На самом деле никакого отношения к портянкам наименование это не имеет. Вообще на территории современной Спартановки (если не говорить о древних или средневековых временах) располагалось несколько разных сёл.
Существует очень интересная карта 1820-х гг., которая фиксирует на этом месте сразу два населённых пункта. Один, на берегу Мокрой Мечётки - совсем небольшой хутор Краюшкин. Про хутор этот, к сожалению, практически ничего не известно, уже к середине XIX века его не существовало.
Рядом на карте обозначено "сельцо" Никольское, которое также именовалось как Мечётное. Село было выстроено вдоль берега Волги, северным краем своим упираясь в Сухую Мечётку. В те времена в округе водилось множество диких животных. По всей видимости жители Никольского/Мечётного сельским хозяйством не занимались, а поселились здесь в связи с указом 1739 года, предписавшим заготавливать здесь дичь для отправки её в столицы. В этой связи в Мечётном содержался т.н. "зверинец", в который доставляли пойманных в округе кабанов, сайгаков, диких коз и серых куропаток, из зверинца их отправляли в Москву. Однако уже к середине XIX века зверинец исчез, а само село пришло в упадок и к концу XIX века превратилось в хутор, а позже и вовсе исчезло.
В 1840-е гг. здесь появляется сразу три новых деревни. Чуть южнее совр. Спартановки, в районе нынешнего Нижнего Тракторного, с 1850 г., появляется маленькая деревня Журковка, в которой в конце XIX века насчитывался всего 21 дом. Фирменным занятием жителей было плетение корзин, которые поставлялись в Царицын для хранения и транспортировки мороженой рыбы. Чуть севернее - за Сухой Мечёткой (в районе современной развилки на Волжский) - село Рынóк (его основали перебравшиеся ближе к Волге крестьяне из с. Орловка), а между ними - деревня Спартанка, которую основал переехавший сюда из деревни Терновки Борисоглебского уезда Тамбовской губернии помещик Иван Страхов. С собой он привёз своих крепостных.
Вопрос, почему именно такое название получила деревня задавали ещё в те времена, поэтому этот вопрос был зафиксирован и имеет чёткое объяснение: название это было присвоено "по воле помещика". То есть Страхову так захотелось, так он придумал, деревня была его частной собственностью, почему он назвал её именно так - он не объяснил. Общее население деревни составляло около 100 человек. Чуть позже, в 1880-е годы появился вариант названия - Протянка (не "Портянка", а именно "Протянка"), однако он не прижился. Численность Спартанки постепенно сокращалась, составив к концу XIX века 64 человека. Население жило в основном за счёт рыболовства, но не собственного: местные мужики работали рыбаками, получая за это деньги. Часть людей сеяло хлеб, деревня считалась зажиточной. Собственной церкви здесь не было, крестьяне ходили в церковь села Рынóк.
Если бы не строительство Тракторного завода и не создание ГЭС - скорее всего Спартанка бы со временем влилась бы в разросшийся Рынóк и стала бы его частью. Однако, возникновение по соседству огромного завода привело к внезапному и резкому расширению Спартанки: здесь стали селиться рабочие завода, поэтому Спартанка сильно выросла в размерах и численности населения. Стали появляться варианты "Спартановка" или "Спартаковка". С 1936 г. деревня была включена в границы Тракторозаводского района и с тех пор является уже городским районом.
Ну а бурлаки... возможно и сушили здесь что-то, но к названию местности они точно отношения не имеют!
На фото: 1 - Спартановка в начале 80-х, 2 - пристань у берега в 1954 гг., 3 - фрагмент карты 1820-х гг., 4 - карта 1860-х гг., 5 - топографическая карта 1937 г., 6 - аэрофотосъёмка местности в 1942 г., 7 - спутниковый кадр 1965 г. (правее огромной Спартановки виднеется уже маленький Рынóк).

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев