Через два года ВЦИК и СНК РСФСР приняли декрет о лишении гражданства тех, кто покинул страну Советов. Декрет состоял из пяти пунктов, но по трем из них — выезд за границу после 7 ноября 1917 года без разрешения советской власти, участие в сражениях против советской власти, пребывание за границей беспрерывно в течение пяти лет, но не получивших от советского представительства заграничного паспорта, лишались гражданства. В сущности декрет закрыл дорогу с чужбины домой.
Бывшие беженцы устраивались на новом месте жительства. Сергей Пахомов стал художником-декоратором. Но во время второй мировой войны его мобилизовали и отправили в Югославию. Родные от главы семьи так и не дождались вестей. Говорили, что кто-то видел Сергея в Мюнхене, но как на самом деле сложилась его судьба — жив он или убит — никто не знает.
В Русе, в третьем по величине городе Болгарии, находилось советское консульство, которое организовало в русском клубе встречу с представителями разных областей СССР, приехавшими в балканскую страну агитировать бывших советских граждан вернуться на родину. Давили на больное место: расставание с родной землей в 20-ые годы для большинства было незаживающей раной, ностальгией.
«Григорий Горошко несколько раз прокрутил нам цветное кино про совхоз «Пахта-Арал», — рассказывал Е. Пахомов. — Мы категорически отказывались от Поволжья, Подмосковья — кино было черно-белое, проигрывающее на фоне цветного о «Пахта-Арале». Казахстанский совхоз был райским уголком, зеленый, с журчащей в арыках водой, ухоженными домами, клубами. В нем нужны были люди разных специальностей. Пахтааральское кино говорило нам, что историческая родина ждет не дождется возвращения к родным истокам».
√ Советское правительство предоставило болгарам возможность учиться в профессиональных училищах, институтах и техникумах: 300 человек завершили курсы механизаторов, 146 — шоферов, 30 стали швеями, 120 окончили среднюю школу, 180 человек получили дипломы институтов, в которых учились заочно.
Вернуться захотели бывшие советские граждане, предки тех болгар, что еще два века тому назад из-за Дуная уехали осваивать украинские и российские земли. Существует версия, что первые болгарские племена образовались в предгорьях Памира, но, теснимые горцами, они расселились на северном побережье Каспия, где прожили около трех веков. Но есть и другая версия, которая гласит, что болгарское государство было создано из фракийских племен и протоболгар, пришедших из причерноморских степей. Выбирайте ту версию, какая вам больше нравится. Но в любом случае стоит принять за истину, что болгары расселялись во многих частях света.
Итак, вдохновленные фильмом Григория Горошко, они выбрали «Пахта-Арал». Но когда приехали в совхоз, выяснилось, что кино и реальная жизнь — это не одно и то же. Отвлекаясь от болгарских переселенцев, вспомню другую историю (не знаю, заслуга в этом товарища Горошко или другого, но в целинный совхоз им. Ленина Джетысайского района привезли украинцев из Аргентины. Знала семью Грищук, которая через несколько лет, освободившись от советской пропаганды и агитации, вернулась в Аргентину).
А репатриантам из Болгарии сказали категорически: «Все на сбор хлопка!». У некоторых этот призыв вызвал шок. Среди вернувшихся был известный болгарский хирург, а также бывший главный балетмейстер театра в городе Русе… Им не нашлось работы по специальности. Обманутые люди хотели побить Гришу Горошко за обман, не зная, впрочем, что он не хотел интеллигентов везти в Союз. Горошко скрывался от возмущенных людей как мог. Спас его директор совхоза Куликов, давший внеочередной отпуск в надежде, что за это время страсти поутихнут, все само собой рассосется.
Единственный, кто безоговорочно пришелся ко двору совхоза, — это Евгений Пахомов. Еще в Болгарии он окончил электротехнический техникум, что помогло ему устроиться в совхозные мастерские. А через несколько лет помогла другая специальность — хореографа. Со своими танцевальными коллективами он выступал в Алма-Ате, Москве.
«Да живее вечната и нерушима българо-съветска дружба!»
Читатель с легкостью переведет на русский язык эту фразу, записанную в альбом перед возвращением на родину болгарских комсомольцев после трехлетней работы на освоении целины в нашей области, строительстве хлопководческих совхозов. Приехали они в нашу область в 1957 году.
«Многие из нас откликнулись на призыв Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза молодежи принять участие в освоении целинных и залежных земель, — Кръстю Миладинов, секретарь Демократического Коммунистического Молодежного Союза Болгарии так объяснял участие болгар в целинной эпопеи. — Впрямую этот призыв нас не касался, но мы были тесно связаны с советскими комсомольцами и приняли решение ехать в Советский Союз. Тем более что нас влекла романтика новых, неизведанных дорог».
Сформировалась группа из более двух тысяч человек преимущественно из комсомольцев населенных пунктов Ловечской области, а также недалеко находящихся городов Габрово, Плевен, Велико-Тырново, Враца, Михайловград, Виддин, София.
Сам Кръстю был родом из Осыма Ловечской области, названного городом сирени из-за множества кустов, посаженных где только можно. Но сосредоточием стал парк Стратеш, где можно было найти самые редкие породы этого замечательного кустарника.
«Приехали болгары из той же Ловечской, или, как у нас стали ее называть, Ловешской области, где жили до приезда в Союз, и мы, что облегчило их пребывание», — говорил Евгений Сергеевич.
Одна только часть болгар попала в совхоз «Пахта-Арал», наиболее благоустроенного (он был создан еще в ноябре 1924 года по декрету Ленина), другая — в новый целинный совхоз «30 лет Октября», но большая оказалась на освоении и создании совхозов им. Ленина и «Махталы».
«Болгары в полной мере хлебнули те трудности, которые неизбежно выпадали на долю первопроходцев, — рассказывал Иван Константинович Мороз, первый директор совхоза «Махталы». — Жили в вагончиках, которые в летний зной так раскалялись, что удобнее было оставаться на свежем воздухе. Пыль — это вторая беда, делавшая нашу жизнь тяжелой».
Но болгары мужественно переносили все тяготы целинной жизни вместе с советскими первоцелинниками. Никто из них не сбежал, не струсил. Их жизнестойкость поражала: вечером, когда чуть спадала жара, они устраивали танцы, водили хороводы, пели песни.
Советско-болгарская любовь
Молодые люди создавали на казахстанской земле семьи.
Вот что рассказала Мария Ивановна Маковеева:
«Мой муж Илия Петров Маковеев был профессиональным военным, дослужился в Болгарии до чина капитана. Но когда ЦК Димитровского Коммунистического молодежного союза бросил клич: «В Советский Союз — за передовым опытом», — он демобилизовался из армии и приехал в Южный Казахстан. Маковеев, которого стали звать на русский манер Ильей Петровичем, работал в строительной бригаде: возводил дома, как говорили тогда, объекты соцкультбыта». Илия увидел Марию, когда она приехала на летние студенческие каникулы к брату в совхоз «Пахта-Арал» из Оренбурга. Влюбился в нее… Через два месяца справили болгаро-советскую свадьбу».
Комментарии 3