Изображение Симаргла (браслет XII—XIII вв.)
Упоминается это, казалось бы, совершенно сказочное существо и в таком знаменитом историческом документе, как Повесть временных лет, где вот что сказано о Симаргле: "В Слове некоего христолюбца и ревнителя по правой вере" - "веруют… и в Сима и в Рьгла (Ерьгла)". Для чего я привожу такие, казалось бы сугубо научные сведения?
В позднейших произведениях, где употребляется одно имя — Си(ѣ)марьгл или Семургл, предполагается, что буквы "ь" и "г" появились вследствие ошибки монахов-переписчиков, вместо "ы" ("еры"). Это важно! Если исправить правописание, то получится Сима Ерыла, то есть Ярила; а слово Сим (или Сѣм) может быть объяснено древнесабинским «semo», что означало «гений», «полубог», то есть существо существовало и было разумным, возможно даже разумнее человека! То есть мифы о говорящих животных могут оказаться правдой! Ну, а то, что не летающее в наше время существо, могло когда-то летать, тоже может оказаться фактом.
Так, например, персидское слово «Sīmurg» (Симург) означает похожую на грифа сказочную птицу, которая почиталась как божество, а Сэнмурв — гибридный образ полусобаки-полуптицы, встречавшийся в иранском словесном творчестве и изобразительном искусстве. Считается, что птица Симург произошло именно от Сэнмурва. В III-VII веках - Симург даже был эмблемой Ирана.
Историк И. Е. Забелин полагал, что Сим и Регл слова ассирийские, обозначают поклонение огню. Он считал, что эти божества заимствованы русскими от обитателей Киммерийского Боспора и южного Черноморья. Сим и Регл известны по древнегреческой надписи Понтийской царицы Комосарии (II или III век до н.э.), открытой ещё в легендарной Тмутаракани, на Таманском полуострове.
Симург в иранской мифологии охраняет Мировое Древо, на котором находятся семена всех растений. Поэтому он определяется как божество семян, ростков и корней растений; охранитель побегов и зелени. В более широком смысле - символ "вооруженного добра". Посредник между верховным божеством неба и землёй, его посланец. Таким образом, Б. А. Рыбаков считал, что и Симаргл имел внешний облик «собако-птицы» или, может быть, грифона.
Действительно, крылатые псы в окружении растительного орнамента — очень распространённый сюжет русского прикладного искусства XI—XII вв. Археологи находят браслеты, подвески, имеющие форму крылатой собаки; даже на воротах одного из суздальских храмов вырезаны эти мифические существа.
Можно сказать, что Симаргл почитался нашими предками как божество растительности и изображался в виде «собако-птицы» или «крылатого пса», то есть выглядел как посредник между небом и землёй. Таким образом можно сопоставить его с индийским Агни и допустить, что у Симаргла были более «высокие функции», так как основная функция Агни — это как раз посредничество между людьми и богами.
Но на мой взгляд, вокруг крылатого пса изображались не витиеватые растения, а языки пламени, или порывы ветра - движение воздуха. Ведь Симаргл летал и сиял! Древние мастера просто не имели возможности передать в своём материале эти качества чудесного пса.
А ещё есть культ Симаргла-Переплута, его связывали с "русалиями" - празднествами в честь вил-русалок.
Интересный браслет из состава Тверского клада 1906 года донёс до нас изображение "многовертимого плясания" в честь Переплута, где показана сцена жертвоприношения Симарглу-Переплуту. Девушка в длинном платье с распущенными волосами подносит кубок изображению крылатого пса. Пёс Симаргл как бы вырезан из дерева, растущего в земле (показаны его корни) и сильно изогнутого. Явно, что чеканщик изображал не животное, а скульптуру животного, идола Симаргла-Переплута".
Однако есть и другая гипотеза: Переплут (древнерусское - Переплуть, от плут, плутать или переплыть, если Переплут имел отношение к мореходству) и упоминался вместе с берегинями.
В поздних рукописях имя вестника Богов пишется по-разному: «Симарьгл», «Семарьгл», а иногда разделяется на два имени «Сима» и «Регла». То есть монахи-переписчики рукописей уже не помнили и не понимали, что это за имя и, соответственно, божество.
Комментарии 1