Первое упоминание я нашел в книге" Материалы для истории Костромской епархии. Плёсская десятина жилых данных церквей и пустовых церковных земель":
"Церковь Николы Чудотворца в Лязговце словет Белой дани 7 алтын с деньгою, заезда алтын.
1632 год. По государеву патриаршему указу той церкви попу Викулу дана патриаршая жалованная грамота, велено платить дань вдвойне. Данные деньги и венечные пошлины платили: Льва Ивановича Долматова Карпова человек в 1640 году; Петров человек Головина в 1642 году; Дмитровской церкви поп Иван в 1643 году; попы Григорий в 1644, 1648 и 1653 году; Гавриил в 1651 году.
В 1634 году упоминается поп Дружинище Григорьев, Лязгова села Никольской церкви.
1648 году августа 1, в Дуплеховом стане отказано в поместье Фёдору Борисовичу Долматову Карпову села Дмитровского в Шиморин конец погост,а на погосте церковь Николы Чудотворца деревянная клетцки, а другая церковь Воскресения Христа плоская деревянная, а в церкви образы и книги и колокола строение мирское, а на церковной земле поп Иван Логинов с сыном с попом Фёдором, дьячёк Никонка Сергеев, дьячёк Устинка Семёнов, поп Петрунка Афонасьев, просв. Антонитка Павлова, келия нищих.
1677 год июля 1,погост Дмитровский в Лезговце, а на погосте церковь (см. выше), да на церковной земле поп Савелий, поп Аггей, просвир. Александрица Перфильева, дьячёк Ларка Никонов, в двух дворах живут бобыли,пашни церковные паханные худые земли 16 чети в поле, а сена за полью 15 копен".
В "Списках населённых мест Костромской губернии 1870-77г. упоминается: с. НИКОЛА - ЛЕЗГОВЕЦ. Положение- при речке Ковалихе. Расстояние от уездного города Кинешмы 20 вёрст. Число дворов- 4. Жителей мужского пола 7 человек, женского пола 6 человек".
В 1819 году на средства прихожан ,взамен двух деревянных, ветхих, была построена Богородицкая церковь, зданием каменная,с такою же колокольней. Ограда каменная. Кладбище при церкви. Престолов три: 1) в честь Тихвинской иконы Божьей матери; 2) Святителя Николая Чудотворца; 3) Свят. пророка Ильи. Достопримечательность церкви: местно-чтимый образ Святителя Николая Чудотворца древнего письма -1603 года. Новая каменная церковь была большая, красивая, с массивной и высокой колокольней, с которой хорошо были видны купола Кинешемских храмов. У западного входа- четыре высокие колонны. Место,где находилась церковь, давно сравняли с землей, но люди о ней помнят.
В девятнадцатом веке известны имена двух священников этой церкви: Николая Ипатьевича Потапова и его сына Михаила Николаевича. В церкви они прослужили в общей сложности 68 лет. Примечательно, что священники этой церкви вели "Летопись" с 1857 до 1913 года. Это несколько толстых тетрадей о событиях более чем в полстолетия. Отец Михаил умер неожиданно от воспаления легких в Есиплевской больнице в 1913 году в возрасте сорока пяти лет. Сыну отца Михаила,тоже Михаилу, в 1917 году было только шестнадцать лет, и он учился в духовном училище. После окончания училища он многие годы проработал учителем в Наволоках. Прошел всю войну и вернулся домой вместе со своим старшим сыном.
Новым священником с 1913 года Богородицкой церкви стал Константин Иванович Невзоров, отец жены Михаила Михайловича Елены Константиновны. Удивил он всех своим появлением в деревне: когда стали разгружаться, из саней высыпало девять ребятишек.
Отцу Константину, его жене Екатерине Ивановне и их детям выпало прожить в Лезговце самые тяжелые времена. В 1927 году его,как и многих других священнослужителей, лишили гражданских прав. Были желающие отобрать и разделить церковные земли, сенокосы, участок леса. С началом коллективизации началось раскулачивание. В дом Константина Невзорова пришли в числе первых. Отобрали почти все вещи и в их числе часы,самовар, ружьё. На торгах в д.Челесниково эти вещи выкупали родственники о.Константина. Семье дом всё же оставили. Надо было приспосабливаться к новым условиям жизни. Не прошло и двух лет, как о.Константина арестовали и осудили на пять лет тюрьмы. Отбывал он свой срок на строительстве Беломоро-Балтийского канала. Пять лет каторжной работы не прошли даром. Он постарел,сильно голодал, временами был близок к смерти. Но и через пять лет такой жизни до настоящей свободы было ещё далеко. На этот раз присудили восемь лет поселений. Там же, в ссылке, он узнал, что идёт великая война. Домой о.Константин вернулся только в конце войны. Немощный, старый, больной человек. Прихожане его не узнавали, да он и редко выходил из дома. Свою любимую церковь он ещё застал, но уже закрытую и без колокола. Ещё в 1939 году с высокой колокольни сбросили огромный колокол, весом в 125 пудов. Церковь закрыли. Последнему священнику Богородицкой церкви о.Александру Чудецкому служить не дали. Жил он в маленьком, бедном домике, после закрытия церкви уехал в Кинешму.
В начале 50-х годов церковь была взорвана в два приёма. Первый раз она не поддалась, осталась стоять. После второго взрыва осела вся целиком, разбившись на мелкую кирпичную крошку. Отец Константин этого уже не увидел.
Нелегко пришлось и Екатерине Ивановне все эти тяжелые годы. Матушка Екатерина всё же дождалась мужа. Она умерла 6 февраля 1945 года. Жить самостоятельно Константин Иванович уже не мог. Его взял к себе в Иваново сын Геннадий Константинович. Но недолго прожил в семейном уюте бывший священнослужитель. Ровно через год с небольшим, 8 марта 1946 года отправился о.Константин за своей любимой матушкой.
Рассказала эту историю своего деда Ирина Михайловна Потапова, дочь Михаила Михайловича и Елены Константиновны. Она прихожанка Семёновской церкви. Именно у неё хранятся "Летопись", фотографии церкви и уже сброшенного колокола.
Краеведческий материал был взят из книги "Репрессированные", составитель Карушина В.Н.
#ПогостЛезговец
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 7