Но, чтобы не было подобных иллюзий, имеет смысл вспомнить, как 18 лет назад, в августе 1998-го, когда Россию поразил азиатский финансовый кризис и рубль был сильно девальвирован, импортозамещение началось под воздействием рыночных стимулов.
Без всякого государственного протекционизма. Без кремлевских приказов. Без шумной пропагандистской кампании. И результаты появились уже на следующий год. Экономика начала расти, и через два года уже росла достигла таких темпов, которых Россия не знала ни до, ни после. Ныне же через два года мы ничего подобного не имеем.
Более того, надо принять к сведению, что ныне мировая экономика не находится в кризисе, и объяснить российские проблемы общим состоянием дел невозможно. Другие страны без всякого импортозамещения продолжают развиваться. Россия же в лучшем случае надеется на то, что в ближайшее время спад прекратится и экономике удастся «лечь на дно».
Почему же произошел такой конфуз? Он выглядит совершенно необъяснимым, если рассуждать исключительно об экономике, поскольку политика импортозамещения была модной в науке 1950-1970-х, да и то преимущественно в странах Латинской Америки.
К 1980-м она полностью провалилась, что особенно ярко было видно на фоне значительных успехов экспорториентированной политики стран Юго-Восточной Азии (Японии, Южной Кореи, Тайваня, Сингапура, Гонконга). Об этом ныне известно практически каждому студенту-экономисту, если, конечно, он не двоечник.
Неудивительно, что в последние десятилетия импортозамещение совершенно не в тренде. Россия же вдруг «оделась» по моде прошлого века, при этом, видимо, рассчитывая иметь успех в свете.
После присоединения Крыма Россия попала под санкции. Отношения обострились до предела. Кремль захотел жестко ответить «противнику». Вводить персональные запреты на въезд западных политиков в Россию было бессмысленно, поскольку они здесь и так почти не бывают. Запрещать экспорт капитала и технологий тоже смысла не имело, поскольку Россия мало что может Западу в этом плане предложить.
Комментарии 371