсознании. Например, ребенку кажется, что он не может сидеть, а увидев собаку, ему стало интересно, он потянулся к животному и забыл [о своей проблеме] — блок снялся», — отмечает она.
По словам Натальи, сейчас метод канистерапии используют психологи и канистерапевты. Этому направлению во всей России обучают только в Алтайском техникуме кинологии и предпринимательства в рамках специальности «кинология».
При этом в России метод канистерапии на сегодня не развит в достаточной степени: «Министерство здравоохранения уделяет мало внимания канистерапии. Но это не потому, что метод неправильный или неэффективный, а потому что реабилитация людей с ОВЗ в настоящее время для общества не очень актуальна. Поэтому и мало исследований», — считает Наталья Станишевская.
С ней согласна и Елена Дронова, член совета Кемеровской службы лечебной педагогики, автор и координатор проекта «Доктор пес». Обучение на канистерапевта и аттестация собак для проекта проходила в «Сибирской ассоциации поддержки канистерапии». «Деятельность канистерапии в России не лицензируется, сообщества, как правило, закрыты между собой, нет обмена опытом, единых стандартов по методике работы», — говорит Елена.
Среди других проблем сферы она называет то, что на законодательном уровне деятельность канистерапии никак не закреплена, большинство документов существует только на уровне рекомендаций. Например, это ГОСТ «Услуги для непродуктивных животных. Подготовка и аттестация собак для реабилитации инвалидов» и ГОСТ «Продукция для непродуктивных животных зоотехническая. Термины и определения».
Как проходят занятия?
Проект «Доктор пес» появился в 2016 году как инициатива родителей, которые хотели, чтобы для их детей с инвалидностью была доступна канистерапия. Они сами нашли специалистов и попросили их работать с их детьми.
В 2018 году в программу пришла Елена Дронова, поскольку у ее сына были нарушения речи. Елена стала всячески развивать проект и сделала его узнаваемым на региональном уровне.
Сегодня в «Доктор пес» помимо Елены работают два канистерапевта — Ольга и Юлия, а также четыре собаки: голден-ретриверы Лаки и Умка, немецкий боксер Мира и лабрадор Ника.
Занятия в проекте могут проходить как в группах, так и индивидуально (для тех, у кого достаточно тяжелое заболевание или кому сложно заниматься вместе с другими). Обычно в группе занимается не больше пяти детей, под каждого прописывается индивидуальная программа в зависимости от того, какой навык надо отработать.
«В проекте у нас участвуют психологи, дефектологи, логопед, — говорит Елена. — Собака — это мостик между специалистами, это мотиватор. На занятиях с собаками отрабатывается то, над чем мы работаем на индивидуальных занятиях со специалистами. Это подкрепляется, и поэтому у нас такие яркие и положительные результаты».
На первых занятиях ребенка знакомят с собакой — с ее хвостом, зубами, пастью. Если кому-то страшно, то он наблюдает издалека и подходит к животному, когда преодолевает боязнь. Во время основной части сотрудники проекта проводят разные упражнения, например на моторику — ребенку дают задание нацепить на пса прищепки или повесить на него пуговки, шнурки и ленточки...
Читать далее: https://takiedela.ru/news/2020/10/11/doktor-pes/
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев