Данные с Госуслуг – желанная добыча для аферистов. С ними мошенники могут оформить на вас кредит или выманить деньги у родственников. Конечно, Госуслуги – очень удобный сервис, но вместе с комфортом мы получаем и риски. Давайте же подробно разберёмся в том, что надо делать в случае взлома аккаунта.
КАК ПОНЯТЬ, ЧТО МОШЕННИКИ ПОЛУЧИЛИ ДОСТУП К ВАШЕМУ ЛИЧНОМУ КАБИНЕТУ
Обычно аферисты звонят своим жертвам и при помощи различных схем выманивают доступ к сайту. Но бывает по-другому: вы можете заметить странные изменения в личных данных, отправку запросов на услуги, которые вы не оформляли, или на смену пароля. Всё это признаки взлома. Вы также можете начать получать уведомления на телефон о входе в свой аккаунт.
Чтобы проверить, заходил ли кто в ваш кабинет, нажмите на своё имя пользователя и выберите вкладку «Профиль», перейдите в раздел «Безопасность» и изучите информацию в двух вкладках: «Действия в системе» и «Мобильные предложения». В них отображаются сведения о доступе к ресурсам и список устройств и приложений, в которых использовался ваш пароль от Госуслуг.
Если увидите незнакомые устройства или приложения, это явный знак, что вашим аккаунтом воспользовались.
ВОССТАНАВЛИВАЕМ ДОСТУП К АККАУНТУ
При взломе необходимо восстановить пароль. Это можно сделать в личном кабинете Госуслуг, если мошенники не поменяли почту и номер телефона. На странице авторизации появиться кнопка «Восстановить». Система попросит ввести номер телефона или почту, а также цифры ИНН, СНИЛС или паспорта. После этого ждите кода в СМС или письма на почту – это нужно для создания нового пароля.
Но чаще всего мошенники меняют привязанные к аккаунту почту и телефон, тогда на помощь придёт онлайн-банк.
Откройте приложение или сайт банка и попробуйте вновь пройти регистрацию на Госуслугах. Если нормально, вы получите новый пароль для входа, а номер телефона теперь будет тот, что используется в личном кабинете банка.
Вы также можете обратиться в МФЦ (не забудьте взять паспорт и СНИЛС). Сотрудник проведёт проверку личности и вышлет данные для входа на Госуслуги на почту или СМС.
ЧТО ЕЩЁ МОЖНО СДЕЛАТЬ
Специалисты по безопасности также рекомендуют при взломе Госуслуг зайти в личный кабинет, выбрать графу «Профиль» и «Безопасность». Далее найти вкладку «Действия в системе» и нажать «Выйти». То же самое необходимо сделать во вкладке «Мобильные приложения» (надо будет выбрать приложение, в которое вы не входили).
ПРОВЕРИТЬ ДЕЙСТВИЯ В СИСТЕМЕ
Все действия в аккаунте фиксируются, поэтому следы мошенников отыскать несложно. Откройте личный кабинет, перейдите в «Профиль» и «Безопасность». Вам нужна вкладка «Действия в системе». Ищите подозрительные пункты вроде упоминания микрофинансовых организаций (МФО) или банков (если мошенники пытались оформить на вас кредит). Если встретите упоминание МФО, обязательно позвоните туда и выясните, не принимала ли организация от вас заявок. Если да, сообщите, что взять займ пытались мошенники.
ПРОВЕРИТЬ КРЕДИТНУЮ ИСТОРИЮ
Её можно запросить через «Госуслуги» (бесплатно два раза в год). Нужно выбрать услугу «Получение информации о хранении вашей кредитной истории» и заказать отчёты в Бюро кредитных историй (БКИ). Когда отчёт придёт в личный кабинет, посмотрите, какие заявки в банки и МФО подавались от вашего имени. В случае если решение по кредиту ещё не принято, ваш звонок может его отменить.
ПРОВЕРИТЬ ПОДАННЫЕ ЗАЯВЛЕНИЯ
Мошенники взламывают «Госуслуги» не только для оформления кредитов, но и для получения информации о финансовом состоянии жертвы. Для этой цели аферисты могут запросить данные трудовой книжки, индивидуального лицевого счёта, справку 2-НДФЛ. Проверить список поданных заявлений можно в личном кабинете.
КУДА ОБРАЩАТЬСЯ, ЕСЛИ ВЗЛОМАЛИ «ГОСУСЛУГИ»
Даже если мошенники не взяли кредит на ваше имя, сообщить о взломе всё равно надо. Если у злоумышленников останется доступ к аккаунту, они могут использовать ваши данные позже. Почему:
обратитесь в банк или МФО. Если мошенники подали заявку от вашего имени, свяжитесь с финансовой организацией и объясните ситуацию. Нужно рассказать, что кредит хотят получить мошенники и заявка поступила не от вас. Если банк и МФО ещё не выдали деньги, заявку после проверки отменят. В противном случае запросите у организации копии документов, которые использовали мошенники. Также необходимо подать заявление об аннулировании кредитного договора, но перед этим обратитесь в полицию;
обратитесь в полицию. Многие эксперты по безопасности советуют идти в полицию. На практике же полиция часто отмахивается от таких дел и отправляет в МФЦ. Но если вы человек принципиальный, то можете всё-таки сделать это или подать заявление онлайн через сайт МВД. Это нужно для того, чтобы уведомление правоохранительных органов могло послужить доказательством вашей непричастности в случае оформления кредита на ваше имя. В заявлении подробно опишите взлом: укажите примерное время, сообщите о действиях мошенников в системе, номере мобильного, который оказался привязан к кабинету;
сообщите в поддержку «Госуслуг». О взломе аккаунта важно уведомить поддержку «Госуслуг». Сделать это можно несколькими способами: через обратную связь, горячую линию, соцсети или мессенджеры.
ЧЕМ ГРОЗИТ ВЗЛОМ
Вот основные последствия:
• Оформление кредита. В крупных банках мошенникам, скорее всего, откажут из-за тщательной проверки заёмщиков, а вот в небольших МФО вполне могут одобрить заявку. Поэтому важно проверить кредитную историю и оперативно связаться с кредитором до одобрения и выдачи денег.
• Обман родственников и знакомых. Злоумышленники могут использовать личную информацию о вас для различных аферистских схем. Например, если у вас есть счёт в банке, злоумышленники могут запугать якобы его блокировкой.
• Получение вычета. Мошенники могут подать заявление на вычет от вашего имени. При этом в качестве счёта, куда отправят деньги, укажут свой – подставной.
• Перепродажа информации. Все мы регулярно получаем различные СМС или звонки с навязыванием услуг и всё удивляемся, откуда звонившие взяли ваш номер. Виной тому становятся мошенники, которые продают базы данных о пользователях. Оказаться в ней можно и после взлома.
КАК ЗАЩИТИТЬСЯ
Установите сложный пароль к своему аккаунту.
Подключите уведомления о входе в личный кабинет на электронную почту и активируйте вход с дополнительным способом подтверждения.
Настройте контрольный вопрос. Он предназначен для подтверждения вашей личности при восстановлении пароля, усложняя доступ к аккаунту для злоумышленников.
Установите антивирус на компьютер, с которого заходите на «Госуслуги». Известно, что некоторые программы могут похитить вашу личную информацию с портала.
По материалам газеты «Народный совет»
Подготовлено заведующим сектором правовой информации отдела обслуживания Центральной библиотеки г. Анапа Н.П. Плетухиной https://ancbs.anapa-kult.ru/item/2358155


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев