Одна из главных задач начального образования – научить детей правильному, беглому, осознанному чтению. И эта задача чрезвычайно актуальна, т.к. чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека.
Необходима систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыка чтения от класса к классу. Полноценный навык чтения - это основа дальнейшего успешного обучения по всем школьным предметам, основной источник получения информации и способ общения. Успешное овладение навыком чтения – один из показателей уровня развития познавательной деятельности ребенка.
Навык чтения и его составляющие
Необходимо помнить, что чтение – сложный психофизический процесс. В процессе чтения можно различить три основных момента:
1.Восприятие данных слов – умение по буквам догадываться о тех словах, которые они обозначают.
2.Понимание содержания, связанного с прочитанными словами.
3.Оценка прочитанного – это умение не только прочесть книгу, но и критически отнестись к её содержанию. Данный процесс у детей наблюдается, как известно, не всегда. Навык чтения – это автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому.
В методике принято характеризовать навык чтения, называя четыре его компонента: правильность, беглость, сознательность и выразительность.
Ведущее место в этом комплексе занимает такой компонент как осознанность. Осознанность чтения трактуется как понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел и осмысление своего собственного отношения к прочитанному.
Правильность чтения определяется как плавное чтение без искажений, влияющих на смысл читаемого.
Беглость – это скорость чтения, обуславливающая понимание прочитанного текста. Такая скорость измеряется количеством печатных знаков, прочитанных за единицу времени (обычно это количество)
Важно помнить, что навык чтения – залог успешного обучения как в начальной, так и в средней школе, а также надёжное средство ориентации в мощном потоке информации, с которым приходится сталкиваться современному ребенку.
Становление навыка чтения – процесс очень непростой и длительный.
Выделяют три этапа формирования навыка чтения: аналитический, синтетический и этап автоматизации.
- Аналитический этап
Обычно считают, что аналитический этап соответствует периоду обучения грамоте. Каждому ребенку свойствен свой темп в овладении навыком чтения.
На первом этапе отслеживается каждый элемент буквы. Только к 9-10 годам у детей сформировываются механизмы произвольной регуляции деятельности и организации внимания. Ведь для того, чтобы сосредоточиться, нужно сконцентрировать внимание и не отвлекаться. Аналитический этап характеризуется тем, что все три компонента процесса чтения в деятельности чтеца «разорваны» и требуют от ребенка отдельных усилий по произведению конкретных операций. Ребенок должен увидеть гласную букву, соотнести ее со слогом.
Основная задача учащихся 1-2 классов – практически научиться находить в произведениях точку зрения рассказчика и героев. Для этого школьникам необходимо овладеть слиянием, подумать, куда надо причитать буквы вне слияния и озвучить каждый увиденный графический слог, то есть произнести его плавно так, чтобы узнать слово и понять его. Чтение по слогам – это признак того, что ребенок находится на самом первом этапе. На первых этапах обучения чтению и письму, когда очень важен звукобуквенный анализ, необходимо проговаривание..
- Синтетический этап предполагает, что все три компонента чтения синтезируются, т.е. восприятие, произнесение и осмысление читаемого происходит одновременно. На этом этапе ребенок начинает читать целыми словами. Однако, главным признаком перехода чтеца на этот этап является наличие при чтении интонирования. Важно, чтобы ребенок не просто осмысливал отдельные единицы текста, а полностью соотносил их с целостным содержанием читаемого. Интонация при чтении появляется при условии, если чтец удерживает в сознании общий смысл прочитанного. Это обычно происходит на втором году обучения в начальной школе.
- На этапе автоматизации техника чтения доведена до автоматизма и не осознается чтецом. Его интеллектуальные усилия направлены на осознание содержания читаемого и его формы: идеи произведения, его композиция, художественные средства. Для этапа автоматизации характерно стремление ребенка читать про себя. Главным признаком того, что дети достигли уровня автоматического чтения, является их непосредственная эмоциональная реакция на самостоятельно прочитанное произведение, их желание поделиться первичными читательскими впечатлениями.
Начиная с 3 класса, необходимо учить детей переходить на чтение про себя.
Итак, все этапы формирования навыка чтения ребенок проходит в своем индивидуальном темпе, продолжается это примерно 3-4 года.
Такой путь - от аналитического этапа до этапа автоматизации - может быть пройден ребенком при следующих условиях:
1.Упражнения в чтении должны быть ежедневными.
2. Отбор текста должен быть не случайным, а проводиться с учетом психических особенностей детей и литературных особенностей текстов.
3.Необходима работа по предупреждению ошибок чтения.
4.Специально должно быть организовано обучение чтению про себя, предполагающее несколько ступеней: чтение шепотом, беззвучное проговаривание читаемого, «тихое чтение», и чтение про себя.
Составитель:
учитель-логопед
Предводителева Г. А.

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев